www.animemagazine.ru  є57 (1 марта 2008)
                    следующий номер (5 апрел€ 2008)
Animemaniacs Magazine Online (2007) јниме »гра: Kabus 22 - ќлдскул
јЌ»ћ≈ »√–ј:
»Ќ‘ќ–ћј÷»я:
јвтор статьи:
јнтон “удаков aka Monosugoi Syako
Email:
monosugoi@animemagazine.ru ∆анр: survival horror
ѕлатформа: PC
–азработчик: Son Isik
»здатель: Merscom/1— (–осси€)
√од выпуска: 2007
–Р–љ–Є–Ь–∞–≥ –†–µ–є—В–Є–љ–≥!
–Ш–≥—А–∞—В—М –Э–£–Ц–Э–Ю!
–Ш–≥—А–∞—В—М –Ь–Ю–Ц–Э–Ю!
–Ш–≥—А–∞—В—М –°–Ъ–£–І–Э–Ю!
–Ш–≥—А–∞—В—М –Т–†–Х–Ф–Э–Ю!


–≈ Ћјћј:

Kabus 22 > ќлдскул


Kabus 22 - trailer
Prologue. Ethnical Horror

ƒавай испытаем твои нервы на прочность, дорогой читатель.  акие ассоциации у теб€ вызывает словосочетание survival horror? ясное дело, перед глазами замельтешили перекошенные гримасами ужаса лица персонажей Resident Evil, Silent Hill, Fatal Frame, Forbidden Siren и т.д. ¬ общем, сонм €понских разработок. Ќа их фоне редкие западные €влени€ вроде Cold Fear, ObsCure и Call Of Chtulhu смотр€тс€ сиротливо, а то и вовсе жалко. ќднако по€вл€ютс€ они довольно регул€рно и никого уже не удивл€ют. Ќо, согласно заветам отцов-основателей киберпанка, технический прогресс рано или поздно приходит в страны, от которых мы никак не ожидаем по€влени€ приличного софта, а тем более игр. ’от€ догадываемс€ о том, что там они могут быть. Ќапример, до недавнего времени такой страной была “урци€. «а прошедший мес€ц ей удалось удивить автора этих строк дважды, причем оба раза потр€сение оказалось настолько серьезным, что вылилось в нижеследующий текст.
   ¬ы только в обморок не падайте, но Kabus 22 (в русской лицензии "«она 22: “ерритори€ —траха") - это survival horror от турецкого разработчика Son Isik.

¬ это месте могла бы быть ваша реклама. ќсобенно она пригодилась бы бездарным маркетологам компании 1—, издател€ Kabus 22 в –оссии. ”пом€нув на обложке диска волшебные слова "в стиле Resident Evil и Silent Hill", им свою работу можно было бы считать законченной. »гре были бы обеспечены приличные продажи силами одних только фанатов вышеуказанных игровых серий (на что, кстати, указывает посещение форума небезызвестного ресурса ag.ru). ¬место этого на диске размещена обычна€ ахине€, из которой невозможно вообще пон€ть, что это за игра. ≈сли бы не крошечна€ заметка в одном из российских игровых журналов, Kabus 22 проплыл бы и мимо загребущих ручек автора этих строк.
   „то ж, придетс€ делать работу рекламного отдела 1— бесплатно.

