АниМаг Журнал Онлайн 2010: Авторская Рубрика: Десятый юбилейный всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже
Всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже 2010 May the nya be with you! Место проведения: город Воронеж
Время проведения: 1-3 мая
Faranor и Ralf - большое спасибо вам за прекрасные фото.
 

Тонкие песчинки времени протекают сквозь пальцы. Кто-то пытается не дать им ускользнуть, подставляя под падающую струю другу руку. Кто-то щедро разбрасывает песок горстями. Иные же спокойно наблюдают за процессом, не торопя течение, но и не пытаясь прервать его. Калейдоскоп событий стремительно проносится мимо - радости, невзгоды, заботы. Всё смешалось в безумном водовороте, в центре которого неожиданно обнаруживаешь себя. Но вот, время застывает - нужно перевести путевые стрелки. Дороги сотен людей, столь разнящиеся во всём, вновь пересекаются на большом перекрёстке - Воронежском фестивале японской анимации, старейшем фестивале в России.

Новое начало старого пути

По недоброй традиции, попасть на косплей-шоу в этом году было ничуть не легче, чем в предыдущем. Коллективные заявки, открывшиеся почти за полтора месяца до начала фестиваля, были закрыты через три дня, унеся с собой львиную долю билетов. Не успевшим среагировать вовремя осталось всего порядка ста восьмидесяти билетов. Потенциальным зрителям, наверняка ощутившим себя в шкуре оголодавших акул, сочную глянцевую мякоть бумаги выдавали малыми порциями, разделив кормёжку на три фазы. Примерно равные партии, где-то по шестьдесят билетов в каждой, сначала в два захода ушли через интернет, а последняя распространялась через офис Реанимедии. Билеты начали продаваться в полдень. Те, кто пришёл после девяти утра, остался в итоге с носом. И это с учётом того, что больше трёх билетов в одни руки не отдавали. Увы и ах, пальма первенства была явно отдана организованным группам, оставив одиночек не у дел. С другой стороны, вместо десяти незнакомых анимешников, на косплей попадала дружная компания. Так что, в итоге, данное решение, хотя и для кого-то обидное, по сути, не столь фатально. Тем более что где-то половина запросов по поиску билетов на форуме увенчалась успехом.

К тому же, фестиваль состоял не только из косплей-шоу. Семинары, показы в кинотеатрах (а на этот раз был задействован не только Спартак, но и Иллюзион, славящийся тем, что в основном демонстрирует крайне неординарные фильмы, которые редко увидишь в других кинотеатрах), ночь аниме - все эти традиционные пункты программы отменять никто не собирался. Да и выставка на открытом воздухе, так внезапно ставшая одной из основных частей фестиваля, обещала быть в этом году не менее интересной. Однако всё по порядку, который на этом фестивале удивил многих…

1 мая (drugon).

Сюрпризы фестиваль начал приносить задолго до его начала. Учитывая то, что новости на сайте о предстоящем конвенте в последние года появляются примерно за два месяца, организаторы решили в этот раз отпраздновать знаменательную дату - первого апреля. На главной странице поместили объявление о том, что основной темой фестиваля будут... "Звёздные войны". Новость до того абсурдная и шокирующая, что некоторые далеко не сразу вспоминали о том, какое тогда было число.

Другим знаком внимания к посетителям сайта стала обновляемая почти каждый день доска на страничке расписания на протяжении всего апреля и начала мая. Появляющиеся на них короткие стихи служили не только развлечением посетителям, но и являлись посылом и пожеланиями гостям и участникам фестиваля.

Впрочем, шутки шутками, а факт того, что шоу в этот раз будет проводиться в первый день фестиваля, вызвал довольно бурную дискуссию. Выделялись как плохие, так и хорошие стороны такого решения, но как в итоге оказалось - оно было принято скорее под давлением обстоятельств.

Стоит отметить, что косплей-шоу в этом году проходило в ДК 50-летия Октября, расположенном довольно далеко от центра города. В качестве компенсации могло послужить то, что зал в нём был немного объёмней, чем в театре оперы и балета. Причиной смены места послужил тот факт, что театр мог в любой момент закрыться на реконструкцию.

За час до начала косплей-шоу площадка перед зданием уже была достаточно плотно забита анимешниками и косплеерами. Вдвойне приятно, что о старых фэндомах никто не забывал, так что, несмотря на почти полное незнание популярных аниме-сериалов последних лет, ощущал себя в теме. Встреча со старыми друзьями, погружение в праздничную обстановку, ощущение предстоящего веселья - в такие моменты понимаешь, что тебя окружает море счастья, в которое чертовски приятно окунуться с головой.

Внутрь меня провёл Тень - тоже один из сюрпризов фестиваля. В кои-то веки финансы не орали противным голосом угнетающие романсы, а тихо помалкивали в портмоне, шушукаясь о чём-то своём. Но им не суждено было увидеть белый свет в этот день из-за полученной нами аккредитации (то есть признания нас, как официальных журналистов). Следствием этого явился бесплатный проход на косплей-шоу. За это пришлось поработать промоутером, но полученные флаеры АниМага удалось раздать всего за полчаса и до официального начала шоу оставалось ещё десять минут. Впрочем, прекрасно зная, что воронежский фестиваль очень демократично относится к опоздавшим, спешить было некуда. Поэтому со своей компанией в зал мы зашли лишь полтретьего. По счастливому стечению обстоятельств расселись почти рядом, с разницей лишь в ряд - слишком далеко, чтобы обсуждать происходящее, но достаточно близко, чтобы кидать друг другу говорящие за себя взгляды.

