Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (30)


 
Animemaniacs Magazine Online (2008) АниМир от АниМага: Феномен кавая: Милейшая часть Няпонской культуры (Часть 3)
Виртуальный Аниме Журнал
№63 (01 октября, 2008) / следующий номер 01.11.2008
F.A.Q  :   новости  :   форум  :   гостевая  :   архивы  :   каталог  :   АниМаг

АниМир от АниМага > Феномен кавая: Милейшая часть Няпонской культуры (Часть 3)


Автор: Всеволод Глюм
Авторский ТОП АниМага
Почта: glumaniak@animemagazine.ru

Взаимосвязи массовой культуры и кавая

Пожалуй, эта часть оказалась самой сложной из-за, как ни парадоксально это звучит, излишне огромного количества противоречивой информации… Конечно, многие молодежные движения и модные течения, связанные с каваем, сейчас уже идут на спад, им на смену приходят другие. Новое активно заимствует из старого, изменяется, обрастает информационным мусором, множеством деталей. В общем, найти в этом информационном море что-то полезное и интересное оказалось, ох, как непросто.
   Так что если я где-то допущу ошибки и неточности, то прошу меня простить. Я с радостью прочитаю ваши комментарии по этому поводу. Если же вопрос окажется крайне спорным, то дискуссия на форуме только приветствуется. В общем, приступим.

Здравствуй, Киса

Пожалуй, сказать, что именно с Неё всё и началось, будет не совсем корректно, но определённой точкой отсчета Она всё-таки стала. Итак, по порядку.
   Ныне великая и могучая компания «Sanrio» (от японского «San» - «три» и испанского «Rio» – «река», иными словами «Три реки»), начала свое шествие в 1960 году (тогда фирма называлась «Yamanashi Silk Company», а современное название получила лишь в 1971 году), как небольшая фабрика по производству шелковых игрушек с капиталом в один миллион йен. Изначально фабрика ориентировалась на производство игрушек – героев популярных в то время аниме, но вскоре компания начала создавать собственные бренды и вкладывать капитал в анимацию.
   Их первые проекты были по экранизациям работ Осамы Тедзуки, стиль работ которого был прямо таки анимационным воплощением мягких игрушек. Фактически фирма занималась всем, что хоть как то привлекало внимание девочек и женщин – мягкие игрушки, кавайные открытки, разноцветные пакеты фаст-фуда с милыми мордашками на них… И, как апофеоз, в 1974 году в компании была придумана торговая марка, обеспечившая фирме процветание на многие десятилетия – Hello Kitty.
   Маленький белый котенок с бантиком на ухе был создан просто как игрушка, но очень скоро приобрел статус культовой в Японии, а позже и во всем мире. Вот уже около 40 лет фирма не перестает подогревать интерес к своему бренду и постоянно «выкидывает» разные «штучки» для фанатов по всему миру. В 1994 году начал выходить одноименный аниме-сериал, а затем и полнометражные анимационные фильмы, спецвыпуски манги, и так далее. В этом году запланирован выход очередного полнометражного, но на сей раз полностью трехмерного, фильма. В общем, бум начался, и новое направление японской моды началось вместе с ним и не прекращается до сих пор. Разнообразные сумки, футболки, куртки и даже ноутбуки и борта самолетов с изображением Кити можно увидеть по всей планете.

Фантастическое ускорение

После окончания Второй Мировой Войны в Японии начался промышленный бум. Страна, благодаря финансовым вливаниям снисходительных победителей, начала бурно строиться, развивать финансовые институты, промышленность, науку. Большинство трудоспособного населения теперь целыми днями работало в офисах и фирмах, построенных по американской модели, но с традиционным «японским привкусом». Как результат, японские города наполнились безликими серыми «пиджачными» толпами клерков, приливной волной обрушивающимися на улицы определенные часы дня…
   Прошло время и новое поколение молодых японцев уже не испытывало таких финансовых трудностей, как некогда их родители, а повседневная монотонность уже вызывала и них стойкую антипатию и внутренний протест. Плюс, в середине 70-х по всему миру росло движение «молодых бунтарей», которых уже не устраивало довольствоваться только комфортом, которые хотели большего… Япония, которую бунты против комфорта и душевного лицемерия молодых американцев и европейцев не обошли стороной, тоже на себе испытывала «ломку» борьбы между «старой» и «новой» Японией.
   Что касается уличной моды тех лет, то на ее яркое оперение повлияли не только предпочтения «хиппи», но и, как ни странно это звучит, аниме-бум, который как раз начался в стране. Чуть позже появились видеоигры, герои которых носили яркие наряды в сочетании с разноцветными волосами, торчащими во все стороны. Потому нет ничего удивительного, что молодые люди, выросшие на историях о своих любимых героях, горели желанием подражать им, а вместе с тем и противостоять серой повседневности, окружающей их.
   В то же время фактически началось и зарождение отаку-движения. Об этом писалось ранее, потому лишь напомню, что многие участники научно-фантастических и милитаристских клубов были неравнодушны к аниме и манге, и тщательно изучали упомянутые там технические детали и, заодно, увлекались этими культурными феноменами всерьез. Тогда же зародился и косплей, вскоре вышедший за границы костюмированных вечеринок на улицы Сибуйи, Хараюку и Акихабары, и ставший ныне повседневным явлением в Японии.