”спокоились? “еперь повторю еще раз - Kabus 22, это идейный наследник первых частей Residen Evil и Silent Hill от турецкого разработчика. я серьезно.
   — первых минут знакомства с Kabus 22 играющего охватывает дичайша€ ностальги€ и неумолимо накатывающие приступы deja vu. ѕеред нами самый, что ни на есть, классический survival horror, если не сказать даже ретро. RE: Code Veronica, не соврать, вышел году этак в двухтыс€чном. — тех пор прошло семь лет, и камера жанра уже давно повисла за плечом у геро€, по€вилась возможность целитьс€ как в шутерах и даже интерактивное видео на манер RE4. ј теперь забудьте обо всем этом как о страшном сне. ћы снова живем в мире кинематографических камер и главное условие меткой стрельбы - хот€ бы примерно повернуть ствол в сторону противника.
   ƒело в том, что Kabus 22 никого не пытаетс€ одурачить, прикидыва€сь продуктом нового времени. „ерез него создатели игры говор€т нам: "ћы любим старых резиков и сайлента". —казать, что они этого не понимали и не били прицельно в эту аудиторию - погрешить против истины. ¬идите во-он тот концепт-арт с тетенькой в красном платье?  то скажет, что это не намек на јду ¬онг, пусть первым бросит в мен€ камень. » так со всеми концептами, не говор€ уж о самой игре.
   ƒа, очевидно, что у турков жестоко не хватает такого же объема зеленых денег, как у Capcom. ƒаже затравку истории про то, как мир попал под власть мистического культа мадунов, выдают в виде статичных картинок, а все ролики сделаны на игровом движке. Ќо кого как, а мен€, только вчера с радостным визгом запустившего, наконец, на nullDC Code Veronica, это смущает мало - здесь надо смотреть гораздо глубже обертки.

1. We have a story!

     чести разработчиков, сюжет Kabus 22, в отличие от геймпле€, никоим образом не пытаетс€ копировать ни один из вышеперечисленных хитов жанра. » это плюс. ƒовольно странно, но истори€ игры развиваетс€ даже не в наши дни, не в будущем, а в 2005 году от –.’. ѕеред нами полностью идентична€ нашей альтернативна€ «емл€, на которой к власти пришел загадочный культ, который обещает своим последовател€м счастье и всевозможные блага, стоит только обратитьс€ в правильную веру. ѕостепенно вс€ планета переходит под власть культистов и делитс€ на двадцать два района, в каждом из которых прав€т наместники. Ќо не всем по душе обещани€ счасть€. ¬сегда найдутс€ те, кто твердо знает - бесплатный сыр бывает только в мышеловке. »з подобных личностей формируетс€ —опротивление, €вление дл€ культа вредоносное и смущающее умы р€довой паствы. ”дивительно, но при всеобщей гегемонии культа —опротивление не только ухитр€етс€ выжить, но и занимает целые кварталы, свободные от мадунов. » пока така€ ситуаци€ продолжаетс€, ни о каком всеобщем счастье говорить не приходитс€ - идет насто€ща€ гражданска€ война, бессмысленна€ и беспощадна€.
   √ерой игры по имени ƒемир входит в число командиров —опротивлени€ «оны 22, в которую включена бывша€ “урци€. ѕосле долгих кровопролитных боев —опротивлени€ с культистами, последние вдруг начинают отступать из —тамбула. ƒемир, наход€сь в штабе, узнает об этом по телефону от своей подруги Ёбру. ѕо ее словам на улицы города вышли все оставшиес€ в живых и празднуют победу. ” парн€, пон€тное дело, нет желани€ пропустить хал€вную вечеринку, так что он немедленно выезжает на стрит-пати. —итуацию, которую он застает по приезду, сам ƒемир характеризует предельно четко: "Ќичего себе праздничек...". ќтсутствие боевой подруги и разбросанные по улицам окровавленные трупы €вно свидетельствуют о том, что вечеринка не удалась.
   Ќадо сказать, что описанные событи€, до прибыти€ ƒемира в город, мы видим от первого лица. –ежиссерский ход, в принципе, простой. Ќо чрезвычайно удачный - во-первых, с головой окунает в атмосферу (а этого у игры не отн€ть) и, во-вторых, с первых минут заставки присутствует, нестерпимое желани€ узнать - а что там дальше, и насколько оно, это дальше, соответствует ЌјЎ»ћ ожидани€м?

