www.animemagazine.ru  №53 (1 ноября 2007)
Animemaniacs Magazine Online (2007) Аниме Классика: Night on the Galactic Railroad
АНИМЕ КЛАССИКА:
ИНФОРМАЦИЯ:
Автор статьи:
Лео
Email:
elelev@mail.ru
Режиссёр: Сугии Гисабуро (Sugii Gisaburo)
Формат: полнометражный фильм
Продолжительность: 107 мин
Студия: Group TAC
Год выпуска: 1985

Deprecated: Function ereg() is deprecated in /home/users/g/gerasimov/domains/animemagazine.ru/ADPoll/include/class_mysql.php on line 23

Deprecated: Function ereg_replace() is deprecated in /home/users/g/gerasimov/domains/animemagazine.ru/ADPoll/include/class_poll.php on line 114
АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


РЕКЛАМА:

Night on the Galactic Railroad (Ginga Tetsudou no Yoru)

"Классикой аниме" часто называют любой фильм или сериал, чей возраст исчисляется парой десятков лет, а устаревший стиль и рваная анимация может вызывать у современного отаку лишь снисходительную улыбку и легкую ностальгию по простым и наивным временам молодости японской анимации. Зритель более искушенный не станет безоговорочно причислять к классике любую мало-мальски заметную поделку, по неизвестным причинам пережившую несколько переизданий - он постарается оценить ее значимость для жанра, сославшись на примеры "Драконьего жемчуга" и "Ведьмы Салли".

Но существует и третья, на мой взгляд, незаслуженная забытая категория старых аниме, которые не могут похвастаться забавным анахронизмом визуального ряда и сюжетной наивностью, но и не произвели революцию свежими идеями, перекочевавшими в современные фильмы-подражатели и продолжатели. Зачастую созданные как экранизации шедевров японской и мировой литературы, они представляют большую ценность для современного зрителя, нежели осмотр музейных "мумий" давно отживших свой век Могучих Атомов.

Поэтому свою первую статью в "АниМаге" я начну с произведения, которое можно без колебаний назвать примером рафинированной классики аниме. Это - анимационная экранизация книги всемирного известного японского писателя Кэндзи Миядзава - "Ночь на галактической железной дороге".

Творчество Кэндзи наполнено яркими персонажами и необычными образами, а сюжет его произведений неизменно содержит оригинальные, глубокие идеи. К сожалению, на русскоязычном пространстве этот замечательный автор практически неизвестен, и составить впечатление о его работах можно, лишь читая японский оригинал или английские переводы.

Стильные, сюрреалистичные, запоминающиеся книги и рассказы Кэндзи не могли остаться без достойных экранизаций. В период с 1958 по 2006 год вышло 12 необычных аниме, форматом от полнометражного фильма до 11-минутной короткометражки.

"Ночь на галактической железной дороге" занимает особое место среди работ Кэндзи Миядзава и считается лучшим его произведением. Экранизация этого шедевра была создана в 1985 году студией Group TAC, которая сейчас известна как автор двух комедийных сериалов "Те, кто охотятся на эльфов" и экранизацией знаменитой манги "BLAME!". Сложно поверить, но тридцать лет назад эта студия славилась как один из самых успешных сказочников Японии.

В основе сюжета "Ночи на галактической железной дороге" - путешествие мальчика Джованни и его друга Кампанеллы по космической железной дороге, звездные рельсы которой пролегают по галактике млечного Пути от созвездия Северного Креста (более известное как созвездие Лебедь) к созвездию Южного Креста.

"Ночь на галактической железной дороге" это отчасти автобиографический роман - идея написать эту книгу посетила Кэндзи во время путешествия на Сахалин, часть которого он проделал на поезде. Во время этой поездки Кэндзи тяжело переживал смерть любимой сестры, поэтому его книга наполнена грустью и чувством утраты, которое передалось и в аниме.

В книге главные герои - люди, но создатели экранизации пошли на рискованный шаг и сделали их человекоподобными котами, поэтому аниме-версию "Галактической железной дороги" вполне можно причислить к фурри. Однако, в отличие от большинства современных аниме этого направления, "Галактическая железная дорога" полностью лишена вездесущего кавая и выполнена в довольно серьезном, местами даже мрачном и депрессивном стиле, а внешний вид главных героев порой бывает несколько пугающим.

Что касается сюжета, то он представляет собой набор короткий историй, которые происходят с неразлучными друзьями Джованни и Кампанеллой во время их путешествия по галактике. Если первая треть фильма, повествующая о жизни Джованни, его семье и отношениях со сверстниками проста и понятна, то центральная линия - путешествие по млечному пути - представляет собой скорее набор образов, слабо поддающихся расшифровке, нежели стройный и логичный сюжет. Стоит отдать должное Group TAC - они практически без изменений перенесли дух книги Кэндзи, что дало и побочные эффекты - без знания оригинала, аниме представляет собой скорее набор разноцветных лоскутов, а не цельное полотно.

Интересной особенностью этой экранизации является и то, что Group TAC осветила в ней одно из главных увлечений автора - искусственный язык эсперанто. Судя по всему, на нем говорят "коты" в мире Джованни и Кампанеллы: все надписи в школе, и в издательстве, где работает Джованни, сделаны именно на этом языке. К тому же название каждого эпизода истории дается на японском и эсперанто.

Что касается визуального исполнения, то, как уже было сказано выше, оно довольно мрачно и изобилует холодными тонами. Анимация выполнена на достойном уровне, никаких повторов или резких движений мной замечено не было. Большинство персонажей представляют собой "котов", но есть и люди, исполненные в характерной манере аниме 80-х годов. Возможно, именно спорное решение изменить облик главных героев спасло фильм от неизбежного устаревания, которое постигло многие классические анимационные шедевры.

О значении книги Кэндзи и ее анимационной адаптации можно долго говорить, но лучше вместо этого просто отметить, что аниме студии Group TAC было рекомендовано к просмотру японским министерством образования.

"Ночь на галактической железной дороге" - это хороший пример нестареющей классики. Необычный, неторопливый и очень глубокий фильм, оставляющий противоречивое, но, безусловно, запоминающееся впечатление - недаром Кэндзи сравнивают с Антуаном де Сент-Экзюпери!

Я могу смело рекомендовать эту картину к просмотру всем, кто устал от современного яркого и заштампованного аниме или просто интересуется классикой японской и мировой анимации. И, конечно же, всем поклонникам творчества Кэндзи Миядзава, коих среди наших соотечественников, к несчастью, не так уж много.

СКРИНШОТЫ:















(c) АниМаг основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов!
@ Герасимов "Saotome" Алексей (admin@animemagazine.ru)
назад наверх вперед