www.animemagazine.ru  №52 (1 сентября 2007)
Animemaniacs Magazine Online (2007) Аниме Классика: Those Obnoxious Aliens - Urusei Yatsura
АНИМЕ КЛАССИКА:
ИНФОРМАЦИЯ:
Автор статьи:
Тень
Email:
old@animemagazine.ru
Режиссер: Осии Мамору
Формат: тв
Количество серий: 195
Студия: Studio Pierrot
Год выхода: 1981
АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


РЕКЛАМА:

Those Obnoxious Aliens - Urusei Yatsura

Так уж сложилось, что когда разговор заходит о работах признанного мэтра японской анимации, Мамору Осии, принято рассуждать об экзистенциональности "Ghost in the Shell" и скрытых смыслах "Patlabor". О сериале, созданном под руководством этого режиссёра ещё в начале восьмидесятых (когда многих из тех, кто читает эти строки, ещё не было на свете) обычно говорят как-то вскользь и невнятно. Мол, был такой популярный комедийный, снимался по манге Румико Такахаси.
   Автор сей статьи, давно вынашивал идею рассказать об этом крайне занимательном аниме подробнее, и вот, час настал.

Начало восьмидесятых многими считается пресловутым "золотым веком" японской анимации: появился самый первый "Gundam" (а сколько их будет потом : ), увидел свет "Macross", несравненный Хаяо Миадзаки создал свою шедевральную "Kaze no Tani no Nausicaa". Экономика Японии была на подъёме, жизнь улучшалась с каждым днём, людям хотелось мечтать и они создавали действительно стоящие произведения, ныне называемые "классикой". Среди этих работ своё место по праву занимают "Urusei Yatsura", рождённые в творческом союзе самой успешной женщины-мангаки, и одного из выдающихся режиссеров в анимации.

Это аниме повествует о том, как простой японский школьник, Атару Моробиши, спас Землю от вторжения воинственных пришельцев, сделав это без помощи огромного боевого робота, или непобедимого космического корабля. Судьбу земной цивилизации решило довольно необычное состязание (напоминающее игру в салки), из которого наш герой вышел победителем, одержав верх над инопланетным захватчиком. Оным "захватчиком" оказалась ни много ни мало, любимая дочь лидера пришельцев, принявшая победный вопль нашего героя за предложение, которое она, недолго думая, приняла, решив с этой минуты стать второй половиной Атару… Казалось бы, что может быть романтичнее - героическая победа во славу Земли, влюбленная в тебя инопланетная красавица, ликующие сограждане. Классический "хеппи энд" налицо. НО, то что я вам рассказал, умещается в первую серию этого аниме. Остальные сто девяносто четыре рассказывают о том, что было после... Ибо наш герой менее всего походил на классического "Спасителя Человечества", а взаимоотношения молодых были далеки от "совет да любовь".