2. AtmosFear

Ќадо сказать, ожидани€ оправдываютс€.
   Ќаш герой стоит один посреди разгромленной улицы, сжима€ в руках пистолет. ћестные пейзажи сразу заставл€ют вспомнить улицы родного –акун —ити. ƒолой испанские деревни, замки и придурковатых кресть€н с вилами - даешь разгромленные урбанистические пейзажи в потемках! ѕовсюду горы мусора, гор€щие автомобили и живописно разбросанные трупы товарищей ƒемира по оружию. Ќебрежно расположившеес€ на заборе из сетки тело одного из них снова намекает нам, что отсюда до шахтерского городишки —айлент ’илл рукой подать.
    стати, пробежать мимо нужного предмета даже в таком бардаке не удастс€ - движок игры заботливо высвечивает их вспышками.
   Ќесколько минут создатели игры откровенно издеваютс€ над обострившимис€ чувствами игрока. ќсвещенные догорающими бочками подворотни, периодические раскаты грома, монотонный шум дожд€Е и абсолютно пустые, вымершие улицы. ѕерва€ встреча с представител€ми местного бестиари€ снова заставл€ет резидентомана залитьс€ скупыми мужскими слезами. ÷итата первой встречи с зомби в особн€ке јмбреллы почти дословна€.
   Ќо зомби здесь нет. ћистический —тамбул населен твар€ми, больше всего напоминающими различные варианты резидентовских ликеров. »нтересна€ дизайнерска€ находка - некоторые твари по€вл€ютс€ на мгновение и затем беззвучно телепортируютс€ к ƒемиру. ѕо первости просто офигеваешь, потому что прицелитс€ в них не удаетс€ - стоит только это сделать, как гадина по€вл€етс€ у теб€ пр€мо за спиной. ¬прочем, повреждени€ они нанос€т плевые, а аптечек и патронов тут завались.
   Ќе погрешу против истины, если скажу, что грамотный дизайн игры способен скрыть практически любые недостатки графики. ќчевидно, что этот факт понимают парни из Son Isik. ѕоэтому из раритетного (в смысле технической древности) трехмерного движка игры они выжимают по максимуму. Ѕудучи помноженным на действительно впечатл€ющую дизайнерскую работу, великолепные кинематографические планы и общую аккуратность уровней, он справл€етс€ со своей задачей на 150%. ќсобенно радуют отлично, если не сказать гениально, продуманные планы, которые выдает "виртуальный оператор". «десь практически нет тупо следующих за героем камер, почти кажда€ ходит по просчитанной с позиций зрелищности траектории. „его стоит только та, что находитс€ в местном зиндане - показывающа€ происход€щее, враща€сь над подвешенным к потолку трупом!
   ¬от из таких мелочей складываетс€ »гра с большой буквы.
   ¬и помниль четвертый –езидент? Ѕыла там атмосфера, присуща€ предыдущим играм серии? Ќе-а. ј в Kabus 22 она как тот самый чай. Ќас окружает темнота, скрывающа€ опасность, и за каждым углом мерещитс€ окровавленный монстр, а не тупой пейзанин с вилами. ¬ четвертом –езиденте отстрел противников напоминал разухабистый тир (да и то, к слову сказать, в проходном Cold Fear процесс был реализован в разы лучше), а враги не внушали никакого уважени€ или страха. ¬ Kabus 22 ты прекрасно понимаешь, что монстр - это монстр, а не картонный статист. «ахваченный демонами —тамбул, естественно, не способен довести игрока до заикани€, но местами монстр€тник отчебучивает такое, что хочетс€ больше никогда не заходить в некоторые комнаты.
   «а вклад в общую атмосферу хочетс€ пожать руку реб€там, работавшим над звуком. ќзвучка монстров удалась однозначно. ќсобенно тех из них, которых игрок просто не видит. Ќо слышитЕ » видеть их после этого не хочетс€ совсем. Ќе менее бурные эмоции вызывает и музыка, еще одно доказательство того, что талант не измер€етс€ в килобаксах. »бо музыка в Kabus 22 хороша и к месту. √де-то это чисто резидентовска€ напр€женка, где-то сайлентхилловские кошмарные завывани€, перемежаемые вопл€ми невидимых жертв. ¬ местах, где некогда жевать сопли и пр€татьс€ от монстров, она жжот недетским электро. ќ паре таких мест читайте ниже - как вы€сн€етс€ примерно в середине игры, Son Isik умеют не только пугать [1].

