Animemaniacs Magazine Online (2008) Авторская Колонка: Битва хандхельдов
Виртуальный Аниме Журнал
№62 (01 августа, 2008) / следующий номер 01.10.2008
F.A.Q  :   новости  :   форум  :   гостевая  :   архивы  :   каталог  :   АниМаг

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА > Битва хандхельдов


Автор: Moonlight
Почта: moonlight@animemagazine.ru

Лето в самом разгаре и те из читателей кому повезло вырваться из душных городов, сейчас жарятся на берегу какого-нибудь моря, злорадно вспоминая тех, кто заперся в четырех стенах, добровольно пристегнувшись к РС. Как вариант – изо всех сил размахивают тяпкой у бабушки на огороде, периодически отвлекаясь на дегустацию шашлыков и шумные попадания собой в речку. Однако всему на свете приходит конец и даже самые приятные вещи приедаются. А то и просто человек устает, ведь шашлыки под картошечку и прочие приятности – это ведь так тяжело, столько забот. И хочется просто упасть где-нибудь под деревом и отдохнуть от жестокого мира, который каждые 5 минут тычет в тебя стаканом, смотря при этом мутноватым взглядом куда-то за горизонт. Но даже такое высокоинтелектуальное занятие, как ленивое поваляние под деревом надоедает и душа тянется к привычным развлечениям. Для большинства из интернет-публики это, без сомнения, игры. Но не тянуть же с собой немалых размеров консоль, или, что еще хуже, аж целый РС? Да и в дороге им не воспользуешься. И тут мы вспоминаем о портативных игровых решениях.
   Для начала, немного предыстории. Так уж сложилось что последние n лет я хотел приобрести себе "карманник". Мало ли куда меня нелегкая занесет. А пока будет нести - чтобы и почитать и пографоманствовать, музыку послушать, иногда поиграть, а раз в год и кино посмотреть. Причем все это хотелось по внятной цене, а не сравнимой с хорошим ноутбуком. Но такого девайса нету и по сей день, так что со временем случилась победа Здравого Смысла над Нездравым и я приобрел себе Sony Clie TJ-25. Книги читать. Из звуковой системы там был только "хрипер", слегка извратившись можно было даже посмотреть кино (но не послушать) ну и, конечно, поиграть. Сенсорный экран позволял реализовывать небольшие литературные фантазии посредством стилуса, но надолго эта забава меня не увлекла. И я читал книги, периодически поглядывая в сторону технического прогресса. Который, как известно, на месте не стоит. Или?
   Это коварное "или" упомянуто вовсе не случайно. Так уж сложилось, что все "карманные" устройства - вещи довольно нишевые. В переводе на человеческий, это обозначает что "всем подряд" их продать неполучится. Из-за некоторых особенностей этой самой "карманности". Небольшие экраны не позволяют смотреть "как в кино". Неважная звуковая система не сотрясает землю, устройства ввода в виде стилуса и наэкранной клавиатуры завлекают только поначалу, со временем это выльется в жажду убийства. И в завершение всех бед - малоемкий акумулятор выдыхается в самый неподходящий момент. Это - что касается устройств с претензией на универсальность, сиречь "карманных компьютеров". Всерьез работать на которых все равно не получается, а использовать их для развлечений несколько дороговато и не всегда удобно. И хотя некоторые шаги в этом направлении все-таки были, в частности серия Sharp Zaurus - великолепные карманные компьютеры в форм-факторе ноутбука, но их всерьез не приняли. Теперь расплачиваются за это, идя на поводу у сабноутбуков, которые, как не крути, а размерами больше чем преснопамятный "Завр". Но продолжим разговор о карманниках. Если читать и использовать аудио-видео материалы с картинками еще худо-бедно можно, то играть на таких устройствах сплошное мучение. Это если вообще найдется во что поиграть. А это уже приводит нас к карманным игровым консолям. О которых сегодня у нас речь и пойдет. И DS и PSP консоли уже не новые, даже с учетом выпуска их Lite-версий, единственное, что поменялось со временем, это библиотеки игр. И может быть данный материал кому-то поможет сделать выбор.
   Как правило, всегда найдется человек, который тут же возразит, мол, зачем? Зачем покупать отдельный девайс, если современные мобильные телефоны/комуникаторы или КПК, с легкостью справляются как со своими играми, так и с эмуляцией некоторых систем. Ответ прост. Да, справляется. Но. Запустите игру. И попробуйте ее пройти. Какую-нибудь Contra или Super Mario Bros. Вряд ли вам доставит удовольствие раскорячиваться на совершенно для этого неприспособленной клавиатуре. А умудрившись подключить к «игровому» устройству геймпад, вы потеряете в мобильности. Но в целом, играть станет удобнее. Только вот чем вы теперь будете держать свой сотовый или КПК, если руки у вас заняты падом? :)

