АниМаг Журнал Онлайн 2010: Авторская Рубрика: О классике аниме
О классике аниме

Купить томик можно на сайте Дом Аннатара - http://www.tolkien.spb.ru/annatar/

Каждый анимешник обязан знать... (из книги «От конфуцианства до критиканства»)

Японская анимация зародилась много-много-много лет назад, но все-таки подлинный ее расцвет начался в конце 1970-х. Первой, по-настоящему значимой, стала картина «Галактический экспресс 999» (1979) Ринтаро, о мальчике по имени Хосино Тэцуо, который хочет жить вечно. Для того, чтобы его мечта сбылась, он должен получить металлическое тело. «Галактический экспресс», римейк одноименного сериала 1978 года, один из главных фильмов в гигантской вселенной, созданной Ринтаро. Другой, не менее важный, фильм из этой серии — «Аркадия моей юности» (1982) Кацуматы Томохару, о буднях космического пирата Харлока.

Следующий рывок в развитии жанра связывают с рядом лент, однако, точно гора на фоне равнины, из них выделяется картина «Босоногий Ген» (1983) Масаки Мори. «Босоногий Ген» поставлен по одноименному автобиографичному роману Кейдзи Накадзава, знающего не понаслышке, что такое радиация — он был в Хиросиме, когда город бомбили. Наверное, именно поэтому «Ген» получился гораздо жестче, чем «Могила светлячков» Исао Такахаты. В 1986 Тосио Хирата создал «Босоногий Ген 2», которой, увы, значительно уступает работе Масаки Мори.
   Немало для развития жанра значит труд Хаяо Миядзаки «Навзикая из Долины Ветров» (1984) фильм об обществе, пережившем глобальную катастрофу. И, хоть сам мастер относится к этой ленте скептически, она заслуживает внимания. Стоит упомянуть и «Акиру» (1988) Отомо Кацухиро. «Акира» — прекрасный образчик жанра. В 2019 году, спустя тридцать один год после Третьей Мировой Войны, военные проводят эксперименты над незадачливым пареньком Тэцуо, пытаясь превратить его в мощное парапсихологическое оружие. Еще через год, в 1989, вышли «Королевские космические силы — Крылья Хоннеамиз» Ямага Хироюки. «Крылья Хоннеамиз» — альтернативная история о стране, готовящейся совершить научный прорыв и, наконец-то, выйти в открытый космос.

Но еще раньше, до того как появились «Акира» и «Королевские космические силы — Крылья Хоннеамиз», свет увидели такие ленты, как «Небесный замок Лапута», «Виндария» и другие. Отдельно расскажем о необычном ужастике «Охотник на вампиров Ди» Тойу Ашида. Он — экранизация первой повести популярного в Японии цикла о Ди, писателя Кикути. В «Охотнике на вампиров Ди» показан мир будущего, в котором после глобальной катастрофы зародилось множество чудовищ. Оборотни, мертвецы, ведьмы и вампиры бродят по просторам этой вселенной. Ну а выжившие люди их истребляют. Увы, эта лента 1986 не впечатлила самого Кикути. Ему она показался недостаточно прорисованной, неживой и какой-то невнятной. Задумка, на его взгляд, бесподобна, а вот исполнение, как он утверждал, подкачало из-за недостаточного финансирования. Посему через четырнадцать лет, в 2000, было создано технически совершенное продолжение — «Охотник на вампиров Ди: Жажда крови». Его делали японцы на американские деньги. Мировая же премьера состоялась не где-нибудь, а в Москве!
   В 1993 году, Иошиваки Каваджири снял «Манускрипт ниндзя». Главный герой — воин Джубэй, реально существовавшая историческая личность. Он жил и сражался с различными проявлениями зла еще тогда, когда мир был юн. Среди его врагов разбойники и демоны. Но не только о боях и коварстве повествует этот фильм, в нем нашлось место для истории любви. Девушка-ниндзя Кагеро, спутница Джубэя, проклята. Она сильна и храбра. Но не боев жаждет ее сердце! Она хочет быть просто женщиной. Но она не может этого себе позволить. Ибо тот, кто хотя бы поцелует ее, умрет.