3. Shoot'em all! They are enemies!

≈сли взгл€нуть на арсенал, который предлагает игроку Kabus 22, то становитс€ €сно, что средневековые османы, все-таки, были куда как более кровожадной нацией, нежели предки современных €понских игроделов.   концу игры ƒемир таскает с собой —“ќЋ№ ќ оружи€ и патронов, что глаза разбегаютс€, ≈й-богу, такой арсенал больше подошел бы какому-нибудь шутеру, но никак не survival horror с его вечной нехваткой боеприпасов. Ќо реб€та в Son Isik знают, как надо веселитьс€. ѕоэтому игроку выдают два вида пистолетов, дробовик (однозначно выбор редакции!), автоматическую винтовку, крупнокалиберный пулемет, гранаты и даже мины. ќграничени€ на размер чемодана, а следовательно, нудные забеги от сундука к сундуку, тоже отсутствуют.  роме того, по сусалам оппоненту разрешаетс€ врезать спецприемом. Ќапример, будучи вооруженным пистолетом или минами, ƒемир навесит с развороту монстру маваши-гири в репу. ѕри наличии в руках дробовика или винтовки, вражина схлопочет прикладом. ѕуст€чок, а при€тно.  стати, иногда это очень удачна€ комбинаци€ - врезать по морде, отбросив врага от себ€, и за это врем€ перезар€дитьс€ или отстрелить ему лишнее. ƒаже с минами можно исхитритс€ проворачивать забавный трюк - швырнуть ее от себ€, а затем двинуть по морде лица монстра, который отлетает на мину и взрываетс€. ѕри должной сноровке прием серьезно экономит патроны в узких местах.
   ѕосле этого за€влением о том, что игра не гнушаетс€ использовать трехмерность движка не только дл€ кинематографических сцен, не и дл€ такой забавы, как пальба из станочного пулемета по летающим монстрам вр€д ли кого-то удивит.
   Ќо это еще что!  огда игроку начинает казатьс€, что авторы слегка подзадолбали беготней по местным казематами, а удивл€ть Kabus 22 вроде больше нечем, к нам выезжает команда зачистки.
   ƒемира у игрока забирают и выдают в пользование загадочного мужика по имени »нзар... » в этом месте, чесслово, у автора статьи челюсть натурально повалилась на пол. ќказываетс€, в “урции не только прилежно изучают матчасть –езидента и —айлента. — первой же стычки с демонами »нзар начинает откалывать на экране такое... такое... Ќу, назовем это лайт-версией Devil May Cry.
   ѕарень напрочь игнорирует огнестрельное оружие, но к рукам у него, на манер Bloodrayne, намертво прикручены два клинка. ”правление просто примитивное, а потому идеальное. «най выстукивай комбо на трех кнопках, благо составл€ютс€ они на подсознательном уровне, главное начинать с одной и той же кнопки. –асчлененки, увы, в игре нет, но это единственное, что удержало автора от истерики. ¬прочем, еще через три минуты вы€снилось, что »нзар владеет магией. ѕосле того, как € узрел в действии заклинание "ќбратна€ гравитаци€", истерика приключилась. Ќет, это вам надо видеть самим.
   ¬ отличие от ƒемира, на »нзара монстры вываливаютс€ пачками. Ќо при удачном наборе комбо, живут они не дольше, чем при встрече с крупнокалиберным пулеметом. ѕальцы, правда, через несколько минут зачистки тоннелей, начинают ныть, но бешеный драйв гонит дальше. —праведливости ради надо отметить, что при игре за »нзара чуток тупит управление - клавиша действи€ у него совмещена с лечением, так что иногда, вместо того, чтобы войти в дверь, парень застывает в позе йога.

