Animemaniacs Magazine Online (2008) Аниме Экранизация: Спиди-гонщик / Speed Racer
Виртуальный Аниме Журнал
№61 (01 июля, 2008) / следующий номер 01.08.2008
F.A.Q  :   новости  :   форум  :   гостевая  :   архивы  :   каталог  :   АниМаг
 

НАШИ ДРУЗЬЯ





АНИМЕ ЭКРАНИЗАЦИЯ > Спиди-гонщик / Speed Racer


Автор: Heskuld
Почта: heskuld@animemagazine.ru
Режиссеры: Энди Вачовски, Ларри Вачовски
Год выпуска: 2008
Продолжительность: 135 минут.
Производство: США
В ролях: Эмиль Хирш, Кристина Риччи, Мэттью Фокс, Сьюзэн Сарандон и др.
Анимаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


«Спиди-гонщик» провалился в прокате. Теперь уже об этом можно говорить с полной уверенностью. Даже условной окупаемости (то есть заработать столько же, сколько на фильм затратили) новому творению братьев Вачовски не светит. Возможные последствия этого факта мы рассмотрим позже, а сейчас обратимся к причинам.

Итак, «Спиди-гонщик» – первая экранизация аниме, получившая статус международного весенне-летнего блокбастера. Данная фраза звучала бы абсолютно абсурдно еще пару лет назад, да и сейчас она может вызвать недоумение у самых юных наших читателей. Что это за аниме такое, «Спиди-гонщик»? На самом деле, это не самый удачный русский перевод американского названия древнего японского сериала (Mahha GoGoGo), первые серии которого увидели свет почти полвека назад. В 80-90-ых он демонстрировался и по отечественному телевидению, где не сыскал широкой популярности (в основном, из-за не самого удобного времени показа), но обзавелся верными, пусть и не слишком многочисленными, поклонниками. Собственно, в солидном возрасте и неактуальности первоисточника и кроется, на мой взгляд, первая причина провала фильма.
   Вторая – в нестандартном визуальном и неожиданном смысловом наполнении. Мы говорим «Вачовски» – подразумеваем «Матрица». Смертельно серьезный фантастический боевик «со смыслом, идеей и философией». Разумеется, поклонники творчества братьев рассчитывали на продолжение основной творческой линии легендарной трилогии. А на выходе получили довольно необычный, но стопроцентно развлекательный фильм, да тем более еще и с явным прицелом на детскую аудиторию (рейтинг PG, ага).
   Ну и, наконец, третья причина – личная половая жизнь одного из братьев. Сдается мне, что довольно приличный процент добропорядочных американских (да и европейских, пожалуй) обывателей из принципиальных соображений не повели своих детишек на кино, снятое какими-то непонятными извращенцами, один из которых только-только сменил пол, и теперь уже и не брат Ларри, а, вроде как, сестра Лана. Мало ли каких вредных мыслей нахватаются… Впрочем, это, конечно, зря. Ведь кино у Вачовски получилось отличное – яркое, оригинальное, с насыщенным сюжетом и первоклассными спецэффектами. И без всяких вредных идей, что характерно.
   Как заметил один мой знакомый кинокритик, главный и самый серьезный недостаток «Спиди-гонщика» (помимо величайшего греха несоответствия ожиданиям публики, разумеется) – недостаточная «крутость» происходящего на экране. Нет, все смотрится здорово и замечательно, и драки, и гонки, и пейзажи, но эффекта сноса крыши, когда смотришь, разинув рот, не в силах оторваться от действия, не приходится испытать ни разу. А для подобного фильма это если и не губительно, то крайне нежелательно.
   Впрочем, достоинств у картины куда больше. В первую очередь, это, конечно, визуальное воплощение. Мультяшный мир, сверхнасыщенные цвета, вызывающая нереалистичность гонок и пейзажей – все это создает особый стиль картины. Более жизнерадостная версия «Дика Трейси» или «Город грехов» для тех, кому меньше 16, если угодно.
   Во всей красе «Спиди-гонщик» показывает себя, разумеется, в гоночных эпизодах, когда эдакие ретро-футуристические болиды вытворяют совершенно невероятные трюки, то разворачиваясь, то двигаясь боком, то совершая абсолютно невообразимые прыжки и кульбиты на запредельной конфигурации и внешнего вида трассах, раскрашенных во все возможные цвета и оттенки.
