Animemaniacs Magazine Online (2008) Тема Номера: Doujin Games
Виртуальный Аниме Журнал
№65 (01 декабря, 2008) / следующий номер 01.01.2009
F.A.Q  :   новости  :   форум  :   гостевая  :   архивы номеров  :   каталог статей
 
ПодКаст для АниМага



01-Электроника ИМ-02



02-Nintendo MC-25 (Mickey Mouse)



03-Тетрис для Nintendo GameBoy



04-ZX Spectrum



05-Commodore 64



06-Melty Blood



07-Ragnarok Battle Offline



08-Legend of Shadow



09-Legend of Kage



10-House Globe



11-Homeworld



12-Space Hulk

ТЕМА НОМЕРА: Doujin Games > Восстань! Срази корпоратива рабства!


Автор: drugon
Авторский ТОП АниМага
Почта: lanink@mail.ru

Охайо (Конничива, Конбанва), дорогие читатели АниМага. Рад сообщить, что начиная с этого номера в нашем журнале появляется новая рубрика - додзи-игры. В принципе, давно пора. Если вы заметили, то к этой категории относится очень значительная часть описываемых нами игр. Я же вообще коммерческие продукты затрагиваю крайне редко. Что будет в этой рубрике? В первую очередь обзоры самих игр, иногда краткие рассказы об особо выдающейся серии проектов или какой-нибудь студии. Надеюсь, вам это будет интересно также, как и мне.
    Со-о... Что же такое doujin games? "Да это ж те же додзики, только относящиеся к играм, а не к манге!", - скажет кто-то из вас. И будет в какой-то степени прав. А что такое додзики? Вопрос уже несколько более сложный, правда? ^_^ Если вам так не кажется, то можете смело пропускать данный материал. Ну, а коль хочется узнать о любительских играх (не только японских) побольше, милости прошу. Располагайтесь поудобней. Текста будет достаточно много.

Сквозь пласты истории

Возможно, вам это покажется забавным, но любительские игры появились гораздо-гораздо раньше коммерческих. Тогда, когда никто и представить не мог, каких объёмов сможет достигнуть рынок электронных развлечений. Когда этого рынка не было и в помине. Первые игры возникли чисто хаотично. Они были созданы на чудовищно дорогостоящем железе, предназначенном для определённых научных или военных целей. Играли в них только их создатели, да коллеги по цеху. Но как это часто бывает, шедевр попался на глаза нужным людям, привыкшим извлекать выгоду из любой мало-мальски привлекательной идеи. Так родился рынок игровых автоматов, а затем и первых, примитивных консолей. Далее все как-то подзабыли об этом факте, разработчики и издатели исправно штамповали различные интересные и не очень поделки. Впереди планеты всей были, конечно же, США. Однако вскоре и Япония заявила о своих правах на этот рынок. Данная ситуация остаётся такой же и по сей день. Какие у нас нынче самые известные консоли? Правильно - Xbox 360, PlayStation 3, Wii. Японские и американские детища.
    А что же мы? А мы - ничего. Великий СССР не признавал буржуазных развлечений. Имелись довольно примитивные электронные (хотя и до жути душевные ^_^) игры, самой продвинутой из которых была Электроника ИМ-02 (подумать только!) с жидкокристаллическим дисплеем и её производные: ИМ-03, ИМ-22 и прочие. Впрочем, и этот девайс представлял собой клон разработки "Nintendo" (конкретно ИМ-02 был копией EG-26 (Egg)).
    На поприще разработки компьютерных и видео-игр ситуация тоже не сильно отличалась. Разве только, известный во всём мире "Тетрис". Интересно то, что его создатели не собирались делать мега-популярную казуалку и покорять игровую индустрию. Фактически, "Тетрис" тоже можно обозвать любительской игрой. Однако это не помешало ему с лёгкостью пройтись по всему миру и принести людям, связанным с его разработкой и выпуском, несметную прибыль. Самое забавное, пожалуй, что конкретно создатели оригинальной игры получили далеко не самый большой куш от своего творения.
    Второе рождение любительских игр произошло, когда появились первые бытовые (персональные) компьютеры, доступные любой семье со средним достатком (ZX Spectrum, Commodore 64). Теперь любой человек мог изучить какой-нибудь язык программирования и написать собственную игру. Идеально для этого подходили сравнительно простые "Basic" и "Pascal". Но рынок и сюда пробрался на удивление быстро. Всего через несколько лет независимые разработки стали чуть ли не изгоями. В ходу были высокобюджетные, поражающие своим качеством и размахом игры. "Как и сегодня", - скажет кто-то. Увы, вынужден признать, что это в большей степени так. Но...