Действие стартовало в 14:50 - задержка приличная, но, к сожалению, достаточно характерная для фестиваля. Началось всё с шуточного танца-интермедии Усаги и СоНика, облаченных в нарочито несуразные костюмы имперских штурмовиков из «Звездных Войн». В открывающей фазе также был показан ролик прошлогоднего фестиваля под композицию "There she is" группы Witches. Тот же, что и на Аниматриксе 2010. А завершил её танец маскотов всех фестивалей, начиная со второго. Зой, Харука, Луна, Харука из "Нё" (а также половина выступающих из этой косплей-группы), Хима, Астис, Крапива, Fluffy Harm, Мотоко, Ю... вы были великолепны. ^_^

Следующую интермедию открыл Воспи в роли Арараги, тем самым дав понять, что ведущие на этот раз взялись за косплей аниме "Bakemonogatari". Подобными вставками предварялся почти каждый номер. Отдельные интермедии, пожалуй, были поинтересней некоторых сценок. Усаги (Хитаги Сендзёгахара), СоНик (Ошино Меме), Воспи (Койоми Арараги), Сям Пу (Цубаса Ханекава), Аюми (Ошино Шинобу) и Астис (Канбару Суруга), по обыкновению, справились с задачей заполнения пауз лучше, чем кто бы то ни было.

Затем перед зрителями предстал косбэнд "Yami to Hikari", ставивший комедийную сценку по "Trinity Blood", в которой даже оказался Альтаир из "Assassin's Creed". Выступление могло бы выйти даже очень неплохим, но его, увы, подпортили постоянные паузы, из-за чего оно получилось несколько растянутым. Не критично, однако свою лепту внесло.

Трио, в лице Мисато, DeFors'а и дяди Дзена упрекнуть же просто не в чем. Отличный танец с узнаваемыми персонажами по "Ouran High School Host Club", в котором тесно переплелись юмор и романтика. Ребята, вы молодцы!

Первое караоке-выступление досталось Лисандре, исполнившей специально написанную для неё Мегусом песню. Начав довольно посредственно, Лисандра быстро распелась и превосходно завершила свой выход.

Satella, Risha, Storm и Скульд с лёгкостью смогли доказать на примере аниме "Nana", что любовный многоугольник вполне может быть красивой конструкцией. Отдельная похвала косплеерам за то, что сценка ставилась в трепетно-грустном ключе.

Исключительно замечательно выступила Харука, с песней "God knows..." из "Меланхолии Харухи Судзумии", переведённой на русский язык. Воздух буквально пронизали одухотворение и восторг - столько откровения и сил было вложено в это исполнение. Зал захлебнулся в овациях и, хочется надеяться, мои рукоплескания были не самыми малозначительными в этом хоре хлопающих ладоней.

Команда "Onigiri team" решила сплести паутину из разных фэндомов, явив зрителям эпичный кроссовер с соответствующим названием - "Супер-проект". Вышел иронично-пафосный винегрет из аниме-персонажей и популярных штампов. Яркое выступление, открывшее эстафету яойных шуток. Интересно, сколько ещё эта тема будет эксплуатироваться, пока однажды не лопнет как мыльный пузырь... Впрочем, пока что это благодатная почва, к которой обратились и другие участники представления.

А потом был шуточный танец по опенингу из "Меланхолии Харухи Судзумии", исполненный Пикачу, Тоторо и Пино. Юми, Соня и Соломея справились, на мой взгляд, весьма неплохо.

"Евангелие топора", как называлось следующее выступление, косплееры из Москвы и Красногорска посвятили MMORPG "Ragnarok Online". К сожалению, обилие специфических "игровых" шуток не позволило мне оценить эту постановку в полной мере.

Вокальный номер "Бал вампиров" под песню "Still Doll" группы Wakeshima Kanon оставил несколько двоякое впечатление. С одной стороны хочется похвалить косплей-группу "Нё" за стильный танец, с другой - выбранная песня пришлась мне не по вкусу. Впрочем, на то он и вкус - наверняка кто-то из зрителей был в восторге и от того и от другого.

"Сказка, рассказанная на ночь" косплеерами из Саратова и Балаково захватила грамотно построенным сюжетом и неплохой игрой участников.

Выступление же воронежцев с песней от An-Cafe с сожалением вынужден отнести к тем случаям, когда подтанцовка (пускай и не слишком синхронная) оставляет лучшее ощущение, чем вокальная составляющая.

Зато во всей красе показали себя косплееры из косбэнда "P!", аниме-клуба "Бака", а также их друзья, организовав массовое выступление под именем "Blazblue VS Guilty Gear". Получилась сильная, гладко поставленная сценка, изобилующая отличными пародиями и просто замечательными шутками.

Следом свои музыкальные данные продемонстрировал Воспи, для чего ему понадобился рояль и его собственный голос. Глядя на подобные номера остро ощутил свою ущербность, вспоминая, что музыкальными инструментами не владею в принципе и обещая себе в очередной раз, что вот-вот возьмусь за овладение чем-нибудь.

Впасть в хандру не дали ковровские, воронежские и самарские косплееры со сценкой по "Naruto: Konoha Gakuen Den". Несмотря на обилие яойных шуток, выступающим удалось не переступить тонкую грань меры, поэтому впечатления остались самыми положительными.

Очень технично и профессионально станцевала группа, отмеченная в программке, как "Heartbreaker", уж не знаю, к чему именно относится это имя. Кстати, их затронули в дебатах на форуме, когда появилось обсуждение о том, что, дескать, много левого попало на косплей, не имеющего никакого отношения к аниме. Но это ещё цветочки.

Ягодки последовали после сценки "Sora no Woto" аниме-клуба "Синкансэн". Что же касается этого выступления, оно было похоже на своеобразную иллюстрацию легенды. Неспешную, без особых претензий, а потому смотревшуюся вполне приятно.

