АниМаг Журнал Онлайн 2010: Авторская Рубрика: Спорт в аниме
Спорт в аниме Жанр спокона

А теперь поговорим о спорте... Наверное, все вы замечали, что в аниме периодически затрагивается спортивная тематика – правда, проходит она обычно вскользь и большого влияния на сюжет не оказывает. Но, к сожалению, мало кто знает, что в японской анимации существует отдельный жанр, полностью посвященный самым различным видам спорта: баскетбол, бейсбол, го, сёги, бокс, кендо, американский футбол и т.д. Жанр этот носит название «спокон» - образовано от сочетания слов sport и konjou («сила воли») – и представляет собой отражение целого пласта японской культуры. Ведь в понятие культуры входит не только религия, традиции, праздники, искусство и т.п. – японцы, конечно, не могли обойти стороной такую часть своей жизни, как спорт. А теперь рассмотрим подробнее отличительные черты этого замечательного жанра.

В хоккей играют настоящие мужчины...

Жанр спокона, как вы, наверное, понимаете, относится к метажанру сёнэна, т.е. он предназначен прежде всего для мужской аудитории, к тому же абсолютное большинство персонажей – мужские характеры. Почему спортивное аниме смотрит такое огромное количество девушек – я, пожалуй, лучше умолчу) Персонажи являются ключом к успеху любого сёнэна: они вовсе не обязательно должны быть оригинальными или выдающимися – напротив, это могут быть насквозь проштампованные типажи. Но: их должно быть много... хотя нет, их должно быть ОЧЕНЬ МНОГО и они все должны быть разными. В споконе действуют те же самые условия. Помню, несмотря на не такое уж и маленькое количество просмотренных мною сёнэнов – плотность персонажей на 1 квадратный метр в Принце Тенниса меня все же слегка шокировала. Если вам нравятся нераскрытые и таинственные характеры – вам не сюда, сразу говорю. В споконе обязательно расскажут не только о способностях персонажа – нам поведают его историю, цель, к которой он стремится, а также причину, по которой герой занимается данным видом спорта; покажут его развитие как в спортивном, так и в общечеловеческом плане. Единственное на моей памяти намеренное (!) исключение – это Хирума Ёичи из Eyeshield 21: в то время как об остальных героях известна практически каждая мелочь вплоть до группы крови, об этом персонаже неизвестно НИЧЕГО – и это, естественно, было сделано мангакой специально, чтобы усилить образ Хирумы как демона, нечеловека и вообще явного представителя нечистой силы (в чем были свято уверены все остальные герои Айшилда). Прием продуманный и потрясающий по своей простоте и оригинальности.

«Мы – команда!» ©

В основном, за некоторым исключением, события в споконе разворачиваются не только вокруг главгероя, но и вокруг его ближайшего окружения, а именно – его команды. Естественно, это не является возможным в тех аниме, где речь идет о некомандных видах спорта – таких как го, бокс, сёги и т.п. Исключением также является, например, One Outs – хотя бейсбол, казалось бы, самая что ни на есть командная игра – центром вселенной данного аниме является непосредственно главный герой, его команде при этом внимания почти не уделяется. Типичным сюжетом в споконе служит ситуация, когда героя, расстроенного преследующими его неудачами, подбадривают товарищи по команде, и он, в уже приподнятом настроении, берет себя в руки и делает все от него зависящее. Собственно, я назвала бы это главной функцией команды в споконе – она нужна для поддержки своей «звезды». Обычно главгерой в течение всего аниме играет за одну команду, как, например, в Принце Тенниса или в Айшилде. Однако и здесь могут быть исключения – самым ярковыраженным можно считать Мэйджор, где герой за 5 сезонов сменил аж 7 команд!

Мой друг/ Мой враг

Как правило, в споконе должен присутствовать персонаж, которому отведена роль основного соперника главгероя. Вообще соперников у главного героя, конечно же, вагон и маленькая тележка, но только этот персонаж – Соперник с большой буквы. Зачастую именно с его подачи главгерой начинает всерьез увлекаться тем или иным видом спорта: встретившись с ним на поле/корте/ринге (нужное подчеркнуть) и потерпев поражение (это обязательное условие, исключением является разве что «Хикару но Го», хотя, на мой взгляд, оно является исключением по всем параметрам), главный герой получает толчок к развитию, одержимый желанием одолеть этого человека. Что любопытно, соперник этот нередко симпатичнее главного героя – и дело вкуса здесь ни при чем. Я полагаю, что таким образом сами аниматоры хотят показать, что этот персонаж «особенный», как для главгероя, так и для сюжета аниме в целом.

Первым делом – самолеты, ну а девушки...

