Автор статьи:
drugon

E-mail: drugon@animemagazine.ru

Формат: полнометражный фильм
Продолжительность: 92 минуты
Режиссер: t.o.L
Год выпуска: 2002 (19.10.2002)

"Смотрите дальше,
смысл где-то там!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2007) Аниме ОБЗОР: Tamala 2010
АНИМЕ ОБЗОР  >  Tamala 2010   >  "Планета обезьян" на манер аниме

Отакуя [*1] кого-нибудь, агрессор (то есть ты, мой дорогой читатель... да и я заодно с тобой) нередко употребляет такой термин, как атмосфера. Что означает сие слово, пожалуй, никто описать не в состоянии. Конечно, есть несколько противоречащих друг другу определений, куча поэтических описаний и по клубку путанных мыслей, который обязательно есть (или, хотя бы когда-то был) в голове каждого анимешника. Однако, вовсе не значит, что из-за невозможности чёткого и правильного определения этого термина, следует что он надуман и не оказывает никакого ощутимого влияния на конечный результат - эффект от увиденного у зрителя. Кто-то может сослаться на видение собственного мира самим автором и попытку воплотить это самое видение в достойной форме и как можно достоверней передать его получателю информации. Если смотреть поверхностно, то это делается через образы, а точнее - через антураж. Однако, хоть он и влияет в значительной мере на восприятие зрителя, но играет далеко не главную роль. Тогда что? Атмосфера?
    Опытный критик никогда не признает существование оной субстанции. Он будет ссылаться на что угодно, лишь бы не опуститься до абстракций. Пытаться путать читателя в деталях и путаться в них самому, - главное, чтобы это было не слишком заметно. Возможно, в какой-то мере он прав. Возможно, атмосфера и правда складывается из незаметных невнимательному и невооружённому глазу деталей. Как бы то ни было, на этот раз мы тщательно пройдёмся по галерее метафор, вскроем сюжетную линию и выпотрошим составляющие стиля... Однако, только робко взглянем на оголённый дух и попробуем предположить, где могли видеть подобное раньше. Ибо для духа грубые прикосновения подобны святотатству... Говоря простым языком, я расскажу о том, что там есть точно и что сам смог заметить. А вот компилировать итоговые составляющие и, при необходимости, изменять их, предоставлю вам самим. Ибо неблагодарное это дело - навязывать своё мнение о том, что по представлению рецензирующего пытался передать автор.

Sci-fi - наше всё!

