АниМаг Журнал Онлайн 2010: ТЕМА НОМЕРА: Type-MOON > Kara no Kyoukai (ранобе)
Type-MOON Gekijouban Kara no Kyoukai
Полнометражные фильмы
Ufotable Сайт: www.ufotable.com
Серия фильмов родилась из додзинси-романа Киноко Насу. Каждый фильм септалогии имеет подзаголовок, взятый из романа-первоисточника.
 

Студия была основана не последним человеком в аниме-индустрии Хикару Кондо, который выступает под творческим псевдонимом Осэ Мацури. Он продюсер практически всех работ студии, сценарист «Coyote Ragtime Show» и «Futakoi Alternative», режиссер сериала «Futakoi Alternative». Ufotable почти сразу зарекомендовала себя очень внимательным отношением к фонам, общей детализации и высоким уровнем анимации своих работ.

Самыми известным проектом Ufotable является цикл «Kara no Kyoukai - The Garden of Sinners», состоящий из семи фильмов, выходивших в течение трех лет.

Команда аниматоров оставалась одной и той же практически на всех фильмах: сценаристом выступил Хирамацу Масаки, контролером анимации всего цикла стал Судо Томонори, а к работе над дизайном персонажей был привлечен Огасавара Ацуси. Художником-постановщиком трех фильмов из семи выступил Икэ Нобутака, известный художник-аниматор. На третьем фильме цикла в качестве художника-постановщика был задействован Огура Кадзуо, а к работе над четвертым привлекался Эбисава Кадзуо. Художником-постановщиком шестого и седьмого фильма стал Это Кодзи. Вот и все различия в основной команде.

Зато режиссеры на каждом фильме были разные, и это стало особенностью цикла: при кажущейся одинаковости всех фильмов, каждый имеет свою индивидуальность, несет отпечаток личности режиссера.

Логически цикл выстроен не линейно: начинается он с деятельности агентства «Храм пустоты», где работают главные герои, и только во втором фильме перед зрителем начинают приоткрывать завесу тайны личности основных персонажей. К последнему фильму становится ясно, что весь цикл посвящен любви, а борьба могущественных магов, серийные убийства, жестокие бои – лишь антураж, призванный показать, что обличья у любви бывают разные, что некоторые и простое желание принимают за сильные чувства. Но только благодаря сильной и искренней любви, презирающей все условности, можно сохранить в себе человеческое. Но, по порядку.

Фильм первый > Gekijouban Kara no Kyoukai: Dai Ichi Shou - Fukan Fuukei
   Граница Пустоты: Вид свысока
   Режиссер: Аоки Эй / Aoki Ei

На взгляд человека, ничего не слышавшего о «Саде грешников», ни об играх вселенной «Type-Moon», ни о ранобэ, первый фильм – очередное творение о детективном агентстве, работают в котором исключительно психи, расследующие разные мистические случаи и загадочные убийства. Да и набор героев, почти обязательных для подобного жанра, имеется в полном комплекте: циничная начальница, «мозг» организации, - Токо Аозаки, местный аналитик – тихий очкарик Микия Кокуто и боевик, выполняющий «грязную» работу, - нелюдимая девица Шики Реги.

Правда, «Gekijouban Kara no Kyoukai» сразу с первых минут выделяется странно-мрачной затягивающей атмосферой, неторопливым ритмом повествования, резко прерываемым бешеным синкопом невероятных схваток в пустоте.

Все это под неземную завораживающую музыку Юки Кадзиура. И вот как раз музыка сразу настраивает, что просто не будет, зрителю придется поломать голову над загадками, над тем, какие скелеты прячут герои. Режиссер и сценарист щедро рассыпали головоломки и загадки, ответы на которые в фильме так и не даются.

Фильм создан как бы в несколько слоев: первый, собственно история взлета/падения наследницы строительной империи Фуджо. Второй, балансирующий на грани разгадки и недосказанности, - странные отношения между героями, Шики и Микия. Эта холодность, эта почти вражда со стороны Шики, которая только в самом конце раскроется и на мгновение покажет сильную нежность. Вот, ради кого можно потерять руку, вот ради кого стоит так рисковать. А Микия, спокойно принимающий и молчание, и раздражение, на протяжении всего действия остающийся все таким же заботливым и спокойным. Что же случилось между этими двумя? Насмешливые намеки Токо ничего не проясняют, только еще больше напускают тумана.

