AnimeMagazine Online (2009) Аниме Классика: Whisper Of The Heart
Виртуальный Аниме Журнал
№68 (02 марта, 2009) / следующий номер 01.04.2009
SHOP : F.A.Q : новости : форум : гостевая : архивы номеров : каталог статей
 
ПодКаст для АниМага


НАШИ ДРУЗЬЯ






АНИМЕ КЛАССИКА > Whisper Of The Heart (Mimi Wo Sumaseba) – Куда уходит детство?


Автор: Антон Тудаков aka Monosugoi Syako
Авторский ТОП АниМага
Почта: monosugoi@animemagazine.ru
Режиссер: Кондо Ёсифуми (Kondo Yoshifumi), Миядзаки Хаяо (Miyazaki Hayao)
Формат: полнометражный фильм
Продолжительность: 111 мин.
Студия: Studio Ghibli
Год выпуска: 1995
Анимаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Вопрос о том, когда заканчивается то, что мы считаем детством, и куда оно потом девается, начинает мучить любого нормального человека ближе к кризису среднего возраста. Оно и понятно – в голове остались только какие-то затуманенные обрывки самых ярких воспоминании, однако в стройную картинку они уже не выстраиваются. Я катался на пони в Московском зоопарке до того, как первый раз пообещал жениться на шестилетней дочке друзей своих родителей или после? В каком же, черт побери, году я попал в пионерский лагерь и мазал ночью соседей по палате зубной пастой? А влетала ли к нам к нам на самом деле шаровая молния, или я все потом придумал? Дворовых друзей тех лет теперь можно вспомнить только по черно-белым фотографиям в альбоме и рассказам мамы, а в odnoklassniki.ru их именами вообще представляются какие-то малознакомые мужики и тетки.
   Ближе к отрочеству воспоминания становятся чуть более внятными. Теперь ты и сам можешь нарисовать по памяти лицо своего соседа по парте, благо этот лысый вкалывает в соседнем офисе, и вечером в пятницу вы вместе ходите лакать "Хайникен" в "Главпивбар". А первая красавица класса, которая не обращала на тебя внимания все школьные годы, давно стала твоей женой. Но память избирательна и из головы как-то выветрились все затрещины, полученные от школьного хулиганья, позорные изгнания с уроков за недостойное поведение, стремные опыты с куревом и водкой, а заодно и множество других вещей, от отсутствия которых в своем багаже ты ничего не потерял. Запомнились же те события, которые привели тебя к тому, кто ты есть сейчас (я все-таки рассчитываю, что наш среднестатистический взрослый читатель не полирует шконку во Владимирском Централе, выходя в Интернет с припрятанной в очке мобилы).
   Вот именно в это время пытается вернуть нас Кондо Есифуме в "Шепоте сердца" на примере обыкновенной японской ученицы средней школы Цукисимы Шизуки. Среди сверстников она выделяется только любовью к книгам, а все остальное пространство в голове занимают обычные для ее возраста девчачьи глупости. Например, фантазии о том, насколько похож на прекрасного принца загадочный Амасава Сейдзи, имя которого значится в библиотечной карточке почти каждой из прочитанных ей книг? Какие уж тут мысли о выборе будущего, ведь до окончания школы, кажется, еще столько времени!
   Но многое в жизни, как известно, может поменять случай, особенно если это встреча с огромным котярой, самостоятельно катающимся на электричке. Ну разве на каникулах можно пройти мимо такого загадочного явления? И Шизука бросается за Господином Толстым Котом в погоню, которая в итоге приведет к знакомству с самыми необычными людьми в ее жизни. Нет, Шизука не попадет в параллельное измерение или волшебную книгу. На самом деле удивительные вещи скрываются буквально за углом, стоит только немного свернуть с центральной дороги. И они не имеют ничего общего с магией и волшебством, если только не считать следствием оных поступки, заставляющие человека испытывать муки творчества, меняться и искать свое место в мире. Но как же они, черт побери, важны для меня, вас или любого другого человека, который не готов слиться с серой массой офисного планктона или чиновников!