Ни для кого не секрет, что двумя самыми популярными жанрами в литературе среди молодёжи вот уже несколько десятилетий является научная фантастика и фэнтези. Бывают случаи, когда эти жанры скрещиваются... Иногда даже получаются в меру съедобные гибриды. Однако, это слишком обширная тема, чтобы пытаться всерьёз её разбирать в рамках одного обзора. Тем более, что "Tamala 2010" целиком и полностью принадлежит первой группе.
    Изучая старые произведения на этом поприще, невольно улыбаешься тому, каким авторы представляли себе будущее. Фактически, для истинного Автора фантастика, прежде всего, была направлена не на технологический прогресс, а на жизнь. Жизнь, как правило, людей. Таких же, как мы с вами. Время не могло не наложить на них свой отпечаток и в подавляющем большинстве творений на эту тематику приходилось видеть совершенно необычное для современной жизни мышление. Была ли это идеализация прогресса или же его мрачные последствия - дело десятое. И опять же - тема для совершенно отдельного разговора. ^_^
     В данном случае стоит отметить то, что многие не забывали и о стиле. Но если перед автором книги не стояла задача описать КАЖДЫЙ уголок проявления футуристики (хотя, многие всё равно описывали), то постановщикам фильмов приходилось попотеть. В результате чего выходила картина, потрясающая ко времени своего выхода оригинальностью деталей того, что будет; и потрясающая не меньше абсурдностью вышеупомянутых деталей, которые хоть и должны иметь место по задумке автора через много столетий, но которые совершенно дико смотрятся уже по истечению всего десятка-другого лет. И благо, если создатель додумался не изобретать квадратных нелепых роботов, а просто приделать урне башню с камерой, три колеса и запихать в неё кучу всеразличных полезных устройств (если кто не догадался, имелся в виду R2-D2 из всенародно известных "Star Wars" ^_^). Но многие откровенно махали рукой на такие простые вещи и продолжали пытаться создать свой, совершенно отличающийся от привычных глазу вещей, стиль. Сказать "увы" не могу, так как, хоть подобные стили и были обычно мёртвыми и неудачными идеями, однако просто взглянуть на них было чертовски интересно и забавно.
     Всё вышесказанное очень наглядно просматривается в "Tamala 2010". Нереалистичные связи чуть ли не игрушечных примитивных форм сразу присутствуют в таком изобилии, что через несколько минут мозг перестаёт их воспринимать, как нечто противоестественное. То же касается и дизайна одежды. Например, одного оригинального приёма - выреза (каковой можно было видеть в различных научно-фантастических фильмах на платьях в районе живота или чуть выше груди), пардон, на заднице. На неке смотрится вполне и вполне. Или всего костюма самой Тамалы - тут и вовсе комментарии излишни.
     Исключительно чёрно-белые краски, которыми раскрашен весь мир и явная 2-D графика лишь дополняют картину. На её фоне даже блекнут периодические вставки уже более чем цветной 3-D CG.
     Свою лепту вносят и персонажи, поведением пародируя известные аниме-штампы. Стиль супер деформеда (большие головы) только подчёркивает то, что это именно пародия. Причём, деформед скорее в стиле плакатов постядерного мира "Fallout" (помните того человечка, который в изобилии в разных ипостасях фигурирует в окне выбора перков, да и не только там?). Кроме того, почти все персонажи являются либо неками, либо собаками (человекоподобными, разумеется). Это даёт ещё одно основание подозревать, что автор решил собрать как можно больше штампов и хорошенько над ними постебаться. Причём не только от западной sci-fi, но и что-то исключительно японское.
     Не забыли и про нас, родимых. Каким-то образом русские тоже оставили свой след в этом мире. В библиотеке, например, на полках стоит несколько книжек с такими названиями, как: "Революция 2002-2003", "Глава любовь" и "Песня и смерть" (книги, кстати, периодически повторяются ^_^). Не обошлось без экспериментов и с русскими именами. Помнится, когда-то я написал рассказ, в котором был один персонаж - японец. И опрометчиво решил выдумать ему имя: "Тахиками". Как это звучит для японца, честно говоря, - понятия не имею. Но искренне надеюсь, что лучше, чем для меня имена от создателя этого аниме... Впрочем, в виду ограниченности автора сего обзора, ему неизвестно, что АниМаг, возможно, читает некто с фамилией Аоауфауиа или Нащалпцулщ.
     Подобных деталей много. Все они помогают постепенно проникнуться миром "Tamala 2010". Миром, по сути, довольно тяжёлым и беспощадным, каковым он и должен являться в будущем по мнению многих фантастов. В таких случаях очень важно вставлять столь, казалось бы, незначительные детали, как клавиатуру и мышку, соединённые одним проводом, адептов Минервы, костюмы которых подозрительно напоминают Ку-Клукс-Клановские робы, кошачьего Клинта Иствуда, радио "Отстой", идущих в обратную сторону часов с числом девятнадцать, где должно находиться двенадцать или молитву, состоящую из одного повторяющегося слова "ня" (задним числом добрались даже до Несси, которое из Лохнесса ^_^). Автор ни в коем разе не претендует на то, чтобы создать некое подобие реалистичной картины. Будущее - лишь сцена с красивыми и невероятными декорациями для сюжета и духа самого аниме. Однако всё не превращается в фарс. Истинное лицо, воплощенное в образе Татлы, постепенно проявляется всё чаще и яснее. Хотя, истинным его, пожалуй, не стоит называть. Как и в случае с "Yellow Submarine", автор сунул в своё детище столько психоделики, что без неё уже и не представляется то, что творится на экране.

-Мой ухи слышать чудный звук. Что это есть?
     -А, это?.. Песня.

На фоне всего анимационного безобразия, очень выделяется один акустический аспект. И это не звуковые эффекты, которые вполне соответствуют картине. Более того, это и не сейю. О последнем нюансе мне даже и сказать почти нечего. Самой известной актрисой из всего озвучивающего состава является Хисайо Мочизуки, озвучивающая саму Тамалу. Околонечьи роли ей не впервой - она была и Пурин Фон из "Tokyo Mew Mew" и Таруто из "Magical Meow Meow Taruto". Остальные же сейю имеют за своими плечами не столь уж большой опыт работы.
     Думаю, вы уже догадались, о чём я говорю. Именно - OST. С одной стороны, он является очередной неотъемлемой деталью абстрактного мира "Tamala 2010", но с другой ни в коем разе не играет той же роли пародии. Во время прослушивания саундтрека к аниме, у меня постепенно в голове всплыло два названия: "Serial Experiments Lain" и "DroneZ". Спешу сказать, что о последнем слышали, наверное, далеко не все. "DroneZ" - уже не новая игра на PC жанра аркады в стиле киберпанка. И думается - нет ничего удивительного, что мне вспомнились именно они. Стиль музыки в "Tamala 2010" разный. Однако практически весь OST, так или иначе, можно отнести к техно. Именно саундтрек полностью устраняет зародыши вопроса - а почему это аниме иногда называют "A Punk Cat in Space"? Скажу больше, научная фантастика и панк тесно приближают получившийся коктейль к киберпанку, но до него всё же не дотягивают. Однако замороженное состояние находится прямёхонько на границе, что позволяет оценить любителям этих жанров, чем же одно отличается от другого. Чем - не скажу. Не то, чтобы я был садистом (хотя...). Просто это опять же обширная тема, на которую можно написать отдельную статью. Лишь подведу итог абзаца - музыка в этом аниме мне очень понравилась. И отныне в моём бесконечном списке дел появилось ещё одно - отыскать OST из "Tamala 2010".