Режиссер ловко вонзил в зрителя крепкие крючочки: теперь уже в нетерпении ждешь продолжения, предвкушая все разгадки. Но…



Фильм второй > Gekijouban Kara no Kyoukai: Dai Ni Shou - Satsujin Kousatsu (Zen)
   Граница пустоты: Расследование убийства (Начало)
   Режиссер: Нонака Такуя / Nonaka Takuya

Кажется, все формальности соблюдены: история резко берет назад, в 1995 год, когда все и началось. Микия Кокуто однажды в снегопад встречает красивую девушку в белом кимоно. Потом оказывается, что таинственная незнакомка – его одноклассница Шики Реги. Странная девушка, ни с кем не разговаривает, ни на кого не смотрит. Но тихое упрямство Микия сломило ее молчаливое сопротивление, и вот уже между Шики и Микия завязывается странная дружба. Одновременно в городе начинаются страшные убийства: находят трупы, буквально разорванные в клочки. Постепенно расследование, которое ведет двоюродный брат Кокуто, Акими Дайске, начинает приближаться к Шики. Все указывает на нее: странные ночные прогулки по самым зловещим улочкам, эмблема школы, найденная на месте преступления. Круги вокруг Шики сужаются, да и сама она постоянно провоцирует и дразнит Микия, уверяя, что серийный убийца – она. И тут еще явление второй «темной половины» Шики – ШИКИ… Зритель вместе с Микия уже не знает, чему верить, и гадает – убийца Шики или нет. Но, в отличие от зрителя, Микия, вопреки очевидному, продолжает упорствовать в своем нежелании обвинять Шики в серийных убийствах. Кончится это плохо для всех: Микия спровоцирует Шики, и после бешеного бега в дождь в бамбуковой роще, девушка окажется в больнице в коме.

На фоне всех этих убийственных событий перед зрителем разворачивается история зарождения любви между двумя такими, на первый взгляд, не похожими людьми, как девушка, вынужденная скрывать перед всеми свою вторую сущность, и парня, отличающегося невероятной добротой ко всем.

Жертва в этом дуэте, на мой взгляд, все-таки Шики: непонятная и необъяснимая любовь Микии ранит ее не меньше, чем двойственное положение в семье и наличие ШИКИ. Именно решение, принятое Шики в этом фильме, определит ее дальнейшую судьбу.

Авторы предлагают зрителю множество зацепок и намеков, раскрываются которые только в последующих фильмах. А незначительные фразы, брошенные вскользь, оказываются определяющими для всей истории, но выясняется это только в самом последнем фильме, где показывается полная версия событий.

Анимация, как всегда, на высоте: практически половина действия происходит ночью или поздним вечером. Тем не менее, аниматорам, даже при весьма ограниченном выборе цветов, удается отлично передать и зловещую атмосферу помоечных окраин, и удивительную чистоту и красоту полночной бамбуковой рощи. Авторы, кстати, используют возможности света на полную катушку, чтобы передать ощущения героев: встречи Микии и Шики, их разговоры происходят при свете дня. А самые лиричные – на закате, когда все пространство залито расплавленным золотом уходящего солнца. Зато всегда, когда речь идет о темной половине Шики, на экране либо сумерки, либо тьма. Конечно, это старые приемы, почти «в лоб», но с учетом невероятной детализации задних фонов, интерьера, одежды, работают просто отлично. Зрителя полностью затягивает эта история, почти физически ощущается, что герои ходят по острой грани, и в любое мгновение рискуют свалиться в бездну, и из которой нет возврата.



Фильм третий > Gekijouban Kara no Kyoukai: Dai San Shou - Tsuukaku Zanryuu
   Граница пустоты: Оставшаяся боль
   Режиссер: Обунай Мицуру / Obunai Mitsuru

Иногда пустота так окутывает, снаружи и внутри, что уже физическую боль начинаешь считать доказательством собственного существования. Вечное душевное одиночество обернулось для Фудзино Асагами страшной пыткой: она даже сказать никому не могла, в какой переплет попала. Вынуждена была терпеть насилие и унижение, пока не обнаружила, что в силах самостоятельно разрешить ситуацию, правда, весьма страшным и кровавым способом. В результате Асагами, став преследователем, сама в свою очередь превратилась в цель охотников из агентства «Храм пустоты».

Третий фильм, возможно, разочаровал зрителей, так ожидавших продолжения истории противоборства Шики с самой собой: предыдущий фильм заканчивался сценой в больничной палате, в которой девушка лежит уже два года в коме. Но режиссер Обунай Мицуру выпустил историю об очередном деле борцов со злом. Правда, зло здесь вызывает только сочувствие: жизнь тихой и спокойной девочки Фудзино только на первый взгляд была безмятежной. Потому девушка и зацепилась за единственного человека, поразившего ее своей добротой. В результате у Шики появилось больше причин желать ей смерти.

