АниМаг Журнал Онлайн 2010: Аниме Обзор: Zegapain
Zegapain Дзэгапэйн Режиссёр: Симода Масами
Формат: ТВ-сериал
Количество серий: 26
Студия: SUNRISE
Год выпуска: 2006
 
ВИДЕОМАТЕРИАЛ:

И вновь продолжается бой,
   И сердцу тревожно в груди,
   И Ленин такой молодой!
   И юный Октябрь впереди!

   (Господи, как же давно мне хотелось это куда-нибудь вставить)

Дзегапэйн - это аниме о том, как парень, глава команды по плаванию, а по совместительству пилот боевого робота (который называется, внезапно, Дзегапейн), крошит супостатов голографическим мечом и голографической пушкой. Супостаты безмозглые, но их много, робот огромный и летает (понятно, на голографических крыльях), земля в опасности, но надежда есть. Ещё парень перед каждым вылетом орёт "Запутывание!" (каноны жанра, да).

В принципе, посмотрев первые пару серий (или прочитав предыдущий абзац - благо, по сути, это их пересказ и есть), хочется забить сначала на сериал, потом на его создателей. А потом и самих создателей тоже забить. Насмерть. Голографической дубиной. Ибо уж на что фанат мехи привычен ко всякой антинаучной фигне в стиле "Робот летает на соплах из ступней, а во лбу у него горит звезда", но тут количество радостной идиотии уже в первом бою вызывает желание заорать "Ну хоть немного мозг включите! На дворе всё-таки не 89-й и крики Grendaiza gou! стали считаться комильфо отнюдь не вчера! Вы что Еву не смотрели, или там Разефон?" В общем, тьма кромешная и адова погибель, и нет в ней место доброте и душевным сопереживаниям, ибо кажется, что всё примитивно как коробок спичек - сейчас будут лезть мегароботы, их будут мочить, потом вылезут супермегароботы, их тоже замочат, потом вылезет уберзлодей на супердупермегароботе и пристрелит ГГ (но не до конца), и диавольски хохоча убежит, потом робота ГГ восстановят и апгрейдят, а потом он на обновлённом роботе отпинает главзлодея (но тоже не до конца) и кино сразу закончится. Продолжение, мол, в следующем сезоне. Но, к счастью, всё оказывается не так уж и плохо.

Основная изюминка этого сериала - его сюжет. Нет, правда, как бы парадоксально это ни звучало, но в школьном сёнене про мальчика, роботов и Врагов действительно очень хороший сюжет, и при этом (что ещё более парадоксально), этот самый сюжет, вместе с миром, сеттингом и героями, резко отдаёт настоящим тру-киберпанком. Тут важно понимать разницу - настоящий тру-киберпанк не мёртв (как и всё остальное с корнем "панк" он просто так пахнет), но встречает в современном искусстве так же часто, как тигры в Москве - то есть по чуть-чуть и в строго отведённых местах, зато кошек, которых многие с тиграми путают, потому что последних не разу не видели - дофига. А всё потому, что гуру и корифей жанра Филипп Дик задал ещё в лохматые восьмидесятые определённые стандарты, согласно которым всё плохо. Очень плохо. Человеки или уже перемерли, или перемрут к концу книги, роботы одержимы УВЛ, грязные мегакорпорации аморально творят свои грязные дела - которые обычно, кстати, к рекомому УВЛу и приводят - а сеттинг пронизан индастриалом и нуар-стилистикой (для примера можно почитать хоть Нейроманта или Джонни-Мнемоника, но если нет особого желания, можно и просто "Бегущего по лезвию" посмотреть). Ясен пончик, книжки, в которых уныние и отчаяние стоят во главе угла, мало кого привлекают, ведь НФ - это прежде всего определённая форма эскапизма, а потому произведений, отличающихся чётким следованием сути жанра, а не его формы очень мало, а вот тех, которые просто прибирают к рукам отдельные удачные идеи и стилистику - дофига и больше, из-за чего что такое настоящий киберпанк никто толком не знает, но зато Лейн считается его иконой, хотя каким местом она вписывается в указанные выше законы жанра неясно. Так вот, отходя, так сказать, от отвлечённых умствований, как бы глупо это не звучало, в Дзегапейне поначалу всё именно так, как надо в том самом "тру-киберпанке", а раскручивается оно с, казалось бы, совсем не располагающей темы "внезапно на мальчика свалилась загадочная девочка и ОЧБР", да при этом изобилует моментами, насыщенными такой чернейшей беспросветностью, что прямо хочется вынуть диск и проверить - ты действительно меху про школьников и пришельцев смотришь, или может каким-то загадочным образом в приводе оказался Призрак в Доспехах? Конечно, это шуточки и приближения, но сюжет сериала действительно хорош, и не только на уровне "мехи про школьников" (где он имеет обычно примерно такое же значение, как в боевиках с Ван Даммом или высокохудожественных картинах про хозяйку и сантехника), но и, так сказать, в абсолютной величине. История развивается скачками, сначала давая привыкнуть к происходящему, затем вдруг переворачивая всё с ног на голову и действительно способна удивить не раз и не два за сериал. В общем, тут нареканий нет. Почти, но об этом ниже

Но зато они есть в трёх других местах, причём они из числа тех нареканий, что убивают и куда более во всех смыслах одарённые сериалы. Итак:

Ляпы и бред. Нет, говорить в мехе про ляпы, конечно, моветон, но когда их количество переходит все пределы, тут уж впору кричать. И ладно бы всё ограничивалось просто "роботами, летающими на ракетных движках из ног" - всё гораздо хуже, собственно, перечитайте первый абзац - это вот такое там оружие и вот такие технологиии. На фоне мира, который пытаются показать авторы и того самого упомянутого выше киберпанк-антуража, бьёт вдвойне больней, поскольку только вот начинаешь верить в происходящее, так тебе сразу какими нибудь кьюэлами с антисветовыми щитами по макушке - ррраз! Ну и, конечно, просто фигни типа вечных побед "из последних сил", положительных героев умирающих по полсерии в страшных муках, да и просто "эффекта перезаряжаемого пистолета" тут хватает.