А вот тут подошла очередь упомянутого многосеменного плода. Сценка по... диснеевскому сериалу "Аладдин". В этом представлении из анимешного были, пожалуй, только яойные шутки. Однако это вовсе не означает, что выступление провалилось. Напротив - знакомые (ну ладно уж, не отпирайтесь) герои, родные мамилюки, доступный юмор и в целом высокое качество постановки. Если бы кто-то задумал устроить косплей-шоу по творениям студии Диснея и дал гарантию того, что уровень выступающих будет сродни этому - с удовольствием бы посетил такое мероприятие.

Сказать "хорошего понемножку" никак не могу, потому что первое отделение состояло в основном из достаточно мощных и запоминающихся номеров. Оставалось надеяться, что косплееры не сбросят темп во втором и третьем.

Открыл вторую часть косплей-шоу дуэт Харуки и Воспи с весьма лиричной песней, от которой даже стало чуточку грустно.

Бальзамом на душу пролилась юмористическая постановка от клуба "Бака". На этот раз по "Sengoku Basara". Уж больно рад был снова увидеть динамичные боевые сцены, по которым успел порядком соскучиться. А вкупе с хорошими шутками, данная сценка стала, пожалуй, одной из самых запоминающихся. Про разрыв шаблона, имя которому БАЯН и вовсе не вспоминаю.

Весьма трэшовое, в хорошем смысле слова, выступление получилось у творческого дуэта Pin-Gin и сборной зомби по игре "Plants vs Zombies". На форуме фестиваля их также затем упрекали по причине выбранной темы, но в тот самый момент зал в основном остался доволен.

Превосходный танец, числящийся в программе под записью "Sukisyo", подарили зрителям воронежцы. Что ни говорите, но даже если не знаком с оригиналом, просто приятно смотреть на работу мастеров своего дела.

Вполне жизненная ситуация о косплее по "Sailor Moon" была показана сборной из Кирова, Липецка, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Москвы и Санкт-Петербурга. Главная особенность постановки заключалась в том, что события излагались по очереди разными участниками происходящего, взгляды которых несколько различались.

За замечательной интермедией Усаги, СоНика, Воспи и удушающую их жабу последовало песенное выступление Лины и её команды OS-тян (маскотов операционных систем) семейства Windows, а также одного админа. Мило, забавно, хотя и без взятия каких-то вершин.

Наверное многие из вас знают о достаточно известном j-рокере Камуи Гакте, а также то, что некогда он был солистом в группе Malice Mizer. В один прекрасный момент Гакт зажра... решил начать сольную карьеру, а Malice Mizer же стали искать нового вокалиста. Именно этому посвятили свою сценку "Алло, мы ищем таланты!" косплееры из Москвы. Сомневаюсь, что всё происходило именно так, но в любом случае получилось грамотно и смешно.

Инфернальное жертвоприношение в музыкальном виде на сцене устроили Марцелл, Арс и Усаги Хаяши. Несмотря на достаточно широкий размах, результат, к сожалению, вышел не очень.

Косбэнд "Shinigami" решил поддержать предыдущее выступление по части декораций и выкатил на сцену аж целый корабль. На мой взгляд, общее впечатление косплееры оставили тоже аналогичное. Должно быть виной тому явился тот факт, что "One Piece" мне известен по большей части лишь исключительно по другим косплеям.

А далее начался большой блок дефиле-люкс, темой которого на этот раз было выбрано бессмертное произведение Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". Сыграли ведущие дефиле просто прекрасно, да и представленные ими косплееры не подвели. Больше всего мне запомнились атмосферный до жути Гробовщик из "Kuroshitsuji", Siegfried с шикарным образом Devil Jin'а из "Tekken 5: Dark Resurrection" и пышно-кавайное "Candy Candy". Абсолютным фаворитом среди зрителей стал косплей "Detroit Metal City". Кончилось всё тем, что Киса, оставшийся один на один с последним стулом, услышал откровение Артёма Толстоброва, нашедшего спрятанные там драгоценности, которые пошли на организацию фестиваля. В общем, всё по канону.

Ame, исполнившая песню "Gravity" Мааи Сакамото заставила трепетать душу и вознестись в небесный океан одухотворения. А впрочем, слова бессильны описать чувства, охватившие меня в те волшебные минуты... Посему оставлю их для других участников шоу.

В основном для тех, кто был представлен в третьем отделении, так как во втором оставалась всего одна сценка - по "Nekojiro Sou". Скорее всего, для незнакомых с аниме зрителей, творившееся действо осталось за гранью понимания. И очень жаль, потому что у воронежских косплееров (а также брянских из того самого клуба "Бака", участвовавших в массовке) вышла мощная постановка. Действительно невероятно качественная репродукция.

Но мозг и другие части тела требовали некоторого отдыха, дарованного чудотворным антрактом, за время которого мне предстояло ужаснуться. Причиной этого стало раскрытие секретов качественно сделанного реквизита - крутых деревянных кинжалов и суровой маски.

Пение Усаги Хаяши и её партнёрши, открывших третье отделение, в целом оставило хорошее впечатление. Было приятно.

Следом за ними выступила команда "P!" со сценкой "The World Ends With You". Как оказалось, среднестатистическое понимание происходящего прямо пропорционально разборчивости доносящего из колонок, которая в этот раз слегка пострадала. Что не помешало номеру оставить о себе вполне положительные ощущения.

И тут мне был преподнесён настоящий подарок, при виде которого захотелось закричать "Ня!" и вывалиться из балкона (а то, когда ещё там буду...). Танцевальный номер по "Blame!", показывающий борьбу Сибо и Санакан. Тануки Тинка, Химицу - чертовски благодарен вам за то, что не забываете эту замечательную мангу. И низкий поклон за удивительно качественные декорации. Что интересно, вопреки мрачности оригинала, выступление закончилось шуточно.