В начале 1990-х вышло немало хороших НФ/фэнтези аниме. Большой популярностью пользуется сериал «Евангелион нового поколения», медицинский детектив «Черный Джек», космическая опера «Макросс Плюс», юмористические «Рубаки» и т.д. Но подлинный успех пришел лишь к ленте 1995 года - «Призрак в доспехах» Осии Мамори. «Призрак в доспехах» — киберпанк, история будущего, в котором компьютеры развились до того, что стали появляться высокотехнологичные киборги. Главным героям предстоит не только найти хакера Кукловода, но и понять, что он из себя представляет? Также им необходимо разобраться, может ли существовать искусственный интеллект?
   «Призрак в доспехах» особой популярностью в самой Японии не пользовался, зато во всем мире обрел культовый статус. В 1997 он даже получил два главных приза Международного фестиваля анимации в США; один за лучший полнометражный фильм года, второй — за лучшую режиссеру. В 2004 вышло его продолжение «Призрак в доспехах-2: Невинность». В нем обыгрывается сюжет, затронутый Филипом Диком в романе «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?». Кстати, произведение Ф. Дика было экранизировано Ридли Скоттом в 1982 году — «Бегущий по лезвию бритвы».

После выхода «Призрака в доспехах», мировая общественность заинтересовалась японской анимацией. И вот тут нельзя не упомянуть еще раз о Хаяо Миядзаки. Его псевдоисторическая картина «Принцесса Мононоке» (1997), сочетающая в себе философию Востока и Запада, показала, на что в действительности способна японская анимация. Благодаря трудам Хаяо Миядзаки и Осии Мамори, анимэ, наконец-то, было не только признано, но и сумело завоевать немало поклонников! Говорят, что, когда «Принцессу Мононоке» увидели братья Вачовски, создатели «Матрицы», они буквально визжали от восторга.

Ашитака, главный герой «Принцессе Мононоке», убив вепря, навлек на себя проклятие. Дабы излечиться, спасти свою жизнь, ему предстоит разобраться в сложном, запутанном конфликте между людьми, жаждущими уничтожить Бога, духами и народом, губящим лес и создающим ружья.
   Но, несмотря на шумный успех у критиков, путь к сердцу обывателей сумела найти все-таки другая работа того же Хаяо Миядзаки — загадочные и чарующие «Унесенные призраками» (2002). Это произошло из-за того, что «Унесенные призраками» в первую очередь адресованы детям. «Унесенные призраками» — великолепный рассказ про маленькую девочку, оказавшуюся в божественных банях. Чтобы не умереть и спасти родителей, она должна работать, служить колдунье Юбабе, которая больше всего на свете любит звонкую монету и своего капризного сынка-великана.

Поведаем и о «Ходячем замке» Миядзаки, поставленном по мотивам одноименного романа Даины Уинн Джонс. В нем переиначена сказка о «Красавице и Чудовище». Обилие причудливых пейзажей и романтики не оставили никого равнодушным. Кроме того, не так давно появилась первая режиссерская работа Горо, «сына Хаяо» Миядзаки — «Хроники Земноморья» по циклу произведений Урсулы Ле Гуин. Увы, анимационная история о жизни волшебника Геда откровенно скучна. В 2008 на экраны вышла «Поне с утёса» Хаяо Миядзаки, переложение «Русалочки».
   Возвращаясь по временной шкале немного назад, в 2007, вспомним о главном событии этого года — экранизации популярного романа Ясутаки Цуцуя — «Девочка, покорившее время» режиссера Мамору Хосоды. Семнадцатилетняя Макото Конно научилась управлять временем. Оно послушно ее воле. Собственно, при таком раскладе, создатели могли бы снять всё, что угодно, начиная от драмы и заканчивая боевиком. Но они предпочли добрый фильм о первой любви, ответственности и пришельце из будущего.

Завершая обзор, добавим: здесь упомянуты далеко не все лучшее, но многое из того, с чем должен ознакомиться каждый анимешник.

(c) АниМаг основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! Copyright © Герасимов "Saotome" Алексей (admin@animemagazine.ru)

ДРУЗЬЯ АниМага:
п»ї