AnimeMagazine Online (2009) Аниме Премьера: Gake no Ue no Ponyo
Виртуальный Аниме Журнал
№66 (01 января, 2009) / следующий номер 02.02.2009
F.A.Q  :   новости  :   форум  :   гостевая  :   архивы номеров  :   каталог статей
 
ПодКаст для АниМага


АНИМЕ ПРЕМЬЕРА > Gake no Ue no Ponyo > В коробке с карандашами…


Автор: Антон Тудаков aka Monosugoi Syako
Авторский ТОП АниМага
Почта: monosugoi@animemagazine.ru
Режиссер: Миядзаки Хаяо (Miyazaki Hayao)
Формат: полнометражный фильм
Продолжительность: 101 мин.
Студия: Studio Ghibli
Год выпуска: 2008
Анимаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Знаете, что самое сложное в том, чтобы написать обзор по отсмотренному не более чем два часа назад аниме? Отнюдь не в том, чтобы связно изложить свои впечатления вяло светящемуся экрану ноутбука. Проблема, обычно, возникает когда надо с чего-то начать. Кто-то из наших авторов рвет с места в карьер, ибо необходимость быстро и достоверно донести информацию до читателя он ставит превыше всего. Наверное иногда это правильно, но если речь заходит о таком явлении, как работы студии Ghibli, заявление "а вы знаете, вот Миядзаки-старший новый фильм выпустил…" равноценно по новизне в лучшем случае ветхозаветным притчам. В связи с этим, удивить кого-то сведениями о том, что "Поньо" вышла и даже успела номинироваться на Оскар, а также что до старушки-Европы она доберется годику этак к 2010-му, вряд ли кого-то удивишь. И я не буду тыкать пальцем в торрент, с которого каждый уважающий себя анимешник уже скачал посредственного качества копию фильма. Посему нижеследующий текст, скорее всего, посвящается той части нашей аудитории, которая решила честно дождаться нормального качества лицензии. Не знаю, фигли я буду распинаться, если все и так пойдут и купят "Поньо", но ведь не напишешь про нее – закидают потом тухлыми помидорами.

А чтобы разрядить обстановку, расскажу, что называется, забавный случай из жизни. Захожу на днях в книжный и на глаза мне попадается книжица под названием "Книга списков для подростков". В сем эпохальном труде заключена высшая мудрость для подрастающего поколения, как-то: десять самых крутых рок-звезд, двенадцать причин чистить зубы перед сном, двадцать пять лучших книг всех времен и народов, которые они все равно не прочитают, ну и все в таком ключе. Есть там раздел (внимание!) именуемый как-то вроде "двенадцать самых известных анимационных фильмов в стиле манга, снятых по японским комиксам"… Так, половина залу уже забилась под кресла в истерике, но это еще что, мы к этому уже привыкли! Щас такое будет! Так вот, первые мест семь или восемь плотно оккупировали работы студии Ghibli, начиная, естессно, с "Унесенных призраками". Все они, конечно, сняты по одноименным мангам, надо полагать. Цимес, да? О том, как в этот список попала "Vampire princess Miyu", вообще лучше не спрашивать. Но, вы не поверите, главный прикол заключается в том, что единственное аниме Миядзаки, действительно снятое по манге (сиречь "Наусика"), там даже не упомянуто. Занавес и фанфары.

Это я на самом деле к чему рассказал? Миядзаки, судя по всему, достиг такого уровня известности, что возьмись он экранизировать "Черный квадрат" Малевича, на сеанс публика все равно валила бы толпами. И, честно говоря, первый кадры "Поньо" серьезно заставляют усомниться, а нет ли у него подобной идеи в задумках. Сразу скажу – это точка зрения в корне неверна. Разуйте глаза и читайте дальше.
   Дайте одаренному дитяте лет шести-семи коробку хороших карандашей, альбом и пару часов свободного времени, а потом оцените результат. Помните, был такой старый советский мультик, про то, что в коробке с карандашами живет зеленая елка? А еще там живет целый мир. И уж если такая коробка попадет к Миядзаки, то мир этот обязательно из нее вылезет и займет все свободное место на киноэкране. И если примерное содержание истории "Поньо" было известно давно, то визуальный ряд стал сюрпризом.
   Мир "Поньо" нарисован ребенком по имени Хаяо. Какая разница, что ему уже почти семьдесят лет, он самый известный японский режиссер на Земле, а его фильмы становятся популярны задолго до своего выхода в свет? Человек, подаривший этому дурацкому миру "Тоторо" и "Ведьмину службу доставки" снова вернулся! В "Поньо" нет прямых углов и правильной перспективы. Забудьте вообще слова "компьютерная графика". Прокляните фотореалистичность пейзажей, прочно обосновавшуюся в баснословно дорогих аниме-проектах последних лет. Ей здесь не место. Мир "Поньо" выглядит так, каким его видит пятилетний мальчишка, сидящий над альбомом. Он населен людьми, которые на первый взгляд кажутся чуть более сложными, чем палка-палка-огуречик. Дудки, все это не так – смотрите внимательней! Эти люди – живые. Десять, двадцать или тридцать лет назад вам тоже было пять лет, верили в говорящих зверей и Деда Мороза. Впервые за это время – отключите рациональное мышление и баблометр, определяющий качество фильма количеством вбуханных в него спецэффектов. И еще эти, интеллигентские свои замашки, мать их. Это не арт-хаус. Снова станьте ребенком, которого мама водит в детский сад за руку! И вспомните, какая у нее была теплая и мягкая рука.
   Вот тогда и только тогда "Поньо" вас проймет. К просмотру истории о дружбе волшебной рыбки, превратившейся в девочку, и пятилетнего Сосуке абсолютно противопоказано подходить, как к просмотру шедеврального блокбастера, кина "не для всех" и даже как к работе автора оскароносных "Унесенных призраками". Это аниме абсолютно другого толка, совсем не того, что последние работы Миядзаки. Как я уже говорил, это скорее возврат ко временам "Тоторо".

Мало кто может снимать настолько замечательное аниме, в котором драматизм отсутствует напрочь. А у Миядзаки получается! И ошибается распространенное мнение о том, что "Поньо" – это вариант на тему андерсеновской "Русалочки". Кончено, аналогии налицо, но главное отличие "Поньо" заключается в том, что в ней не идет речи о взрослых чувствах, слишком тесно связанных с раздражителями вроде либидо. Боль в появившихся ногах, исчезнувший голос и горе расставания в карандашном мире "Поньо" исключены. И вот почти два часа Миядзаки рассказывает незатейливую сказку, самым страшным моментом в которой становится наводнение, не утопившее даже самую мелкую букашку. Вот только оторваться от экрана в это время невозможно. Еще какие-то рекомендации нужны?

Безусловно, "Поньо" сохранила фирменные и легко узнаваемые черты работ студии Ghibli. Да, это однозначно, одна из важнейших аниме-премьер этого года. И, естественно, Миядзаки опять доказал, что хороший мультфильм можно и нужно рисовать вручную (привет окологолливудским халявщикам, пересевшим на CG). Но главное, в чем заключается значение "Поньо" – это возможность на неполные два часа окунуться в детство и побыть хоть немножко абсолютно счастливым человеком. А такое офигенно редко случается в нашем безумном, безумном мире.

P.S. Товарищи взрослые, не покажете "Поньо" своим детям – они вас потом проклянут. Я серьезно.

Назад Вверх Вперед