Ещё одну оформленную под танец битву представил арт-проект "Театр отражений". Показанный кусочек мира "Last Exile" был на редкость зловещ и фаталистичен. Самым неожиданным в сценке оказалось объяснение причин, скажем так, ухода из реальности одного из основных персонажей аниме, который (уход) некогда показался мне совершенно идиотским и только после данного номера обрёл хоть какой-то смысл.

Вроде как юмористическая сценка "Pandora Hearts" едва не погрузила невесёлыми рассуждениями в пучины депрессии. Ну нельзя же так, господа! Хотя, чего уж там - справились хорошо, признаю.

Харука решила исправить ситуацию, поражая зал лучами бодрости - настолько великолепно она пела.

А закрепить результат взялись ростовские, московские, воронежские и таганрогские косплееры (вы уж простите, что решил не перечислять одиннадцать людей, тем более, что одного из них вы описали, как "её молодого человека") с кроссовером двух "Аватаров". Столкновение разных миров прежде всего проявилось в фонограмме, записанной явно на разном оборудовании (благо, что почти всё разборчиво ещё было). Классическая история о невольном самозванце вышла в меру смешной и вполне понятной - самый верный способ получить признание зрителей, которое не заставило себя ждать.

Сценка "Carnevale della luce della luna", кажется, прошла быстрее, чем можно было выговорить её название. Вынужден констатировать, что она мне не запомнилась никак - простите растяпу.

Следующую же сценку от косбэнда "Тара для Сыпучей Посуды", представившимся клубом любителей Миядзаки-ками-сенсея-самы можно было бы смело номинировать на самую глубокомысленную юмористическую постановку (но, как мы помним, на воронежском фестивале нет конкурсов!). Ну где ещё увидишь Порко Россо, рыбку Поньо, Мононоке и Наусику, рассуждающих на тему разумности и доброты современного аниме, от решения которых напрямую зависит судьба мира? А уж фраза Наусики о том, что тентакли - это символ единения с природой, стала для меня своеобразным лозунгом всего конвента.

Не менее искусно прошлись по нынешнему фэндому и воронежцы с москвичами, под личиной "Macross Frontier". Взяв за основу изложения "Сказку о царе Салтане", косплееры популярно объяснили, что суть караоке и косплея - безвкусица.

Впрочем, это не помешало следующим участникам выступить с историей, основанной на "Princess Ai". Очередное прослушивание будущих звёзд эстрады завершилось крайне необычно. Отчего-то в память врезались отличные крылья одной из девушек.

Последовавший номер по "Air Gear" поразил красивым танцем на роликовых коньках - необычным, завлекательным и сложным. Исполнявшая ведущую роль девушка даже упала два раза, заставив значительно поволноваться зрителей. Но к счастью всё обошлось, и зал отблагодарил косплееров оглушающими овациями.

Ещё один косплей по "One Piece" от косбэнда "Кайзокку-кай-тайхо" и аниме-клуба "Альфа" к несчастью ушёл немногим дальше первенца. Уж больно много в нём содержалось прямых отсылок к аниме. Хотя оставшегося вполне хватило людям не в теме, чтобы смотреть на сцену с интересом.

Затем прошёл финальный танец, пускай энергичный, но несущий грустную мысль о том, что грандиозное шоу подошло к концу. И словно чувствуя это (на самом деле, наверняка зная по собственному опыту, что так оно и есть) организаторы подарили зрителям шуточный ролик - переозвученную нарезку из фильма "Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда". Убедившись вместе с Люком Скайуокером в 100% пафосности Оби-Вана Кеноби, анимешники начали расходиться по домам, гостям и гостиницам, чтобы выспаться. Всё-таки впереди нас ещё ожидали два дня фестиваля, насыщенные событиями.

2 мая (Тень).

В этом году погода опять решила побаловать анимешников, потому как теплый солнечный день, это именно то, что нужно для мероприятия на свежем воздухе (кто не верит – вспомните шествие промокших косплееров в 2007). Яркое солнце, зелень листвы, хорошее настроение после первого дня фестиваля – все это настраивало на положительные эмоции. Место проведения форума-выставки фестивалей и сообществ (небольшой сквер возле кинотеатра Спартак) не изменилось с прошлого года. Так что тем, кто решил посетить семинары в Доме Актера (узнав много нового о будущем аниме или тонкостях перевода) нужно было сделать буквально пару шагов, чтобы окунуться в атмосферу бодрого весеннего праздника, где каждый мог найти себе развлечение по душе. Кто-то тянулся к сцене, где радовали зрителей участники выступления и ведущие - Yutaka Oka (фестиваль Animatrix г. Москва) и Gaara (фестиваль Mikan no Yuki г. Ковров), кому-то были более интересны развалы манги и журналов, ну а кого-то непреодолимо манило мейд-кафе. Правда, в этом году обошлось без показов рекламных роликов других фестивалей, но, как оказалось впоследствии, третий день устранил этот недочет. Излишне комментировать происходящее не вижу особого смысла – просто взгляните на фото, как нельзя лучше отражающие атмосферу второго дня. Организаторы учли недочеты прошлого года, так что в этот раз все происходило более организованно, упорядоченно (если слово «порядок» вообще применимо к анимешникам) и без неприятных эксцессов. Из необычных нововведений хотелось отметить ринг для подушечных баталий, где любой желающий мог показать свою молодецкую удаль, выбив из противника пыль. Неплохой способ дать наиболее «активным» анимешникам выпустить пар, не тревожа более спокойных участников праздника. Эпохальные битвы происходили буквально в двух шагах от столика, где проходило общение авторов АниМага с народом. Было действительно приятно общаться с нашими читателями «вживую».

