AnimeMagazine Online (2009) Восточное Кино: Sukiyaki Western Django
Виртуальный Аниме Журнал
№66 (01 января, 2009) / следующий номер 02.02.2009
F.A.Q  :   новости  :   форум  :   гостевая  :   архивы номеров  :   каталог статей
 
ПодКаст для АниМага


ВОСТОЧНОЕ КИНО > Sukiyaki Western Django – Раз Дзюбей, два Дзюбей


Автор: Антон Тудаков aka Monosugoi Syako
Почта: monosugoi@animemagazine.ru
Режиссер: Миике Такаси (Miiki Takashi)
В ролях: Ито Хидэаки, Сато Коити, Исэя Юсуки, Андо Масанобу
Страна: Япония
Жанр: издеваетесь?
Год выпуска: 2007
Анимаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Что ж, мальчики и девочки, сейчас я вам в двух словах перескажу сюжет "Sukiyaki Western Django", а дальше мы подробно обсудим, что курил режиссер Миике Такаси прежде чем приступил к съемкам фильма.
   Итак, пару лет спустя после битвы при Данноура (это, я вам напомню, 1185 год от Р.Х.) встречаются в безымянном невадском городке два клана – Гэндзи и Хэйке (они же Минамото и Тайра). До обоих благородных семейств дошли слухи, что в городишке припрятан целый сундук золота, намытого старателями. Ну, знаете, вторая половина девятнадцатого века, времена калифорнийской золотой лихорадки, на Диком Западе все ищут презренный металл… Вот самураи и решили поправить пошатнувшееся финансовое положение за счет сокровища. Если в этом месте у кого-то возникла легкая нестыковка в логике сюжета, то забейте. Нет, самураи временными провалами и божественной помощью не пользовались. Просто так надо.
   Поскольку один сундук золота на двоих никак не делится, то Гэндзи и Хэйке слегка повздорили на этой почве. Принялись, как это водится в таких случаях, злостно хулиганить, по улицам из кольтов и винчестеров постреливать, мирных жителей обижать и вообще всяческим образом развратничать. А страдает от выходок приезжих несчастное местное население, обитатели типичного города-призрака с длинной центральной улицей и салуном. Только все декорации в нем исполнены в традиционной архитектурной стилистике времен какой-нибудь Камакура.
   Под стать происходящим событиям выглядят и оба, э-э… так сказать соперничающих клана. То есть как сборище дегенератов с замашками мелких якудза. Гэндзи вроде как поприличней, все в белом, местами пушистом и дизайнерском. А за право потаскать такие же ковбойские брюки, как у их главаря, любой завсегдатай гей-вечеринок душу дьяволу продаст. Хотя, если верить нашей православной церкви, она и так де-факто уже Князю Тьмы принадлежит. Кроме того, не то чтобы Миике хотел бы показать Гэндзи посимпатичней, но с дисциплиной в их рядах чуток получше, неужели у оппонентов. Ибо Хэйке натурально смахивают на безграмотных деревенских гопников в джинсах и спортивных костюмах, и ведут себя соответственно. Но в семье, как говорится, не без урода - предводитель Хэйке, светлый князь Киёмори, начитавшись шекспировского "Генриха VI" требует, чтобы его звали Генри. Образованный, блин.
   И вот, в один прекрасный день, в этот Содом и Гоморру прибывает Герой В Черном. Лучший независимый стрелок и просто хороший человек. Естественно, пришелец сразу привлекает к себе внимание обоих кланов. Ну кто же не захочет, чтобы на его стороне выступил лучший из лучших? Задуматься над тем, на кой его вообще в такую дыру принесло, в голову почему-то никому не приходит.
   Короче, если кто еще не понял – перед нами постмодерн чистой воды. Игра в нализавшихся настойки из пейотля классиков исключительно ради самой игры. Узнать в происходящих на экране событиях "Телохранителя" Куросавы несложно. Раньше его уже облачали в гайдзинские шмотки – "За пригоршню долларов" Серджио Леоне, например. Или "Одиночка" Уолтера Хилла. Но ни в том, ни в другом случае, ни о каком постмодерне речи не шло. У Миике получилось гораздо забавней. Сравнить результат можно разве что с одним из эпизодов "Mankatsu", в котором Миямото Мусаси после кораблекрушения попадает в Париж и на пару с д'Артаньяном ломится в королевские мушкетеры.
