АниМаг Журнал Онлайн 2010: Восточное Кино: Kaidan / Кайдан
Kaidan Кайдан Режиссер: Хидэо Наката / Формат: полнометражный фильм / Продолжительность: 115 мин / Страна: Япония / Год Выпуска: 2007
 
ВИДЕОМАТЕРИАЛ:

Никто не сравнится с японскими режиссерами в умении снимать страшное кино. Пока их западные коллеги лезут из кожи вон, тщетно пытаясь напугать мувигоуэров резиновыми монстрами и потоками томатного соуса, японцы ловко и аккуратно воздействуют на секретные точки человеческой натуры, вызывая у зрителя чувство трепетного ужаса буквально из ничего. На первый взгляд, приемы запугивания в J-хоррорах кажутся примитивными и жутко банальными: разве могут в 21 веке кого-то напугать переборщившие с белилами статисты и страшненькие девочки с неудачной прической? Но ведь пугают же, пугают до седых волос!

Удивительно, однако сей феномен, совершенно не поддающийся логическому объяснению, долгое время был почти не известен на Западе. Лишь редкие синефилы могли похвастаться таки шедеврами, как Jigoku или Kwaidan в своей домашней фильмотеке. Режиссером, прославившим жанр J-хоррора на весь мир, стал Хидео Наката, чья картина Ringu сразу же после выхода обрела культовый статус и прогремела далеко за пределами Японии, породив моду на ужасы made in Japan и бесконечное число подражателей. После такого триумфа Наката мог спокойно уйти в долгий творческий отпуск и почивать на лаврах до конца своих дней, или же сменить поле деятельности, попробовав свои силы в мелодраме или даже комедии. Но вместо этого он продолжил работу в любимом жанре, изобретая все новые способы доведения гайдзинов до сердечного приступа. Правда, далеко не все изобретения мастера выходят удачными.

В «Кайдане» Хидео-сан, утомленный новомодными хай-тек призраками, которые предпочитают потрепанной видеокассете ультрасовременные гаджеты и просторы Интернета, решил совершить экскурс в историю, к самым истокам жанра «кайдан» - японским народным страшилкам. Сразу следует сказать: фильм Накаты не имеет никакого отношения к упомянутому выше «Кайдану» (Kwaidan), снятому полвека назад Масаки Кобаяси. В отличие от легендарного тезки, признанного классикой японского кино, новая картина вряд ли войдет в историю. Единственное, что объединяет две эти ленты – антураж феодальной Японии, обязательный для традиционного «кайдана».

В центре сюжета, само собой, легенда о жутком проклятии. Самурай Синдзаэмон, находясь в состоянии легкого алкогольного опьянения, прикончил ростовщика, которому задолжал денег, и сбросил его тело в Касанэ-га-фути — омут извилистой реки, из которой, согласно легенде, никто не выплывает на поверхность. И все бы сошло самураю с рук, однако за мгновение до смерти ростовщик проклял убийцу и весь его род. В результате, через некоторое время Синдзаэмон сходит с ума, убивает жену и кончает жизнь самоубийством, а его ребенок, Синкити, остается на попечении воспитателя. 20 лет спустя красавец Синкити волею судеб влюбляется в старшую дочь ростовщика, убитого его отцом, и их страсть - спасибо папиному проклятию - оборачивается настоящим кошмаром.

Несмотря на громкое заглавие, собственно «кайданом» фильм можно назвать лишь с очень большой натяжкой. Перед нами, скорее, бытовая история о сложных взаимоотношениях японских обывателей, которые любят иногда помахать катаной, мелко шинкуя своих родных и близких. А элемент мистики, за который отвечают абсолютно нестрашные и для сюжета совершенно ненужные призраки, и вся суета с фамильным проклятием вместо дрожи в коленках вызывают только недоумение: неужели этот фарс дело рук самого Накаты, создателя шедевральных «Звонка» и «Темных вод». Честно говоря, если выкинуть из фильма всю паранормальщину и аккуратно зачеркнуть строчку «J-хоррор» в графе «жанр», то «Кайдан» превратится в отличную самурайскую драму, из тех, что пользуются большим успехом у заграничных эстетов, где пьют ароматный чай, говорят "домо аригато" и время от времени устраивают жестокую поножовщину. Но вряд ли Хидео-сан решится взять в руки ножницы и отправить нелепых привидений в мусорную корзину.

В каком-то роде, «Кайдан» Хидео Накаты – это экспериментальный проект, попытка снять модный фильм ужасов, используя устаревшие приемы и сюжетные ходы. Задумка отличная, никто не спорит, но вот ее реализация оставляет желать лучшего. Справившись с драматической составляющей на твердую пятерку, Наката полностью провалил сам «кайдан» - рассказать страшную сказку о призраках у него, увы, не получилось. Быть может, мастеру хоррора, чей вклад в развитие жанра сложно переоценить, уже пора переключиться с привидений на самураев. В конце концов, в умении снимать красочные исторические драмы с реками крови и цветущей сакурой с японскими режиссерами тоже никто не сравнится.

(c) АниМаг основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! Copyright © Герасимов "Saotome" Алексей (admin@animemagazine.ru)

ДРУЗЬЯ АниМага:


AniDub
Enter Evangelion Not End
Kranken Haus. Online anime-magazine.
Лук ФРИ! - Цифровой журнал XXI века!