4. Mene, Tekel, Fares

√де-то на этом месте € пон€л, что развивающа€с€ на экране истори€ мне глубоко параллельна. „то ж, туркам не удалось написать логично ув€занный и потр€сающий воображение сюжет. ќный заставл€ет игрока просто-таки читать между строк - все дано набросками, схематично, что-то вообще нераскрыто. ”вы, образование автора не предполагает глубокого знакомства с мистикой и философией »слама, но рискну предположить, что в основе событий Kabus 22 лежит тамошний аналог ќткровений »оанна Ѕогослова. “акже пон€ть, кто такой »нзар, можно только по намекам в разговорах. ќтдельные моменты в игре просто взывают - ну сделайте нормальный ролик!  апкомовцы бы точно сделали, хот€ бы на игровом движке, но хоть немного добавл€ющим драматизма. Ќо, увы, главный злодей может вынуть из-за пазухи вроде как погибшую девушку ƒемира и использовать ее вместо щита, и при этом не проронить ни слова. ј ведь какой диалог можно было бы поместить в этом месте! Ќо его нет.  онцовка, игры натурально выражаетс€ только что не в слове " ќЌ≈÷" на весь экран. „то, оп€ть-таки, то ли говорит о недостаточном финансировании, то ли о том, что продолжение следует... Kabus 21, Kabus 20 и т.д. до самого первого. ƒа и вообще игра „”ƒќ¬»ўЌќ коротка€ и с первой попытки одолеваетс€ за семь с небольшим часов.
   » знаете что? ѕќ‘»√” ¬—≈ Ё“ќ. »грать интересно. ј в местах вроде ƒевичьей башни даже начинают шалить нервишки. ≈сли учесть, что проект на коленках выстругивало чуть больше дес€тка человек, среди которых основными закопейщиками выступали некое семейство ƒемирден, результат получилс€ впечатл€ющим. ¬идно, что игру делали люди, которые не ставили себе целью заработать бабла (разработку, кстати, финансировал крупный концерн Vestel, турецкий аналог Samsung). ‘актически Son Isik делали –езидента своей мечты. ƒа, удалось не все. » если графическа€ скромность движка Kabus 22 с лихвой компенсируетс€ умелым его использованием, то подача сюжета хромает на все, что только можно. Ќо в том, что это временное €вление € уверен на 100% - второй, поразившей мен€ до глубины киберпанковской души, турецкой игрой стала Culpa Innata от Momentum AS (в –оссии издаетс€ как "ѕрезумпци€ виновности"). ¬от там завернут такой сюжет, что мама не горюй. ѕри этом он может серьезно мен€тьс€ в зависимости от действий игрока.
   Ќесмотр€ на то, что Kabus 22 €вл€етс€ идейным наследником классических €понских survival horror'ов, это полностью самосто€тельна€ игра, заигрывающа€ с их цитированием, но не скатывающа€с€ в тупое копирование. ƒо того, чтобы начать поклон€тьс€ ей всем миром и делать из Son Isik икону современного игростро€, не хватает сущих пуст€ков, о которых сказано выше. Ќо начинать запасатьс€ самоучител€ми турецкого, чтобы написать хот€ бы дес€ток слов благодарности семейству ƒемирден стоит.

P.S. Ќарод, не жадничайте, поддержите турецкого и отечественного производител€ (перевод Kabus 22 выполнен "Ћогрусом" на "отлично"). Ћично мне хочетс€ увидеть следующую игру Son Isik, в которой они учтут все досадные промахи этой. » € точно знаю, что две сотни дерев€нных, которые € отдал за игру, были потрачены не зр€.

1. я так и не нашел возможности органично влить этот момент в текст, но помимо всего прочего, в Kabus 22 встречаютс€ и прелюбопытнейшие паззлы. ћозги на их разгадке не вывихнешь, но по€вл€етс€ еще один повод порадоватьс€ за разработчиков. “оже традици€ survival horror'ов, однако.

— –»ЌЎќ“џ:








(c) јнићаг основан в 2002 году. »спользовать материалы можно только с разрешени€ авторов!
@ √ерасимов "Saotome" јлексей (admin@animemagazine.ru)
назад наверх вперед