Анимация в этом фильме более «мягкая»: краски слегка приглушены, только кровь, как всегда, яркая, почти светящаяся. Приглушены и чувства героини: похоже, что Шики одолела своих демонов. Теперь она как городской охотник, в вечном поиске, и, как настоящий охотник, берет добычу по себе. Не учуяв в Фудзино желания убивать, Шики способна оставить ее «на следующий раз», когда это желание опять проснется. Ну и финальный акт, неожиданный для Шики, к которой зритель уже привык, и показывающий ее великодушие. И силу ее любви к Микии тоже.



Фильм четвертый > Gekijouban Kara no Kyoukai: Dai Yon Shou - Garan no Dou
   Граница пустоты: Храм Пустоты
   Режиссер: Такигути Тэйити / Takiguchi Teiichi

В четвертом фильме история Шики была продолжена почти с того же места, где закончилась: девушка очнулась в больнице. Не сказать, что пробуждение ее от комы было радостным – ее обретенная способность показалась Шики настолько ужасной, что она, как всегда, не колеблясь, тут же попыталась от своей силы избавиться. Но тут вмешалась Токо Аозаки…

Четвертый фильм более простой и ясный по сравнению с предыдущими тремя. События летят стремительным потоком, не особо задерживаясь на переживаниях героев. Все четко: вот тебе сила, справляйся. В смысле раскрытия личности Шики режиссер четвертого фильма Такигути Тэйити пошел по проторенному пути, показывая становление героя: сопротивление – безволие – желание жить – принятие судьбы. Токо и Микия, скорее, статисты в этой истории. Токо исполняет роль учителя, Микия – причины. Даже расставание героини со своей второй «темной» половиной, хоть и выглядит драматичным, но укладывается в заданные событийные рамки и особого трепета у зрителя не вызывает.

Зато графика и музыкальное оформление как всегда на высоте. От некоторых музыкальных пассажей дрожь продирает больше, чем от творящегося на экране.

В общем, особой оригинальностью четвертый фильм не выделяется, являясь связующим звеном истории, и несет на себе функцию объяснить, как Шики обрела свою силу.



Фильм пятый > Gekijouban Kara no Kyoukai: Dai Go Shou - Mujun Rasen
   Граница пустоты: Спираль парадокса

   Режиссер: Хирао Такаюки / Hirao Takayuki

В этом мире все не так, как кажется: и совы здесь не совы, и дома – ловушки, и жизнь – иллюзорна. По контрасту с предыдущим фильмом, прямым как стрела, пятый фильм полностью оправдывает свое название: кружится как спираль, запутывает и героев и зрителя, смеется и издевается, подсовывая в самые драматические моменты ярко раскрашенные рояли, которые никакими кустами замаскировать невозможно. И ведь срабатывает! От обилия кричащих красок, бешеных движений, резких звуков и неожиданных появлений, зритель просто впадает в ступор. Видимо, этого авторы и добивались: зритель уже безропотно принимает весь обман, царящий на экране. Да, их две, да, это не люди, да, вся громоздкая ловушка создана специально для Шики, да, Шики выскочит как черт из табакерки.

При всем при этом Шики Реги, собственно, история которой разворачивается на протяжении всего цикла, здесь не главная. Этот фильм – бенефис Токо Аозаки, циничной начальницы бедных влюбленных, подхватившей их на крутом жизненном повороте, приручившей и опекавшей. Это ее мир – бешеный, жестокий, циничный. Это ее жизнь – поток обмана и иллюзий, по-детски жестоких притворяшек, мрачных фанатичных магов, на пути к своей цели способных разрушить все – жизнь, мир, любовь, себя. И Токо здесь – как рыба в воде.

Фильм очень выделяется среди всего цикла, то, что мы видим на экране, больше уже не повторится.

Во-первых, здесь нелинейность действия, вечные флешбэки и дежа вю возведены в абсолют: бесконечный день сурка, где одно и то же действие разыгрывается по несколько раз. Во-вторых, сам фильм настолько яркий и красочный, просто балаган какой-то, цирк шапито, ярмарка, где шуты и дрессировщики поменялись местами. В-третьих, все действие проигрывается в бешеном темпе. Спокойных и неторопливых, в духе первых фильмов, эпизодов всего два. И они смотрятся чуть ли не инородными кусками на фоне этого буйства, где даже самые сокровенные мысли выдыхаются со сбившимся дыханием в перерыве между схватками. Ни минуты, чтоб подумать, ни секунды, чтоб перевести дух. Потом, уже после просмотра, понимаешь, что авторы опять разыграли пьесу про любовь. Показали ее в профиль и анфас, обреченную и жертвенную, завистливую и беспощадную, тихую и упорную. Вообще-то, многие героини цикла натыкаются на любовь, перекипевшую в ненависть, но Токо переплюнула всех. Даже Шики.