   Если посмотреть на историю игровых хандхелдов, мы увидим, что на этом рынке очень долгое время безоговорочным лидером была продукция от Nintendo. Поначалу черно-белый Gameboy, затем цветной, еще позже - Game Boy Advance... И успех был так велик, что редко какой разработчик не начинал чесаться по поводу своего варианта. И иногда у них даже получалось продержаться на рынке год-другой. Там графика была получше, тут - эксклюзивная игра, здесь еще что-нибудь. Но маркетологи "большой Н" не зря получают свои деньги за выбор верного направлениея - армия "геймбоев" делала с конкурентами примерно то же, что делает весенний паводок с картонными коробками. Почившие в бозе всякие Sega Nomad и WonderSwan Color – это только вершина айсберга. Наиболее заметная, к тому же. Небезызвестный Gizmondo был великолепен, но у него не было поддержки от производителей программного обеспечения. Как и у остальных "убийц" GB. Но, в 2004 году, Sony выпускает на рынок PlayStation Portable. С этого и началось серьезное противостояние на рынке карманных игровых систем, ведь в том же году Nintendo выпустила свой Dual Screen.
   Собственно, порывшись некоторое время в Интернете, можно без труда найти многостраничные споры на тему "PSP vs DS". Или наоборот. К сожалению, все из них объединяет одно. Примерно с третьего-пятого сообщения в теме, все участники переходят на взаимные оскорбления, изредка прерываемые робкими возгласами автора темы о примирении. После чего тему либо закрывают, либо приходят к выводу, что лучше всего купить и то и другое, а вопрошающий уходит несолоно хлебавши. Этот материал очень хочет быть квинтессенцией таких вот "версусов", плюс, изрядно сдобренный личными изысканиями автора. А посему вы не увидите здесь сравнений аксесуаров, оценок упаковки и тому подобных вещей. Только консоли. И что они могут. По состоянию на лето 2008. Итак, поехали.
   Начнем, как водится, с экрана. Встречают-то по одежке. И здесь у нас безоговорочным лидером выступает PSP, со своей широкоформатным LCD-экраном, отображающим аж 16.7 миллионов цветов и диагональю в 4.3 дюйма. Видео или игра, запускаемая на таком размере, поневоле вызывает уважение. А без чехла и опаску. А если, скажем, уронить это чудо? DS таким буйством технологий похвастаться уже не может, экрана, отображающих по 256000 цветов, там аж два, но оба 256х192. Сравните теперь это с одним 480x272 у PSP. И как бы два экрана это больше чем один, но все-таки это два экрана, а не один целостный. Наилучшим свидетельством тому служит пустое пространство между ними. Да и сколько вы сможете назвать игр использующих их как единое пространство, а не для отображения локации и, например, карты одновременно? Но не стоит отчаиваться или даже впадать в панику. Один из экранов сенсорный, а это позволяет вводить в геймплей инновационные моменты. Хотя это уже совсем не касается сравнения качественных характеристик экранов.
   О звуке я много вам не скажу, в обеих консолях имеется стерео, в варианте от Sony звучание получается более качественным, из-за более качественного DSP. Для нее это и более актуально, так как ее апаратная и программная начинка позволяет без особых ухищрений слушать музыку и смотреть фильмы. О DS же этого не скажешь и звучание там... Ну, играет, в общем. Для кармана более чем достаточно. Речь, если есть, вполне разборчива. Наушники поддерживаются в обеих апаратах.
   Говоря о управлении в варианте от Sony сказать особо нечего. Как бы сплюснутый Dualshock, но с всего одной аналоговой шляпкой и двумя триггерами вместо четырех. В теории более чем достаточно, но в случае с портированиями, и иного рода переносами «большого» геймплея в «маленькую» консоль, возникают различные неудобства. Все же, нехватка средств управления иногда дает себя знать. Но в целом играбельно, спустя некоторое время вы привыкнете, и может быть даже будете бодро отщелкивать противников в каком-нибудь шутере. Или не будете... Это уж как получится. Теперь поговорим о DS. В целом, то же самое, только отсутствует аналоговый контроллер, но взамен нижний экран у нас сегодня реагирует на нажатия и прочие забавные штуки, о которых тут же подумали все эротоманы. Все ведь уже знают, что Princess Maker 4 DS анонсирован? И обещают использование тач-скрина во весь рост! Это не говоря о различного рода разработках, написанных независимыми разработчиками. Что же касается других применений, то как вам идея рисовать заклинания в какой-нибудь ролевой игре, вместо того, чтобы постоянно выбирать их из меню? Правда в идеале не все так гладко и иной раз эта особенность консоли от Нинтендо используется ни к селу, ни к городу. Скажем, в Castlevania: Dawn of Sorrow стилусом нам предстоит разрушать ледяные блоки и периодически рисовать на экране руны, для упокоения боссов. И рисовать быстро! Кстати, если вам понравится, то Doodle Hex прямо создана для вас – ничем другим там заниматься не приходится. Kirby: Canvas Curse без стилуса не играется вообще, так как именно им нам придется рисовать различные мостики на экране вашей DS, чтобы этот розовый колобок добрался до конца уровня как можно менее надкусанным. Поиграть в Dokidoki Majo Shinpan без стилуса не получится также, стандартными средствами управления вам не удастся полапать ни одну из подозреваемых девиц, а без этого чудного действа поропадает весь смысл игры. А вот в Metroid Prime Hunters – на сенсорный экран повесили «повороты». Но это же шутер, а у игрока всего две руки. Правда я подозреваю, что к такой схеме можно привыкнуть и она даже будет казаться удобной, но пока, для тех кто играет в 3D-action при помощи мыши, это кажется извращением.