Ну а ближе к вечеру, когда веселье подошло к концу, наступило время шествия косплееров по улицам города. Тут я опять прошу обратить внимание на фото – комментарии излишни.

2 мая (drugon).

Второй день фестиваля начинался с семинаров, попасть на которые мне бы не удалось, если бы не эта самая пресловутая аккредитация, расторопность моего друга и толерантность организатора, имя которой Dai4ik (благодарю сердечно).
    Первый выступающий – Панченко Андрей – начал в 10:10, всего на десять минут позже заявленного. Зрителям вкратце поведали о визуальных новеллах, а также о современных средствах разработки оных, что сразу было закреплено на показательном примере.
    Алекс Лапшин, после довольно длительной настройки звука, повёл свою речь о японской телевизионной рекламе, часто прерываясь для того, чтобы показать зрителям видеоролики. Как следовало ожидать – до жути смешные и не менее безумные.
    А далее прошёл, пожалуй, самый интересный семинар фестиваля, который был мне крайне любопытен не только как зрителю, но и как переводчику. Харука с Николаем Караевым рассказывали о тонкостях трансформации текстов иных языков (японского в частности) в адекватное чтиво на великом и могучем. Грамотная презентация, значительное количество юмора, наглядные примеры... Эх, всегда бы и у всех так было.
    Сузаку просвещала начинающих визажистов и просто косплееров о мейк-апе, убедив в важности макияжа, наверное, всех сомневающихся в зале, если таковые вообще были. Особенно запомнился слайд со схемами типов лиц – думаю, он заставил задуматься многих. Кто-то, должно быть, с ужасом обнаружил, что его физиономия напоминает неказистую трапецию. Но если серьёзно – крайне информативное и доступное выступление, после которого стало казаться, будто у меня, при желании, может даже выйти что-то толковое на этом поприще.
    Завершил блок семинаров Валерий Корнеев с рассказом о будущем японской анимации. На самом деле многие пункты вызвали некоторое сомнение, но, впрочем, докладчик ведь и не брал на себя роль истины в последней инстанции – любые прогнозы, отчасти, основаны на домыслах. К сожалению, лекция показалась мне слегка затянутой. Возможно, негативно сказалось отсутствие презентации.
    На форум-выставку, таким образом, удалось выбраться только лишь к трём – через час после официального начала. К тому времени она уже вовсю бурлила разноцветными пятнами косплееров и посетителей, словно закипающий борщ.
    Распродав с Тенью второй выпуск нашего альманаха примерно за час, с жадностью начал прочёсывать огороженную территорию, границы которой не претерпели значительных изменений с прошлого года, вдоль и поперёк.
    Прямо за нами стояла Сузаку, у которой все желающие могли изменить свой лик, примерив на себя роль экстравагантной модели. Неподалёку разместился столик, где герои бёртоновской "Алисы в Стране чудес" устроили безумное чаепитие, изредка, но громко выкрикивая революционные лозунги. Тут же был и подушечный бугурт – арена, на которой все желающие, при наличии мягкого инвентаря, испытывали прочность последнего на своём ближнем (как и прочность своего ближнего).
    Из прошлогодних мастер-классов заметил столик с японскими бумажными фонариками. Ещё, разумеется, было мейд-кафе, хотя потрапезничать там не удалось. Зато вышло пострелять в тире, рядом с которым народ прямо на траве играл в твистер. Попав два раза из трёх, заработал плакат "Gurren Lagann", что было весьма приятно – ни разу в жизни до этого момента ничего не выигрывал.
    Были на форуме и принципиально новые развлечения. Скажем, мастер-класс по кусадама (бумажная модель, сшитая или склеенная из одинаковых пирамидальных модулей) или игра "Сто к одному" с анимешным уклоном. Неподалёку от сцены даже стоял танцевальный автомат Pump it Up (одна только его платформа весит почти центнер), который клуб DanceForge [*1] не поленился привезти на выставку. Танцевали, в том числе, и косплееры в весьма громоздких и сложных костюмах – крайне завлекательное зрелище.
    Касаемо происходящего на сцене – к несчастью, просто не получалось у неё задерживаться. Однако кое-что запомнилось и оттуда. Прежде всего, это прекрасно исполненная песня "Tonari no Totoro", а также утяжеленная версия "Zettai Unmei Mokushiroku" из "Shoujo Kakumei Utena". Случайно, практически чудом, попал на выступление Харуки. Как бравый бард, в шляпе и с гитарой под мышкой, она подарила зрителям две песни, а затем сбежала в неведомом направлении, сославшись на больное горло.
    Так уж вышло, что к официальному началу шествия, в 19:15, мы не успели. Как ни странно, началось оно вовремя, из-за чего пришлось идти не к Спартаку, а сразу к Дворцу творчества детей и молодёжи. Слившись с неравномерно растянувшейся толпой единомышленников, тут же тронулись к финальной точке паломничества, совпавшей с точкой старта. Традиционные крики "ня", "кавай" и "панцу" слились с нетрадиционными, хотя и привычными "яой" и "юри". Перемежали их какие-то совсем непотребные и дикие "а-а-а!" и "у-у-у!" (деградируемс, дамы и господа, деградируемс). Ориентирами для идущих служили поднимавшиеся над головами: флаг аниме-клуба Кваса-Кваса, надувная акула, дли-и-инный ствол снайперской винтовки и, непонятно откуда выдранный, покорёженный дорожный знак. Дойдя до кинотеатра, организаторы подождали, пока более или менее подтянется вся толпа, а затем, куда более бодрая, чем в прошлом году, Усаги объявила об окончании шествия.
    На этом, однако, ничего не закончилось. Сотни анимешников остались тут же, в ожидании ночи аниме. Как раз в этот момент столкнулся с неописуемо чудесной косплеершей в образе девятихвостой лисы. Непосредственно перед ночью аниме, в 22:40, в фойе Спартака провёл свой концерт Мегус. Не знаю, было ли ему удобно смотреть в зал, при бьющем в глаза светом проектора, но со стороны это казалось сомнительным удовольствием. Само же выступление прошло хорошо. Мегус составил программу из жанров разного направления, поэтому довольными в большей или меньше степени остались все. Были и лиричные композиции, в нескольких из которых маэстро пел и играл на пару с Воспи, промелькнула пара восьмибитных инструменталок, а закончилось так и вовсе срывающим башню металлом. Зрители отблагодарили Мегуса длинными аплодисментами и вскоре в большей частью перетекли в залы кинотеатра.
    В этом году был показан первый сезон сериала "Ookami to Koushinryou" ("Волчица и пряности") в дубляже от Реанимедии (к моменту выхода отчёта лицензия уже должна поступить в продажу). В первом же перерыве на суд зрителей вышел Александр Фильченко – руководитель студии дубляжа и исполнитель роли Маархайта. Следом появились актёры, озвучившие главных героев – Василий Марков и, такая же рыжая, как и её персонаж, Ольга Мацкевич. Как аниме, так и работа актёров, мне очень понравились. Настоятельно рекомендую ознакомиться тем, кто ещё не успел.
    Когда показ закончился, на улице уже рассвело. Но сознание было замутнено от одной только мысли, что всего через несколько часов начнётся второй блок семинаров.