   Вообще уже от первых кадров "Sukiyaki Western Django" крышу рвет не по-детски. Просто невозможно спокойно наблюдать безумный диалог изображающего матерого ганфайтера Квентина Тарантино (!!!) с бандой якудза в прикидах бандитов фронтира, происходящий на фоне грубо намалеванного краской задника и подвешенного на нитке бумажного солнца. Все время пробивает то на "ха-ха", то появляется желание покрутить пальцем у виска. Соответственно эпизод задает весь тон происходящему далее. От режиссера, подарившего нам на редкость отвратные фильмы вроде "Кинопробы" и "Одного пропущенного звонка" (и из еще полсотни поделок, из которых запомнилось разве что слегка безумное "Счастье семьи Катакури") я подобного не ожидал.
   К сожалению, не все у Миике получилось задорно и порно. "Sukiyaki Western Django", несмотря на контркультурные замашки, не избежал общей беды японского кинематографа. Картина получилась рваной и неровной. К месту вспомнить весьма неплохой и стильный фантастический эпик "Casshern" Кирия Казуаки, страдающий аналогичными болезнями – насыщенностью совершенно бессмысленными эпизодами и неоправданной затянутостью повествования. Так же протекает и "Sukiyaki Western Django" – от вспышки к вспышке, от одной яркой сцены к другой, зрителю приходится продираться через болото нудных диалогов и ничего не значащих сцен на фоне тоскливых осенних пейзажей.
   Опять же не надо тешить себя иллюзиями, что массовик-ремесленник вроде Миике предложит что-то новое. Перед нами типичный постмодерн, явление, которое само по сути один такой большой шаблон, отраженный в кривом зеркале. Миике всего лишь забавляется с многолетними культурными пластами мирового кинематографа, отбрасывая смысл происходящего на второй план, вытягивая фильм на фонтанирующем безумии происходящего.
   Отсутствие смысла компенсируется отличной игрой актеров, которым нельзя не поаплодировать за созданные ими живые и запоминающиеся образы. Генри-Хэйке играет Сато Коити ("Снежная слепота", "Последний меч самурая"), Гэндзи – Андо Масанобу ("Ребята возвращаются", "Красная тень"). Оба имею массу локальных японских премий и звания "лучших актеров". А исполнительница роли Кровавой Бэнтен, Момои Каори ("Мемуары гейши", "Солнце", "Тень воина"), и вовсе не только актриса, но еще и режиссер, продюсер и сценарист. Также стоит предупредить сразу - не ищите версию фильма на японском. Корявый английский сукияки-вестерна на этот раз не изуверство дубляжа, а очередная шутка режиссера, заставившего актеров вызубрить роли на языке гайдзинов. Стоит ли удивляться, что после таких трудов фильм Миике можно обвинить в чем угодно, кроме картонных персонажей?
   В итоге кино, конечно, получилось. Необычное, самобытное и немножечко анимешное, но кино не для всех. Не каждый догонится, что за прикол такой – кучка япошек разыгрывают вестерн, а те кто догонится, вынуждены будут бороться с вышеупомянутой сюжетной тягомотиной. "Sukiyaki Western Django" настоятельно нуждается в ножницах монтажера, способных урезать его этак до часа с небольшим. Кроме того, надо быть готовым к весьма специфическим и кровавым шуткам Миике, ставшими его фирменным почерком еще со времен тошнотворной "Кинопробы". Как показывает практика, нервы выдерживают не у всех.
   В любом случае, при общей бедности на яркие образы в японском кинематографе (и не надо меня лечить дурацкими дорамами), "Sukiyaki Western Django" стоит рекомендовать к просмотру. А для борьбы с сюжетными дырами всегда можно применить кнопку fast forward на пульте ДУ.

P.S. Почему сукияки и джанго? Все достаточно просто. Массовый поток итальянских вестернов прошлого века обозвали спагетти-вестернами. Японский вестерн, конечно, можно было бы назвать суши-вестерном. Но сукияки – блюдо из тофу, мяса и овощей - с точки зрения Миике, видимо, подошло больше. А Джанго – это имя персонажа Серджио Корбуччи из одноименного вестерна. О чем он был, думаю, догадаться не сложно.

Назад Вверх Вперед