Но...

Почему-то находились маргиналы, не желающие идти на поводу общественного мнения. Отщепенцы, рассчитывающие доказать, что их точка зрения имеет право на жизнь. Идеалисты, с маниакальным упорством воплощающие свои задумки, придающие им осязаемость и осмысленность в глазах других. Просто люди, которым хотелось создавать, пускай даже их творения не найдут отклика в массах. Кто-то из них заявлял об уникальности собственной разработки и доказывал это, кто-то просто молча делал то, что хотел и неожиданно выдавал шедевр. Но всех их объединяло одно - они давали жизнь собственным желаниям и мечтам.
    Так вот мы постепенно и подобрались к непосредственной теме статьи - doujin games или додзи-игры.

И снова они?!

Уверен - у вас не вызовет удивления тот факт, что лидерами в этой области по-прежнему остаются США и Япония. Однако первые в данном случае всё-таки превосходят своих коллег из страны восходящего солнца. Нет, дело не в том, что японцы оказались в чём-то хуже. Просто, в силу национальных особенностей, далеко не все даже невероятно популярные в Японии продукты выходят за её пределы. Додзи-игры же и подавно. Кстати говоря, в англоговорящих странах любительские игры гордо именуются независимыми (куда входят freeware, shareware и вообще практически все пресловутые "маленькие игры"). Independent games. Или, как их чаще называют, - indie-games. То есть, инди-игры.
    Какова же принципиальная разница между додзи и инди-играми? Значительная часть первых (по крайней мере, если брать известные проекты) создаётся по уже готовому материалу. Какому-нибудь аниме, манге или... игре. ^_^ То есть, фактически являет собой фанатское творчество. Тут следует сказать, что очень большая часть любительских игр является... ну, скажем так, не слишком интересной. Однако подобная же ситуация, как ни странно, наблюдается и на рынке игр коммерческих. Но не буду акцентировать на этом внимание. Скажу лишь, что постараюсь приводить в своей статье только самых лучших представителей (разумеется, в первую очередь с моей точки зрения).
    Порой фан-игры бывают настолько хорошими, что заручаются поддержкой авторов оригинального творения. Примеры: "Melty Blood" и "Ragnarok Battle Offline". Первая игра - случай особый. Так как создавалась по мотивам другой игры - "Tsukihime" - также являющейся практически любительским проектом. Такая вот рекурсия. ^_^ Официально к подобным проектам относятся негативно. Однако на деле авторы оригинала часто закрывают глаза на подобные поделки. Что удивительно, ДАЖЕ, если разработчики таких фанатских проектов не просто распространяют, а продают результаты своей работы. Вполне возможно, что додзи-игры рассматриваются как некий способ бесплатной рекламы.
    Совершенно противоположная ситуация наблюдается на сцене западной. Фан-игр практически нет. Главным образом, потому что копирайты всемирно известных тайтлов защищаются весьма и весьма ревностно. Формально к фан-играм можно отнести ремейки и демейки. Первые - обновлённые шедевры прошлых лет (десятилетий). Лично мне больше всего нравится "Legend of Shadow" (оригинал - "Legend of Kage", в который я когда-то заигрывался на NES'е). Вторые - некое противопоставление ремейкам. В демейках оригинал переносится в два измерения, у него ухудшается графика, он становится на порядок более примитивным... но даже при этом нередко умудряется оставаться вполне играбельным. Лучший демейк, который мне попадался - "House Globe" (оригинал - "Homeworld"). Но всё-таки подобным энтузиастам грозные дяди порой стучат по шапке. Например, компьютерное воплощение "Space Hulk" (одной из настольных игр по вселенной "Warhammer 40,000") было встречено "Games Workshop" более, чем прохладно. Разработчикам игры пришлось в срочном порядке убирать со своего сайта (http://www.teardown.se/) ссылки на закачку во избежании обострения конфликта. Вот уже где-то пол года они безуспешно пытаются связаться с "THQ", чтобы выпросить разрешение на продолжение разработки. Да, деньги они за своё творчество брать не собирались. Как было сказано выше - копирайты дэсу.
    Перейдём к любительским играм, обыкновенным. Именно к этой категории относится более половины додзи-игр и подавляющая часть инди-игр. Основными жанрами в этой области являются скролл-шутеры, интерактивные новеллы и файтинги, к которым больше тяготеют японцы, и платформеры, а также всевозможные аркады, которые обожают все остальные (в принципе, за небольшим исключением, эта тенденция относится и к фан-играм). Встречаются, помимо этого, квесты, головоломки, RPG и даже на удивление оригинальные творения, которые сложно отнести к какому-то конкретному жанру ("World of Goo", "Audiosurf"). В общем, встречается всё.
    Рассвет любительских игр начался лет десять назад. Но по-настоящему стал ощущаться несколько позже. Причём ситуация продолжает улучшаться с каждым годом. Последние пару-тройку лет энтузиасты-игроделы порой заставляют отойти в сторонку маститые студии, и скромно встают на пьедестал всемирно известных компьютерных игр. Причин тому несколько. Во-первых, в связи с тем, что консоли медленно, но упорно перетягивают одеяло на себя, всё больше и больше игровых студий записывают PC в чёрный список, как бесперспективную платформу. Во-вторых, появился ряд крупных мероприятий, на которых демонстрируются лучшие инди и додзи-игры, отдельные из которых пробуждают в потенциальном издателе значительный интерес к любительской разработке. В-третьих, возникновение и развитие специализированных языков программирования, бесплатных движков и даже программ, предназначенных специально для создания игр. Но, обо всём по порядку.