   Есть и еще один специфический момент. Скажем так, возрастной. Боюсь, читатели в возрасте "до" не поймут той пронзительной и щемящей ностальгии, которая охватывает при каждом пересмотре "Шепота сердца". Это такое нереальное чувство, благодаря которому словно возвращаешься в свое дворовое детство, когда не было компьютеров, Интернета, mp-3 плееров, Ксении Собчак на каждом втором телеканале (да их и было всего два тогда, вам сейчас это уже не представить!), а "Обитаемый остров" в мальчишечьем воображении населяли суровые мрачные люди вроде фашистов из патриотических фильмов, а не гламурные пиндосы в халатиках со стразами. Кроме "Шепота сердца" в моем сердце похожий отклик могут вызвать разве что книги Владислава Крапивина, а это сравнение дорогого стоит.
   Выставление на animenewsnetwork.com фильму рейтинга Older Children смотрится изощренным издевательством, ибо любому анимешнику, мало-мальски знакомому с продукцией Ghibli, понятно, что ее без зазрения совести можно показывать даже годовалому младенцу. Другое дело, что детям "Шепот сердца" может показаться просто скучным, ведь Кондо сделал ставку не на внешнюю эффектность картинки (хотя аниме и удерживает достойно высокий уровень), а на глубокий внутренний мир персонажей.
   К сожалению "Шепот сердца" так и остался единственной режиссерской работой Кондо, одного из лучших аниматоров Ghibli. Он ушел из жизни в 1998 году, успев поработать над еще одним выдающимся аниме студии, "Принцессой Мононоке". А ведь "Шепот сердца" ох как удался и не надо коситься на фамилию мэтра Хаяо в титрах - хоть он и писал сценарий, но режиссировал аниме только в части фантазий Шизуки.
   Технически анимация "Шепота сердца" превышает уровень полнометражек тех лет на голову. Несмотря на обыденность окружающего Шизуку города, он наполнен невероятным количеством деталей и мелочей, придающих происходящему полную достоверность. Здесь почти невозможно увидеть статичный кадр, что бы ни происходило на экране, там всегда будет какой-нибудь элемент, вносящий оживление в картинку. Да и фирменный стиль Миядзаки сотоварищи узнается легко. Интересно, что "Шепот сердца" стал первым аниме Ghibli, в котором использовали компьютерную графику. Впрочем, не стоит, вооружившись лупой, искать там чудеса 3D-моделирования, компьютеры использовались только для совмещения анимации в сложных сценах.
   Что еще можно добавить? Аниме снято по одноименной манге Хираги Аой 1989 года, которая позднее получила продолжение под названием "Шепот сердца: Время счастья". Кота Барона, ожившего в сочиненном Шизукой рассказе, Хираги сделала одним из главных героев своей сказочной манги "Барон: Возвращение кота", которое позднее было экранизировано все той же студией Ghibli. И пусть фильм получился не самым выдающимся, однако вполне достойным внимания нашего читателя.
   Также следует отметить, что в "Шепоте сердца" впервые были использованы работы гениального японского художника Иноуэ Наохисы, послужившие основой для изображения мира Барона в фантазиях Шизуки. Чуть более подробно о самом Иноуэ и других его совместных работах с Ghibli можно прочитать в материале прошлого номера, посвященном "Iblard Jikan".
   "Шепот сердца" – это безоговорочный шедевр даже на фоне общего высочайшего уровня продукции студии Ghibli, но его восприятие сильно зависит от возраста зрителя. В пятнадцать лет это будет просто еще одна классная жизненная история от соратников Миядзаки (а они умеют их снимать, возьмем, к примеру, "Я могу услышать море" или "Еще вчера"). А для меня лично это окно в мое детство, и плевать, что это окно открыто иностранцем в другую страну и другой мир. Зато Кондо удалось попасть в десятку при передаче настроения тех дней, когда деревья еще оставались большими, а все самое главное и лучшее было впереди.

Назад Вверх Вперед