   Разумеется, визуальной частью достоинства фильма не ограничиваются. Как ни странно, здесь есть сюжет. Пусть и не самый сложный и запутанный, но достаточно насыщенный персонажами и событиями, чтобы заинтересовать даже в отрыве от оригинальной визуальной составляющей. Персонажи здесь, при всем при том, простые как две копейки и прямолинейные как бревно (единственный герой с потугами на психологизм – таинственный гонщик Икс, впрочем, это абсолютно несущественно), однако крайне харизматичные. Причем моментально привязываешься не только к главным героям и злодеям, но и к тем, которые появляются на экране всего на пару минут.
   За таких персонажей особое спасибо стоит сказать актерам, справились они великолепно. А в плюс режиссерам надо записать то, что они смогли добиться от актеров именно того, что было нужно для этого фильма. Абсолютно все они нещадно переигрывают и отчаянно кривляются, что на сто процентов соответствует настрою и стилю картины. Хороши и Эмиль Хирш – Спиди, серьезный и сосредоточенный, грезящий исключительно гонками, и Сьюзан Сарандон – воплощение идеальной мультяшной матери, да и все остальные. Но особо хочется выделить Кристину Риччи в роли Трикси, подружки Спиди. Пожалуй, это самая сексуальная роль в ее карьере, при том, что ни о какой обнаженке речи не идет (фильм все-таки и дети будут смотреть), даже поцелуй тут всего один, но Кристина умудряется выглядеть столь привлекательно, что одним своим появлением на экране заставляет мужскую часть аудитории ерзать в креслах и пускать слюни.
   Братья Вачовски обещали экранизацию «Спиди-гонщика», подошли к делу со всей серьезностью, и, в итоге, мы эту экранизацию получили. Увы, экранизация оказалась столь близка к оригиналу, столь необычна по форме, что широкая публика оказалась не готова ее воспринять. По сути – перед нами тот самый «Спиди-гонщик» сорокалетний давности, воплощенный на большом экране живыми актерами и современными мастерами спецэффектов. Отличное развлекательное кино, не отягощенное глубоким подтекстом, даже вездесущие семейные ценности здесь не самоцель, а еще одна дань первоисточнику. Да и вообще, весь фильм – это, скорее, визуальный эксперимент, форма тут куда важнее содержания.
   Проще говоря, очень хороший фильм, в силу своей специфики, понравившийся далеко не всем. Впрочем, сдается мне, у «Спиди-гонщика» есть все шансы обрести культовый статус в будущем. Или, по крайней мере, занять достойной место на страницах истории и на полках киноманов.
   Однако вернемся к тому, с чего начали этот разговор. Сможет ли провал «Спиди-гонщика» отвратить американских продюсеров от экранизаций аниме вообще? Едва ли. Слишком большое количество оригинальных, не свойственных для Голливуда, сюжетов содержит в себе японская анимация. Но если даже знаменитые братья Вачовски смогли провалить блокбастер с бюджетом в $100 миллионов, то студии уж точно поостерегутся выделять столь серьезные средства не столь маститым режиссерам. Пересмотр финансовой политики в отношении дальнейших аниме-экранизаций последует наверняка. Но производство Blood: the Last Vampire уже близится к завершению, а режиссер Джеймс Кэмерон, все еще планирующий съемки эпического Battle Angel, обладает практически безграничным кредитом доверия (выражающимся в огромных суммах, которые продюсеры готовы тратить на его проекты). Так что эти фильмы мы увидим в наилучшем виде, и уж после их кассовых успехов или неудач можно будет говорить о будущем аниме-экранизаций в Голливуде.
   Пока же призываю всех читателей Анимага поддержать сие благое дело рублем и не скачивать «Спиди-гонщика», а сходить в кино. Или хотя бы купить лицензионный DVD, когда таковой выйдет.

Назад Вверх Вперед