Рок, Лолиты и кафе

Всё в тех же 80-х годах прошлого века в среде японских музыкантов зародился новый стиль– «Visual Key», созданный изначально с целью шокировать слушателя не только музыкой, но и визуально. Считается, что начало движению положила небезызвестная группа «X-Japan», а позже продолжили «Glay» и «L'Arc-en-Ciel». Группы использовали достаточно своеобразный стиль одежды и стайлинг, который варьировался от ярких тонов 8-битных консолей до мрачной готики и, что характерно, многих парней-исполнителей легко можно было спутать с девушками. К слову, такая тенденция продолжается и усиливается до сих пор, но об этом чуть позже.
   Замечательными примерами могут служить группа «Malice Mizer», и, особенно, двое участников этой группы– Гакт (Gackt Camui) и Мана (Mana). В период работы с «Malice Mizer» Гакт преимущественно одевался в женские платья в стиле барокко, а после ухода из группы крайне активно экспериментировал со стилями и постоянно менялся до неузнаваемости. Образы примерялись разные, как и стили: от постапокалиптики и панка до персонажей космических сериалов и анимешных героев. Апофеозом стало то, что позже с него самого был создан облик Клауда в полнометражном «Final Fantasy VII: Advent Children» (также он исполнял два трека в саундтреке «Dirge of Cerberus»).
   В свою очередь Мана был известен не только как гитарист, но и как модельер, создавший все костюмы «Malice Mizer», а также последующего проекта «Moi dix Mois». Считается, что именно им был создан широко известный стиль «Gothic Lolita», возникший как раз на границе готики и кавая. Если верить «легенде», то Мана создал его на основе фотографий Алисы Лиддел (Alice Liddell), для которой Льюис Керролл написал сказку «Алиса в стране чудес» (и по её же образу и создал главную героиню), таким образом, получив сочетание кавайности классического лоликона и вместе с тем взрослую серьезность и сексуальность готического стиля. К слову, Мана держит собственную сеть модных магазинов и нередко является моделью для своих новых коллекций.

Слева – направо: Алиса Линделл (из личного архива Льюиса Керрола), пример платья в стиле Gothic Lolita (на снимке изображен Мана) и Деджико из DiGi Charat (небольшая пища для размышлений ;))

Вполне очевидно, что подобные тенденции не могли не отразиться на фендоме, и, как результат – излюбленные места тусовок японской неформальной молодежи начали расцветать пестрыми красками. Фактически это две точки в Токио, где создается нынешняя японская мода: святая святых для всех отаку и геймеров – Акихабара, где впервые появились косплей-кафе, а также район, где ранее собирались фанаты Элвиса, а сейчас общаются косплейщики и неформалы – Хараюку в Сибуйе. Если первое название, пожалуй, знают все, то о втором стоит сказать пару слов отдельно. Это место известно не только своими прекрасными парками, но и людьми, которые по ним гуляют, а точнее, живут на тех улицах своей уникальной жизнью. И это не только уличные танцоры и музыканты, а ещё и так называемые «Девушки Хараюки» («Harajuku Girls» - термин дан американскими туристами) – косплейщики и просто модники, шокирующие неподготовленного человека своей внешностью. Как уже говорилось, многие наряды были позаимствованы из аниме, игр, а также у джей-рокеров, но некоторые стили столь самобытны и уникальны, что впоследствии журнал «Fruits» получил просто бешеную популярность именно благодаря фотографиям людей из этого района и сейчас является, пожалуй, самым авторитетным изданием о японской массовой культуре. К слову, есть теории, что так называемый «эмо-стиль» также позаимствовал многие свои составляющие именно из этого журнала, но подтверждений на сей счет я не нашел (как впрочем и любой другой информации о происхождении его составляющих)..

Кто-то из американских кинокритиков в свое время сказал, что «японцы просто растут в атмосфере кавая и он становится неотъемлемой частью их сознания», что в принципе подтверждается многими общеизвестными фактами (знаменитые кавайные символы каждой японской провинции), но, вместе с тем, не менее активно отрицаемое немногими ортодоксами, считающими что любовь к кавайному стилю – это не более чем способ ухода от реальности. Однако, как бы там ни было, но его влияние на японскую массовую культуру трудно не заметить и уж совсем глупо отрицать!

П.С. Прошу прощения у читателей за задержку выхода этого обзора, но все мы живые люди и потому не всегда удается избежать некоторых неприятных сложностей, но думаю не будем больше о плохом! :) К слову, эта статья планировалась как последняя из цикла, но, пожалуй, не стоит забывать ещё об одном аспекте, который является самой спорной частью феномена кавая – лоликон. Так что в следующем номере действительно последняя статья цикла!

Назад Вверх Вперед