"Бабник", "наглый халявщик", "бездельник" - вот ещё не самые "ласковые" из тех титулов, коими награждали Атару одноклассники и знакомые. И действительно, единственной сильной стороной этого субъекта было его потрясающее либидо, обращённое на любую привлекательную представительницу женского пола, заставлявшее его буквально творить чудеса. Повеса, не пропустивший ни одной юбки, был, мягко скажем, "не обрадован" свалившимся на него "замужеством". Тем более, что его "жена" категорически отказывала ему в "праве налево" (с.), пуская в ход "божественное наказание" - высоковольтный разряд тока. Да и в придачу к своей "супруге" наш герой получил массу пряников в лице её ревнивого экс бойфренда, шкодливого младшего брата, "не обрадованного" выбором дочки папы и ещё массу интересного в общении народа. Подробно рассказывать не буду, но по моим подсчётам дом, где жила семья Моробиши, был уничтожен не один десяток раз. Впрочем, Атару продемонстрировал потрясающую устойчивость к всевозможным катаклизмам, напомнив то самое "Г", которое никогда не тонет. Как можно сопереживать такому "герою" - очень просто. Товарищ, который не оставляет своих "поползновений" несмотря на все пощёчины и удары сумочкой, не говоря уже о киловаттах израсходованной на него электроэнергии, не может не радовать зрителя. Тем более, что его "железная логика", порой сочетающая в себе самое дурацкое решение сложной проблемы с полным пренебрежением к мнению окружающих, способна растопить любой лёд.
   Что же касается Лам, именно так зовут прекрасную инопланетянку, то она, несомненно, является одним из лучших образов созданных пером госпожи Такахаси. При создании женского персонажа авторы, как правило, выбирают между двумя архетипами - "хорошая девочка" и соответственно "плохая" (в наиболее клиническом случае создавая буквально лубочный вариант). В случае с героиней этого аниме, автору удалось создать действительно цельный, и интересный персонаж, не впадающий в вышеуказанные крайности. Добрая, но способная за себя постоять, милая, но не слащавая, жизнерадостная, но не глупая Лам менее всего походит на привычную "фригидно-упёртую" деву, награждающую кавалера тумаком за любой случайный (в полном смысле этого слова) взгляд на свои трусики. Возможно всё дело в тигровом бикини (О ДА! - воскликнул Мунлайт) и рожках, или её акценте ("ча", чем-то похожем на всем известное "ня").

Разумеется, сериал такой протяжённости, не имея связанного сюжета не смог бы существовать без персонажей второго плана. И они есть, причем в изрядном количестве. Перечислять их не вижу смысла, скажу лишь, что это крайне разносторонние, и харизматичные личности. Тут и подруги Лам, и одноклассники Атару, и просто те, кому "посчастливилось" жить в одном городе с героями сериала. Компания получилась крайне разношерстная и разносторонняя. Признаюсь, я видел не так много сериалов, где бы, отойдя на пару шагов от главных героев, зритель не утыкался бы в фанерный макет массовки. В случае с Urusei Yatsura это не так. Ощущается, что авторы понимали - новые лица есть основной двигатель сериала, и относились к этому с должной ответственностью. Стоит отметить, что некоторые из этих лиц засветились в последующих работах Румико Такахаси.
   Что касается юмора сериала, то всей ответственностью заявляю: НЕМАЛО режиссёров и сценаристов "черпало вдохновение" в этом аниме. Чего стоит одна история с поеданием "странных" грибов и последствием этой трапезы.
   При всём при этом, авторы не забыли и о романтической линии. Осии порой удавалось добиться потрясающего ощущения той самой "старой и наивной" романтики, о которой практически забыли многие современные режиссеры. Нескольким слабыми штрихами, парой фраз, белыми снежными хлопьями, падающими на улицы зимнего города, лучом летнего солнца, пробивающимся сквозь листву, шепотом волн, лижущих песок пляжа. Я порой бываю циничен, но перед некоторыми вещами снимаю шляпу.
   Разумеется, автор "Призрака в Доспехах" не был бы сам собой, если б и в комедийную лав стори не вставил бы пару своих любимых гротесков и аллегорий. Описывать это бесполезно - лучше один раз увидеть.

Рисовка в сериале выполнена в "классической" манере старых аниме - те, кто смотрел "Ранму" и "КОР", меня поймут. Конечно, в нынешний век компьютерных технологий рисуют лучше….. но работа "ручками" - это вам не пером по планшету водить.
   Музыка сериала. Знаете, порой мне кажется, что всевозможная электроника наносит музыке жуткий вред, ибо порой просто страшно услышать, как поёт та, или иная певица "вживую", а все ритмы и мелодии свелись к одному "тыц, тыц, тыц". Может, именно поэтому так хорошо порой воспринимаются музыка и песни в стиле "Дискотека 80х".

Итог. Совместными усилиями два мэтра создали аниме, установившее правила хорошего тона для режиссёров и сценаристов ещё на много лет вперёд.

СКРИНШОТЫ:









(c) АниМаг основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов!
@ Герасимов "Saotome" Алексей (admin@animemagazine.ru)
назад наверх вперед