3 мая (Тень).

Третий день фестиваля был завершающим, когда пережившие Ночь Аниме личности пытались найти в себе силы для «продолжения банкета». Те же, кто являлись самыми стойкими бойцами спешили в Дом Актера, потому как проходившие там семинары были завершающим штрихом к портрету Десятого юбилейного всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже. В этот день благодаря организаторам фестиваля у меня появилась возможность обновить опыт семинаров от 2008 года. Лишнего говорить о себе не хочу – у кого есть возможность, взгляните видео. Прошу прощения у зрителей – за..за..заикался от волнения.

Следом за мной семинар вел представитель ААКФ Bigman с крайне интересной темой – «Почему не нужно делать аниме-фестивали». Кому как, а лично мне тема показалась интересной, потому как не каждый день можно услышать о нюансах работы организатора: поиске зала, рекламе, работе с участниками и.т.д. Потому как за ярким шоу всегда стоит много труда и потраченных нервов. После его выступления были показаны рекламные ролики крупных фестивалей.

После него был интересный семинар Бакемоно - представителя команды из Брянска. Человек доходчиво и интересно рассказал о том, что драки на сцене это не просто дрыгоножество и рукомашество. Все это требует знания восточных единоборств и тренировок – иначе номер может закончиться настоящей кровью.

Потом была возможность пообщаться с Александром Фильченко – директором и режиссером студии дубляжа компании «Реанимедия». Было очень интересно и познавательно, особенно после ночного просмотра «Волчицы и Пряностей» (последней работы студии). Как обычно Фильченко от вопросов не уходил, с ответами не терялся и вообще держался молодцом, порадовав публику неожиданным сюрпризом (см видео).

Завершающим семинаром стал рассказ Усаги о нелегкой доле ведущего и открытие тонкостей нелегкого дела косплеера (см. видео). Все было бодро и весело, завершив фестиваль на очень позитивной ноте.

3 мая (drugon).

Поспав всего полтора часа, едва не опоздал к началу лекций. Они, как и днём ранее, начинались в десять утра и, как и днём ранее, начались на десять минут позже.
    Первой жертвой вялых, но в душе яростных и беспощадных зрителей, стал Тень. Темой его монолога были популярные ошибки начинающих журналистов. Пожалуй, я воздержусь от оценки выступления, так как этот текст всё равно попадёт под его корректорские ножницы. Но замечу, что оно было даже с презентацией и довольно быстро закончилось, компенсировав небольшую задержку.
    Затем представитель ассоциации аниме-конвентов и фестивалей поделился секретами организации подобных мероприятий: выделил важность волонтёров, отметил необходимость наличия медицинской службы, заострил внимание на пожарной безопасности, посоветовал не забывать о точках питания, заклял планировать резервы, напомнил об элементарном деловом этикете, а также раскрыл сущность гнусной группировки по имени РАО. Во второй части выступления были представлены различные аниме-конвенты, прошедшие огонь, воду и медные трубы.
    Bakemono, из того самого клуба "Бака", решил взбодрить публику и устроил на сцене с соратниками пару показательных схваток на мечах. Говорил как раз о сценических боёвках – бодро и с юмором. А завершил лекцию заранее подготовленным роликом.
    Следующими на сцене показались Александр Фильченко и Артём Толстобров, с отчётом о проведённой работе Реанимедии и планах на будущее. Особо приятно было узнать о сотрудничестве с компанией Мега-Аниме, которая планирует выпустить в этом году "Евангелион 1.11: ты (не) один".
    Своеобразным подведением итогов стал закрывающий семинар организаторов фестиваля. Они поведали о возникших на этапах планирования и реализации сложностях, рассказали об истории появления некоторых идей, воплотившихся в косплей-шоу, и огласили большую часть списка людей, участвовавших в создании этого замечательного трёхдневного праздника, с выходом последних на сцену. А потом внезапно и весьма скромно объявили об окончании фестиваля.
    В качестве эпилога хочется добавить, что на этом мои приключения не завершились. На выходе из Дома актёра меня поджидал друг, потрясая билетами на "Концерт в "Прибежище" ("The Asylum Session"), доставшимися ему совершенно бесплатно. "Похоже, госпожа Фортуна решила составить мне компанию в этот раз", - возникла, было, яркая мысль. Правда, она стремительно поблёкла, когда мы вошли в кинотеатр и оценили показываемую картину. От слишком резких оценок воздержусь. Лишь только попрошу прощения у своей спутницы, которая действительно обратила свой светлый лик в мою сторону на эти три дня. Иными словами – как же хорошо, что я не купил билеты на данный показ, как собирался сделать это изначально.
    Честно говоря, никаких итогов подводить не хочу и не вижу в этом смысла. Итак уже написал непотребно много. Лучше пусть это сделает Тень, а вам ещё несколько интервью читать. ^_^ Ну и, конечно, не могу не поблагодарить своего друга, который практически круглосуточно терпел меня на протяжении трёх суток и стойко игнорировал моё нытьё, когда мы куда-то опаздывали, а он будто нарочно тянул время, хе-хе. Домо аригато, rain!