Нетрудно догадаться, что романтики от спортивного жанра ожидать не стоит – ибо, как известно, за двумя зайцами погонишься... В общем и целом, романтике в споконе не место. Но при этом намек на любовную линию всегда присутствует – просто эта линия не получает развития в сюжете. Зачем она вообще вводится - честно говоря, сама гадаю до сих пор. Может, просто нужно было разнообразить количество мужских персонажей хотя бы одним женским. Хотя на мой взгляд, женские персонажи в споконе – сплошное разочарование: их функция состоит в том, чтобы восторженно смотреть на главгероя и, сжав кулачки, молиться за его победу. А также переживать по всяким пустякам. Что примечательно, этот суррогат романтики присутствует только со стороны девушки – главгерой, как правило, чувств ее не замечает или просто не придает значения. Исключением здесь можно назвать «Мэйджор», где в пятом (!) сезоне герои, наконец, сподобились начать встречаться. Но если вы думаете, что дело пошло дальше простой констатации факта – вынуждена вас разочаровать.

«Отцы» и «дети»

Нет, речь здесь пойдет не о семейной драме (хотя в споконе и такое имеет место быть), а о проблеме преемственности. Старшие, которые возлагают надежды на «молодежь», с одной стороны, а с другой – немного завидуют им и сожалеют, что вынуждены сойти со сцены, и младшие, с одной стороны, питающие уважение к своим семпаям и восхищающиеся ими, а с другой – горящие желанием превзойти их во всем. На мой взгляд, этот момент один из самых трогательных – надежда, бережно передаваемая из рук в руки, из поколения в поколение – надежда и желание победить. Пожалуй, самым ярким примером здесь будет «Принц Тенниса», если вы помните пафосную фразу Тезуки, обращенную к главному герою: «Стань опорой Сейгаку!» - та самая фраза, с которой когда-то обратился к самому Тезуке предыдущий капитан теннисного клуба.

Гений vs Трудоголик

Проблема противостояния от природы одаренного человека и того, кто добивается своей цели немалыми усилиями, нередко находит отражение в спортивном жанре. Несложно догадаться, что японцы, как нация трудоголиков, склоняются к победе последнего. Но это вовсе не значит, что они недооценивают талантливых людей или презирают гениев - просто одного таланта мало, вот что они хотят донести до зрителя. Эту тематику легко проследить на примере Eyeshield 21, в игре против Шинрюджи Нага, где гений, заявлявший, что для победы нужно 99% таланта и 1% труда, проиграл сразу нескольким персонажам, которым он, кстати, отказывал даже в 1% таланта.

«Я стану Королем Пиратов!» ©

Пираты – это, конечно, слегка не из той оперы, но эта фраза к спокону более чем подходит. Ибо спортсмену прежде всего нужна мечта – иначе какой смысл прилагать усилия, когда стремиться, собственно, не к чему? При этом глобальность мечты здесь значения не имеет, хотя главгерои в споконе предпочитают не мелочиться и стать, как минимум, №1 в Японии, а то и в мире.

Любовь к спорту

Единственное, что объединяет столь разношерстных персонажей спортивного аниме – это их любовь к тому или иному виду спорта, зачастую доходящая до крайности. Например, когда персонаж, получив травму, задается вопросом – как жить дальше? Что у него останется, если отобрать спорт? Герой не мыслит себя вне этого мира – мира тенниса/го/бокса/бейсбола/ и т.д. – он не знает другой жизни, и, что более важно, он не хочет иного. От этой мысли лично мне при просмотре иногда становилось не по себе – потому что, с одной стороны, ты восхищаешься персонажами, их стремлением и готовностью идти до конца, выложиться на все сто, а то и двести – но с другой стороны, тебе их в чем-то жаль, ведь они не видят окружающего мира за рамками спорта, да и не хотят видеть.

Без конца

Спокон – это всегда бесконечная история, поэтому продолжительность спортивного аниме, как правило, зависит от чувства меры и финансового состояния авторов. Но даже при наличии ярко выраженного конца аниме или манги, в плане сюжета это концом далеко не является – ведь спокон предусматривает непрерывное развитие персонажей. И, даже если аниматоры в последней серии черным по белому написали «КОНЕЦ», - они имеют ввиду только то, что герои добьются куда больших высот, просто это, как говорится, уже совсем другая история. А в чем смысл? Как бы странно это ни прозвучало, главное в споконе – вовсе не спорт. Более того, спокон, на мой взгляд, ни в коем случае не аниме О СПОРТЕ. Так о чем же оно на самом деле? О том, как нужно добиваться своего и во что бы то ни стало стремиться к своей мечте? О том, что нельзя предавать ожидания тех, кто надеется на тебя? О том, что ни при каких обстоятельствах нельзя сдаваться, что поражение – это лишь толчок к новым победам? Ответов может быть множество, ведь каждый увидит в споконе что-то свое, что-то важное именно для себя. Главное – что никто не останется равнодушным. Ибо спокон – уж поверьте мне на слово – может будить самые разные чувства, но он никогда не оставит вас безучастными.

(c) АниМаг основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! Copyright © Герасимов "Saotome" Алексей (admin@animemagazine.ru)

ДРУЗЬЯ АниМага:

AniDub

Kranken Haus. Online anime-magazine.
Лук ФРИ! - Цифровой журнал XXI века!