Вторая торпеда в корпус - это дизайн. Нет, правда, он ужасен. Ладно бы просто был плох сам по себе, но глаз не резал (как у мех в 00 гундаме, но говорят это я уже капризничаю), так ведь он вступает в чудовищный диссонанс с тем самым миром и тем самым сюжетом! Тут даже говорить ничего не надо - просто взгляните на скриншоты с этими "палка-палка-огуречик" роботами или одухотворёнными лицами школьников, будто пришедшими к нам из чего-то бесконечного, а потому не особо заморачивающегося на картинке типа Наруто, и подумайте, как ВОТ ЭТО может сочетаться с вопросами сетевой жизни, которые не снились ни Мотоко Кусанаги, ни Лейн Ивакуре? Так вот, никак оно сочетаться не может, потому любое срывание покровов и ковыряние в своих и зрительских мозгах с грохотом сдаёт, лишь только на экране снова появляется бравый грендайзер с голографической пушкой.

Ну и третий фатальный недостаток - это герои. Потому что они, не побоюсь этого слова, тупые, и тупые настолько, что на первый взгляд никого тупее и не вспомнить. Причём не "кавайно-глупенькие" как наше-всё-Микурочка, а по-настоящему, беспросветно и бесповоротно идиоты, на которых хочется орать с дивана, в которых хочется кидаться тапками и плеваться ядом. Но по-порядку - во-первых, всё что они умеют - это превозмогать и рефлексировать, причём совершенно неважно что, казалось бы жизнерадостный и оптимистичный, Сагара Кё и слова то такого - "рефлексия" - знать не должен, ибо ну не может человек в себе постоянно сочетать Камину и Синдзи, но гляди ж ты - сочетает. Во-вторых, их, героев реплики и линии поведения достойны всех "золотых малин", которые раздали за время проведения премии - далеко ходить даже не надо: та-самая-девушка-с-роботом тащит Кё на миссию, по завершении миссии целует его, так сказать, прямо в губы, а на заданный на следующий день вопрос, мол, с чего вдруг, отвечает "Ты мне нравишься". И всё. То есть совсем всё - любовная линия умирает не родившись, парень находит другую девчонку и вообще вспоминает обо всём только серии к двадцатой. А уж все эти "я хочу защитить тех, кто мне дорог" или внезапное решение всех предать, объявляемое громогласно своему командиру (конечно же, вызывающее у всех присутствующих желание не выкинуть через ближайший воздушный шлюз, а "переубедить и помочь") вместе с кучей более мелких драм на тему "я его люблю, но он я не человек, а он мне не сказал, а я ему не призналась" и прочих, пришедших не иначе как со страниц паршивеньких любовных романов, прилагаются. Вместе с дурацким непойми зачем введённым и непойми зачем продолженным далее рамок одной серии любовным треугольником. И разрешённым, кстати сказать, самым попсовейшим образом.

Ну, есть ещё пара незначительных косяков, которые на общем плане так ярко в глаза не бросаются, но упоминания стоят - например, тотальное отсутствие нормальных противников, поскольку убергандам со своими Шарлями Азнаблями (а точнее Эйлом и Анной) появляется только ближе к середине, да и то в количестве одной штуки (что, кстати, тоже вызывает немалый диссонанс в мозгу зрителя - досмотрите, поймёте о чём я), а всё остальное время герои месят типовые "истребители противника", никакими талантами, кроме страсти красиво взрываться, не обладающими. Ну и сюжет серьёзно сдаёт под конец свою покровосрывательную скорость, из-за чего последняя треть сериала откровенно скучновата - это самое, кстати, противное, поскольку, несмотря на такие безумные старания выйти за рамки "школьной мехи", заканчивается всё именно так как вы и подумаете, досмотрев до девятнадцатой серии.

Картинка, кстати, сама по себе довольна неплоха, если у вас получится смириться с вырвиглазным дизайном - трёхмерные роботы летают, красочно месят истребители статистов, всё ярко взрывается, и даже некоторые нарисованные герои вызывают симпатию, задники вроде как тоже ничего (правда, два из трёх задников - это школа и серые развалины). Звук тоже в принципе хорош - песенка опенинга ненавязчива, но немного цепляет, а эндинга так даже чуть больше, но всё-таки отдельных слов он не достоин и после просмотра вы о нём вряд ли вспомните. Ну и невелика потеря.

Подводя итог, я бы сказал, что, несмотря на несколько загубленный топорным исполнением потенциал, сериал всё-таки в какой-то мере представляет собой неплохое переосмысление идей того самого киберпанка, который был в бородатые времена, да и сам по себе явно достоин просмотра. Тут главное обладать поразительным укладом головного мозга - одновременно думать над происходящим на экране, и при этом не вникать в тот бред, который происходит вне основной сюжетной канвы. И всё будет путём.

(c) АниМаг основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! Copyright © Герасимов "Saotome" Алексей (admin@animemagazine.ru)

ДРУЗЬЯ АниМага:

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (13)


Kranken Haus. Online anime-magazine.
Лук ФРИ! - Цифровой журнал XXI века!


AniDub