Послесловие (Тень).

Что хотелось сказать от себя лично. В этом году я посетил Воронежский фестиваль в четвёртый раз – и ни капли не жалею о потраченном времени.

ИНТЕРВЬЮ: Интервью с Артемом Толстобровым.

1. Понятно, что для организаторов каждый фестиваль - особенный. Чем для тебя был примечателен этот?
   Будучи в стороне от организации, я ловлю волны позитива. В этом году позитива было много, гораздо больше, чем я мог себе представить. В этом, наверное, и отличие.
   2. Будет ли ещё 2х дневное косплей-шоу как в прошлом году?
   Не знаю. И вряд ли кто-то может сейчас знать.
   3. Какова причина смены места проведения фестиваля?
   Вполне возможно, на будущий год театр Оперы и Балета будет закрыт на реконструкцию. Оргкомитет заранее начал обживать другие площадки, начав с неюбилейного года, когда спрос невелик и неудачи не так заметны. Первая испробованная альтернатива, вроде, оказалась не такой уж плохой.
   Есть и другие причины. Например, выдвигаемые разными площадками условия, при внешней схожести, могут кардинально отличаться в деталях.
   4. Каковы планы на будущее? Что хотелось бы сделать?
   Пока есть только желание. Желание, чтобы и дальше ни для кого из организаторов фестиваля он не был бременем или миссией.

Интервью с Харукой.

АниМаг: И что же это за та самая легендарная Харука? Откуда такая известность, когда и почему пришла?
   Харука: Если честно, затрудняюсь ответить. Ни особо легендарной, ни очень известной я себя не считаю.
   АниМаг: Почему столь любимая и почитаемая в фэндоме девушка решила покинуть просторы нашей родины? Как там устроилась?
   Харука: Причина проста и романтична: именно в Германии живет самый дорогой моему сердцу человек. И уже несколько лет мы живем под одной крышей. Уехать из России было непростым решением, но, оглянувшись назад, если бы пришлось снова выбирать - я бы снова уехала. Понимаете, это некий императив счастья. Если ты далеко, за тридевять земель, но счастлив - это куда лучше, чем оставаться там, где ты вырос, где все тебе знакомы, но тебе ничто не в радость, потому что самого главного в жизни нет.
   Так я и оказалась в другой стране. Жизнь за границей - это всегда непросто. Другой язык, другие традиции. В каком-то смысле ты рождаешься заново, начинаешься с нуля. И это невероятно сложно и невероятно интересно одновременно. Могла ли я подумать несколько лет назад, сидя в аудитории лингвистического университета, что пройдет время и я буду получать диплом электротехника? Вряд ли. Но этим и замечательна жизнь - ты никогда не знаешь, что тебя ждет за поворотом.
   АниМаг: А что там с аниме конвентами в Германии? Проходят какие-нибудь? Сильно отличаются от того, что у нас? Посещаешь их, участвуешь?
   Харука: Конвентов в Германии много и все они разные. Есть крупные, привлекающие до десяти тысяч посетителей - билеты на них приходится заказывать за многие месяцы до мероприятия. Бывают маленькие локальные - с ними попроще. Но для меня их все объединяет только одно: к сожалению, за все мои почти четыре года в Германии я так и не выбралась ни на один из них. Крайне плотный график учебы и работы диктует свои правила. Впрочем, надежда умирает последней. Так что в следующем году мне бы хотелось попасть как минимум на Connichi в Касселе - самый крупный "фанатский" конвент в Германии.
   Сравнивать немецкие конвенты с российскими непросто: как здесь, так и там фестивали достаточно разноформатны и разнообразны. На европейских фестах серьезную роль играет, собственно, сама индустрия: выбор манги, аниме, журналов, фигурок и прочих товаров аниме-тематики куда более широк, нежели в России. Европейские фесты могут позволить себе приглашать гостей из Японии: как представителей киностудий или мангак, так и музыкальные коллективы. С другой стороны, фанатская сторона остается фанатской - немецкие анимешники точно так же шьют костюмы, поют караоке, придумывают клипы, рисуют додзинси, устраивают турниры по видеоиграм и многое другое. И кстати, если поискать в youtube выступления косплееров, скажем, на вышеупомянутом Connichi - можно провести немало параллелей с косплейными/вокальными номерами на российских аниме-фестивалях.
   АниМаг: За время отсутствия на сцене воронежского фестиваля, ты не только сохранила свои вокальные данные, но даже заметно их улучшила. Занимаешься вокалом специально или как придётся? Удовольствия ради или есть какие-то далекоидущие планы?
   Харука: Я никогда не занималась вокалом серьезно и пела скорее ради своего удовольствия, нежели ради искусства или каких-то других великих целей. Пою, потому что не могу не петь. Императив счастья, помните? Это не значит, что я никогда не интересовалась тем, как можно научиться петь лучше. И уж тем более, я никогда не стану отказываться от занятий вокалом в будущем - как только появится хоть малейший проблеск в напряженном рабочем графике. По-моему, это совершенно естественное желание - хотеть стать лучше. Особенно если речь идет о том, что тебе нравится. Пока что я работаю над песнями самостоятельно, а уж насколько мне это удается - судить вам.
   АниМаг: Планируешь ли вернуться назад в перспективе? Ну или хотя бы собираешься ли посещать фестивали регулярно?
   Харука: Хочешь рассмешить бога - расскажи ему о своих планах. Я не люблю загадывать, жизнь слишком невероятна и изменчива. Ее не предскажешь и не предугадаешь. Но есть, впрочем, кое-что, о чем можно говорить совершенно определенно: каждый год я прикладываю все усилия, чтобы оказаться как минимум на двух российских фестах - на воронежском фестивале, в оргкомитет которого я с недавних пор вхожу, и на ростовской Танибате, которую я просто очень и очень люблю. Эти два фестиваля, их организаторы, их зрители - словно два маленьких островка тепла и душевности, которые заряжают хорошим настроением на весь год. Кроме того, еще много интересных фестивалей, на которых мне хотелось бы побывать - снова или впервые - в Москве, Питере, Казани или Чебоксарах, но тут уж просто поживем - увидим.