Пестрит огнями праздник жизни для простых людей

Всевозможных выставок, на которых демонстрируются инди и додзи-игры, довольно много. Но я рассмотрю только три из них. Пожалуй, самые перспективные.
    Начну с американской "IGF" (Independent Games Festival). Данное мероприятие проходит ежегодно в рамках "Game Developers Conference". Ближайший "IGF" планируется на двадцатое февраля и будет одинадцатым. Именно на этой выставке засветились вышеупомянутые мной "World of Goo" и "Audiosurf". А в прошлом году среди финалистов был и один наш соотечественник со своим проектом "Hammerfall" (ныне "Hammerfight"), самой ожидаемой для меня игры года. Несмотря на информацию о том, что полная версия выйдет этой осенью, практически уверен, что даже когда вы прочитаете эти строки, о дате релиза будет известно ровно столько же, сколько и сейчас - ни-че-го. ^_^ Конкретно сам "IGF" представляет из себя нечто, напоминающее церемонию вручения "Оскаров". Думаю, на что это похоже, вы и сами представляете. Разница лишь в том, что награждаются игры. Ну и за что, собственно, награда даётся. Достижения в технической, визуальной, аудио области, приз зрительских симпатий и прочее.
    Совершенно новая выставка, проходящая в рамках "Tokyo Game Show", под чарующим названием "Sense of Wonder Night". Впервые предстала публике в этом году на "Tokyo Game Show 2008", проводившемся в период с девятого по двенадцатое октября. То есть, сравнительно недавно. Выставка пока не слишком выдающаяся, но определённо имеющая большие перспективы. Особенно стоит отметить, что на ней были представлены как инди, так и додзи-игры. То есть, как от японских разработчиков, так и... от других. Две игры от США, одна от Мексики и одна серия проектов от Аргентины. ^_^ Пёстрый букет, что и говорить.
    Наконец, выставка, о которой должен был слышать любой уважающий себя анимешник. Настолько легендарная и значительная, что её порой можно увидеть в аниме (обычно об отаку ^_^). "Comiket" (Комикетто!). Выставка, старше меня аж на десять лет. Впервые проводилась в декабре 1975-го года (уже посчитали, сколько мне? ^_^). Проходит два раза в год. Обычно где-то пятнадцатого августа и в самом конце декабря (ближайшая, семьдесят пятая, планируется в период с двадцать восьмого по тридцатое декабря). Изначально ориентированный на додзинси в классическом понимании этого слова (то есть, любительскую мангу), "Comiket" постепенно стал нечто большим. Теперь его посещают порядка полумиллиона людей каждый раз. На нём демонстрируется уже не только любительская манга, но и целая куча всего другого. Чего именно - тема для отдельной статьи. Конкретно сейчас нас интересуют додзи-игры. А их там за последние года видимо-невидимо. И становится всё больше и больше. Многие мангаки, аниме и игровые студии начинают свою карьеру именно с "Comiket", за что этой выставке огромное Аригато! Написал бы больше, да, право, неудобно как-то выискивать информацию по частицам. Вот когда я там побываю лично... *мечтательный вздох. Но, это ещё не всё! Если вы думаете, что на этом мой затянувшийся материал оборвётся, спешу вас обломать. ^_^

Назад Вверх Вперед