Анимация прекрасна: необычайная детализация и динамика движений, прекрасные схватки, великолепно показанные герои. Здесь всем пришлось раскрыться, и только Шики не повезло с ее вечной ролью мрачного непобедимого убийцы. А ведь даже Микия безмерно удивил!

Безусловно, лучший фильм цикла, запоминающийся и шокирующий. Хирао Такаюки просто не оставил шанса своим собратьям по ремеслу. Ведь после такого буйства действия и красок, зритель уже не желал медитативности прежних серий, а с нетерпением ждал, что же там будет дальше? Что они еще придумают?

Что ж, ожидания оправдались.



Фильм шестой > Gekijouban Kara no Kyoukai: Dai Roku Shou - Boukyaku Rokuon
   Граница пустоты: Мелодия забвения

   Режиссер: Миура Такахиро / Miura Takahiro

По предыдущим фильмам зритель уже знал, что Шики умеет любить, умеет убивать.

Миура Такахиро показал, что Шики умеет смеяться. История про очередное дело, распутанное решительными сотрудниками «Храма пустоты» оказалась на изумление светлой и смешной.

В этом фильме у Шики опять соперница – кузина Микии, Азака Кокуто. Девчонка очень упряма, к тому же младше всех героев. Во что бы то ни стало решила отбить Микию у Шики. Настолько, что переупрямила даже Токо, и заставила взять ее в агентство. Тут и первое дело подвернулось: в школе, где учится Азака, одна из девочек покончила жизнь самоубийством, а все свидетели, ее одноклассники, дружно потеряли память и ничего не могут рассказать о страшной смерти своей подруги.

И что говорить о сюжете? Никто ведь не сомневается, что тайна будет раскрыта, а Шики покарает своим ножом кого положено. Самое главное здесь – перебранки двух девиц, которые делят одного парня. Шики, оказывается, умеет и язвить, и острить, и смеяться. Замечательное раскрытие образа, ведь Шики здесь предстает обычной девушкой, а не только мрачным целеустремленным борцом со злом. Прекрасна Азаки, милая и упрямая девчонка, с обостренным чувством справедливости. Она настолько мила, что в финале фильма зритель горячо сочувствует ей, ведь разбитые девичьи мечты – вещь не менее важная, чем борьба с демонами.

Графика в фильме более светлая и звонкая, что ли. Ведь большая часть фильма проходит в школе для девочек, и этот щебет, эти смешки, звуки каблуков, беготня и милые секреты – так не похоже на мрачную атмосферу предыдущих фильмов.

Фильм много добавляет к образу главной героини. Готовит зрителя к финалу, где все загадки, наконец, будут раскрыты.



Фильм седьмой > Gekijouban Kara no Kyoukai: Dai Nana Shou - Satsujin Kousatsu (Go)
   Граница пустоты: Расследование убийства (Финал)

   Режиссер: Такидзава Синсукэ / Takizawa Shinsuke

Повторяются события четырехлетней давности: в городе вновь начинаются страшные убийства, жертвы буквально разорваны на куски. Шики упорно бродит по темным окраинам, пытаясь отыскать не столько убийцу, сколько память о том, что случилось с ней самой. За ней по пятам бродят Микия и тот, Другой.

Последний фильм и завораживает, и разочаровывает одновременно. История завершена, конец можно было бы назвать банальным, с другой стороны, герои, наконец-то раскрылись полностью, переступили через себя, шагнули в бездну и вернулись обратно. И что, вы думаете этого мало? Мир устоит, ведь главным для Шики и Микии было, наконец-то, признаться не сколько друг другу, сколько самим себе, чем они друг для друга являются. Они шли к этом так долго, и только появившийся рядом, абсолютный в своей цельности и неизменности Лао Сиразуми, заставляет их очнуться.

Тут немало распинались о том, что графика аниматоров Ufotable на невероятной высоте. В последнем фильме они превзошли сами себя – изумительные по динамике и прорисовке битвы, великолепные интерьеры, ночные пейзажи – все это очень выделяет последний фильм из всего цикла. При этом, в нем больше провисаний в сюжете, чем во всех остальных, а некоторые эпизоды как будто взяты целиком из мыльных опер. Любая любовная история неординарна, но рассказать о ней можно только банальными словами. Именно это и случилось с фильмом «Расследование убийства (Финал)». Тем не менее, прекрасное завершение цикла – все получили свое.

(c) АниМаг основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! Copyright © Герасимов "Saotome" Алексей (admin@animemagazine.ru)

ДРУЗЬЯ АниМага:
п»ї