Интервью с Астис.

АниМаг: Ты - далеко не самая скрытая фигура орг комитета фестиваля. И всё же, кто-то может о тебе не слышал. Поэтому будет неплохо, если немного расскажешь о себе.
   Астис: Меня зовут Катя, первый раз я зашла на фест номер два, на третьем уже помогала в общей (немногочисленной) толпе. С тех пор я на каждом фесте стою где-то на краю организации, ничем особо конкретным не занимаюсь. Иногда занимаюсь связями с общественностью (в этом году впервые получила официальную должность "пресс-секретарь"). Косплеер с четвертого феста (второго косплея).
   АниМаг: Посещает ли ощущение, что фестиваль "уже не торт"? Если да, насколько оно оправдано и как с ним борешься?
   Астис: Когда мне говорят про "не торт", мне всегда вспоминается анекдот про то, что при Брежневе жилось лучше, потому что девки были моложе и потенция была лучше. Фест каждый год настолько разный, что говорить, что он ай-ай-ай не такой... Ну глупость, ИМХО. Да, другой. Я вот тоже каждый год другая. :)
   АниМаг: Мешает ли подготовка к фестивалю и его проведение более насущным и обыденным реалиям жизни? Например каким-то планам или работе? Или скорее какие-то планы или работа не дают спокойно сосредоточиться на планировании конвента?
   Астис: У, мне тут очень повезло: фестиваль не отвлекает меня от личной жизни. Работа у меня пока что фрилансом, так что обычно все, кроме феста, резко приносится в жертву. Не могу сказать, чтобы оно именно "мешало", оно по очереди идет. Самое неприятное, что было - это когда на следующий день после феста надо идти на работу. Я попробовала один раз и мне это настолько не понравилось, что больше не делаю.
   АниМаг: Помнится, ты косплеила Dead Master на AniStage 2009. Часто бываешь на различных аниме конвентах? Что думаешь, когда посещаешь их? Обращаешь ли внимание на упущения организаторов, прикидывая, что сделала бы что-то по-другому или просто радуешься, что хоть тут-то можешь спокойно отдохнуть, не обременяя себя обязанностями?
   Астис: Ох. Воронеж, Танибата и вот второй год Киев - это обязательная программа. Анистейдж по семейным обстоятельствам - почти обязательная. В этом году зазвали в жюри в Краснодар, вышло удивительно тепло и уютно - и я впервые в жизни посмотрела фестиваль целиком! Мама родная. На чужих мероприятиях я стараюсь внимательно наблюдать. Все организаторы - как люди в первую очередь - настолько разные, что методы одних совершенно неприменимы для других, ужасно интересно смотреть, где и как решаются одни и те же проблемы. Ну, обычно сил просто смотреть и ничего не делать не хватает, начинаешь бегать и помогать там, где это не требует много мозга - лишние руки нужны практически всегда.
   АниМаг: Уже второй год на воронежском фестивале проводится выставка на открытом воздухе. Похоже, это стало доброй традицией. Весьма отрадно, что за столь долгое существование фестиваля в нём появляются новые значимые элементы. Планируются ли какие-нибудь сюрпризы на будущий год или основным направлением работы будет оттачивание уже существующих?
   Астис: Если конкретно говорить, то вопрос совершенно не ко мне. Но если говорить об общей политике фестиваля - да, все будет. Нам интересно делать что-то новое, мы постоянно пробуем улучшить что-нибудь неулучшенное и попробовать что-нибудь новое. Мне кажется, это, в числе многого другого, держит фестиваль на гребне волны. Надо бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте. На самом деле, каждый год появляется что-то новое, просто это не всегда очевидно со стороны. В этом, кстати, себя оправдала автоматизированная система приема заявок. Вот такие мы опять первые.

Примечание:
   1. Если кому интересно, вот сайт клуба: http://danceforge.com

Ссылки и видеоматериалы:

Семинар Тени http://narod.ru/disk/21324146000/Voronej-2010-Old.mkv.html

Интервью с Усаги, Соником и Воспи http://vospi.com/files/misc/animag-vrn-2010.mp3

Выступление команды из Брянска "Бака"

Выступление косбэнда "P!", аниме-клуба "Бака"

Сценка "Евангелие топора" Красногорск- Москва.

Дефиле DMC Липецк

Экспромт от Фильченко

(c) АниМаг основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! Copyright © Герасимов "Saotome" Алексей (admin@animemagazine.ru)

ДРУЗЬЯ АниМага:
п»ї