   Еще один механизм управления, имеющийся у DS, но напрочь отсутствующий у PSP, это микрофон. В который надо периодически издавать всякие страшные и не очень звуки, дуть, свистеть и делать прочие вещи, созвучные с термином blow job, скромно пришедшем к нам из порноиндустрии. К счастью, напрямую и именно это нам делать не приходится, спасибо вам, сумашедшие японские разработчики :)
   К счастью, во многих играх игрок волен сам выбирать, на чем ему играть. Отказаться от микрофона не выйдет, но переключаться с клавиш на стилус можно будет в любой момент. Что, собственно, и подводит нас к разговору о играх для обеих консолей.
   Основным носителем информации у консоли от Нинтендо снова выступает картридж, теоретический максимум равен двум гигабайтам, но на практике это вряд ли будет когда-либо использовано. Разве что «большая Н» решит использовать свое устройство еще и для воспроизведения фильмов. У Сони же носитель информации более соответствует сегодняшнему дню, и являет собой UMD-диск, на котором может размещаться до 1.8 гигабайта информации. Ассортимент игр, распространяемый на обеих консолях, способен привлечь, пожалуй, любого игрока, как в гонки так и ролевики.
   В случае с PSP у нас на выбор будет практически вся библиотека игр с PS2, с минимальными изменениями. Большинство игр либо порты, либо сиквелы старых хитов, вроде Metal Gear Acid, GTA: Vice City Stories или гонок различного рода. В целом, большой набор игр боевого и спортивного толка, но мало игр ролевых или вообще «убивалок времени», для которых портативная консоль подходит как нельзя лучше. Видимо, Сони прекрасно осознавая не самую дружелюбную библиотеку игр, всеми силами позиционирует свою консоль как мультимедийный развлекательный центр. Собственно, ее технические характеристики это позволяют и уже существует немало ПО различного толка, позволяющего на время забыть о родной библиотеке игр. Плюс, как очень приятный бонус, можно играть в игры от PSX. DS же, не обладая такими выдающимися характеристиками как конкурент, предназначен только для игр. Для нее тоже есть немало приложений, написанных энтузиастами, но самое полезное из всего этого разнообразия, это читалка книг. В свое время представители Nintendo заявили: "Мы не гонимся за мегагерцами. Мы пытаемся внести в геймплей разнообразие, чтобы каждый мог почувствовать от игр что-то новое". В целом, это у них и получилось. Различные Nintendogs, WarioWare Touched, Soul Bubble или Trauma Center, т.е. игры с этим самым «разнообразным и инновационным» геймплеем, довольно популярны и продаются очень неплохо. Орудовать стилусом и пищать в микрофон оказалось довольно-таки забавным и именно тем, чего так не хватало играющей публике. Но сторонникам традиционного геймплея не стоит впадать в панику, для них игр существует побольше и использование стилуса там не обязательно. Довольно неплохо дело обстоит с ролевыми играми и даже представители такого вымирающего подвида, как dungeon crawl, нашли здесь свое пристанище. По два эпизода Izuna и Etrian Odyssey доставлят фанатам истинное удовольствие. Зато с «серьезными» экшенами ситуация уже не так хороша. По правде, их нет вообще, тот же Dementium является прежде всего ужастиком, а не шутером, ну а Metroid Prime Hunters понравится далеко не каждому из-за некоторых особенностей управления.

Выбирая одно из двух, прежде всего, стоит задуматься, игры каких жанров вызывают у вас симпатию, а также где вы будете использовать свою покупку. Если дома, лежа на диване, то PSP вам не нужна точно, большинство ее игр и так есть на PS2, которая есть у большинства игроманов. Вот и получается, что PSP сейчас покупают ради чего угодно, но только не ради родных игр. Музыка, фильмы, эмуляция старых консолей - это легко. Но дорого. Гораздо выгоднее купить GP2X, который делает то же самое, только лучше. К слову, с этим же справляются и "классические" карманные компьютеры, обладающие, к тому же, более широким спектром комуникаций и портов расширения. На DS посмотреть кино можно также, но небольшой экран будет удручать до самой развязки. Чтение книг, безусловно, займет вас на некоторое время, но основное ее предназначение это игры. Ассортимент гораздо шире, а если вдруг вам не чужд японский язык то найдется порядочное количество игр, не издаваемых в Шатах и Европе.

Назад Вверх Вперед