Animemaniacs Magazine Online (2008) АниМир от АниМага: Феномен кавая: Милейшая часть Няпонской культуры (Часть 1)
Виртуальный Аниме Журнал
№60 (05 июня, 2008) / следующий номер 01.07.2008
F.A.Q  :   новости  :   форум  :   гостевая  :   архивы  :   каталог  :   АниМаг

АниМир от АниМага > Феномен кавая: Милейшая часть Няпонской культуры (Часть 1)


Автор: C_RusH aka ГлюМ (Всеволод Глюм)
sariman
Почта: glumaniak@animemagazine.ru
sariman@animemagazine.ru

“Ня, до чего же кавайная нека?! Хочу забрать домой...”, - доводилось слышать нечто подобное? Думаю, приходилось, и не раз, и даже не два! Если вы поняли, к чему я веду разговор, то поговорим мы сегодня об одном из уникальнейших анимешных феноменов - о кавае!

Что это, собственно говоря, такое? В дословном переводе (kawaii) читается как “прелесть”, «симпатяшка», «милашка». На кандзи имеет значение “способность любить”. Если на основе этой информации вы уже пытаетесь строить какие либо выводы, то сразу говорю — это гиблое дело! Значение «кавай» настолько широко, что двумя словами его описать просто невозможно! Жанр «кавай» официально признан целым пластом современной японской культуры и имеет массу особенностей. Что же это такое, я и попытаюсь пояснить во всех подробностях, но, как говорится, всё по порядку, и начну я с истории.

История

Ещё во времена сёгуната слово использовалось для определения детской красоты, милых игрушек и пушистых животных. Художественная составляющая также проявляется ещё в первых гравюрах укиё-э, где с учетом всех японских стереотипов дети изображаются со значительно увеличенными пропорциями глаз, и, наоборот, уменьшенными конечностями.

Напомню, японцы считают, что дети смотрят на мир широко открытыми глазами, жадно поглощая информацию о мире. Хотя, в принципе, похожая тенденция наблюдалась и у других народов. Так вот, значение слова практически не менялось аж до “золотого века анимации”, когда начался реактивный взлёт в развитии аниме. Многие персонажи рисовались нарочно с несколько детскими пропорциями, чтобы больше понравиться зрителю, но поначалу это не было чем-то большим. Настоящая же волна началась после появления в 1974 году персонажа Kitty и, соответственно, торговой марки Hello Kitty, мягкие игрушки которой завоевали мировую популярность и популярны по сей день! Именно с Китти и началось формирование стиля «кавай», потому что, вскоре после появления, эта мягкая игрушка стала не просто модным символом, а превратилась в фетиш и повлекла за собой целую волну глобального фанатизма. С изображением кавайной кошечки можно было найти всё: от сумок и тапочек, и заканчивая самолётами! Как ни странно, но до сих пор этот символ не только не теряет популярности, но и находит новые воплощения в виде всевозможных аксессуаров, игрушек и даже тостеров с ноутбуками в форме всемирно известной кошечки.

Впоследствии подобный стиль стали использовать для агитационных плакатов. Фактически была целая эпопея, связанная с ростом популярности байкерских банд, которые на большой скорости нередко сбивали животных. Как ни странно, но плакаты с кавайными кошечками в байкерских костюмах дали свой результат: женской аудитории не нравились грустные мордашки, а мужская была вынуждена подыгрывать...

Далее некие элементы кавая использовались в самых разнообразных аниме-сериалах и манге, но как отдельный стиль кавай появился именно в 1999 году, когда на свет вышел наиболее классический кавайный аниме-сериал «Di Gi Charat» от королевы кавая Коге Донбо (Koge Donbo), настоящее имя Харуно Кокоро (Koharuno Kokoro). Именно она первой использовала все кавайные элемены в одном сериале и подала их таким способом, который ни разу ранее не использовался: милейшие персонажи с детскими чертами имели настолько непредсказуемые и при этом такие живые характеры. Кстати, это касалось не только главных героев, но и второстепенных персонажей. Как ни странно, но началось всё с простенькой четырех кадровой манги, которая издавалась в рекламном журнале From Gamers от ныне знаменитого магазина Gamers. Главная героиня Деджико (Зеленоволосая нека-инопланетянка) очень сильно полюбилась посетителям магазина и впоследствии стала фактически его символом, а в продолжение рекламной компании было выпущено несколько роликов. И вскоре, учитывая их небывалую популярность, был выпущен первый 16 серийный сериал, действие которого происходило в том же токийском районе Акихабара, где и расположен магазин, так что фактически мульт был рекламой, которая плотно вошла в сердца зрителей.

Сама же создательница (к слову, создававшая свою героиню на макинтошике с пятым фотошопом) не остановилась на достигнутом и, помимо дизайна последующих сериалов цикла DiGi, создавала новые истории (Kamichama Karin, Chicchana Yukitsukai Sugar, Kon Kon Kokon) и изучла новые горизонты. Из числа последних достижений знаменитое додзинси по Гарри Поттеру и видеоигра по DiGi Charat.

Также немалую роль сыграло то, что Деджико (главная героиня-нека) могла быть не только вечно милой и ласковой, но и весьма раздражительной и иногда саркастичной натурой. Это показало что классический японский образ ваби-саби (букв. скромная простота) имел и другую сторону — внешне скромные натуры могут быть внутри совершенно иными! Но это уже философия, потому не будем отвлекаться от темы! После выхода «DiGi» началась волна развития кавая, который отныне стал самостоятельным жанром со своими характерными особенностями. Милые персонажи с детскими чертами личиков, упрощенными пропорциями тела, малая детализация второстепенных персонажей, наивные и нередко глупые поступки главных героев — это всё стало неотъемлемыми атрибутами новосформированного жанра. Кроме того, такой стиль позволял значительно сэкономить на рисовке, ведь для комедии совсем не обязательны реалистичный рисунок, все эти тени и полутона, да и более серьёзная стилизация чаще используется для показа пародии на серьёзность событий.

Позже кавай получил ещё одно ответвление - стиль “чиби” (маленький), в котором персонажи имели ещё более деформированные пропорции тел. При маленьких ручках и ножках голова и туловище были практически одинакового размера и, соответственно, глаза занимали примерно 1/3 лица (иногда и половину). Учитывая, что стиль использовался либо в пародийных сценах, либо в обучающих роликах, то подобные персонажи идеально олицетворяли образ любопытных молодых людей (см. комментарий выше). Последние лет пять кавай получил новое развитие, но об этом и о том, что принес кавай в массовую культуру, читайте в следующем номере!

Назад Вверх Вперед