-Голова болит? Ну, это вы наверно просто слишком много думаете!..

Получив в свои руки заветный файлик на полтора гигабайта, я сделал опрометчивый поступок - полистал первые десять-пятнадцать минут фильма, чтобы попытаться понять, о чём он. Скажу наперёд - ключевым моментом именно сюжета является один диалог, происходящий почти в самом конце. В нём автор словами очень необычного персонажа пытается объяснить непонятливому зрителю в лице Микеланджело, что вообще за фигня творилась на протяжении последнего часа аниме, а заодно и нескольких столетий истории тамошнего мира. Если вы вдруг решите просто посмотреть этот диалог сразу, то вряд ли всё поймёте. А если доберётесь до него через час просмотра психоделических картин, то поймёте, скорее всего, ещё меньше.
     Сюжет есть и закручен он довольно неплохо. Возникает вопрос - а зачем тогда было нужно всё остальное? И почему нельзя было растянуть общий рассказ на всю картину, на кой было ставить его чуть ли не отдельным, цельным блоком? Подозреваю, что это было сделано с целью не отвлекать зрителя от образа, творимого создателем. То есть, сюжет здесь вообще представляет собой побочную составляющую. Тем не менее, повторюсь, он весьма недурён. Не слишком примитивный, не слишком громоздкий. Чуточку штампованный на общий стержень и не до конца понятный в деталях. Одним словом - не является банальной костью для голодного до смысла зрителя. Вернее, костью как раз является, но весьма качественной и способной удовлетворить не столь уж скромные потребности. Смотреть это аниме следует в первую очередь не из-за сюжета. Впрочем, если вам будет от этого легче, то скажу о нём несколько слов.
     Тамала - нека-одногодка, живущая на Планете Кошек в городе Мегуро Сити. Самой процветающей планете во всей галактике Кошачьих. Именно здесь находится сердце мега-корпорации Catty & Co. которой, по различным подсчётам, принадлежит 96,725% национального валового продукта всего мира. Два кошачьих глаза - один является инвертированной по цвету копией другого - эмблема этой корпорации. Её можно встретить везде - на одежде, на продуктах питания, на транспорте... Даже дети рисуют её на асфальте. Знак, который уже на протяжении многих десятилетий известен всему миру.
     Хотя, Тамале на это, по большому счёту, наплевать. На первый взгляд кажется, что эта нека вообще "не от мира сего". Иначе как ещё объяснить её поступок? Проснувшись в один обычный день, она вдруг решила, что с неё хватит. Приёмная мама просто гадюка (причём, не совсем в переносном смысле), что вообще удерживало её в этом мире?! Наконец Тамала решилась - ей нужно лететь на Орион. Туда, где она родилась, на родину. Но так получается, что её ракета терпит крушение на планете Ку. Планете, где собаки до сих пор конфликтуют с кошками. И выражается это как на правительственном уровне, так и на улице, между простыми обывателями. Это опасное место, за любым углом тебя может поджидать смерть, не спасёт даже полиция. Да и взглянешь на полицию - не захочешь, чтобы тебя спасали. При таких "служителях закона" невольно задумаешься над тем, каких лап стоит избегать больше - "порядка" или уличной шпаны.
     Несмотря на всё вышесказанное, Тамале планета пришлась по душе. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл первый местный житель, с которым ей довелось познакомиться. Симпатичный молодой нек, по имени Микеланджело. Парень удивляется, зачем же эта девчонка улетела из такого райского места, как Планета Кошек? Но юная нека не спешит отвечать на этот вопрос, а Микеланджело не слишком настаивает на ответе. Пока он готов терпеть её рядом с собой. К тому же, Тамала весьма необычная девушка и даже просто находиться рядом с ней весьма интересно.
     Однако, Catty & Co. даёт знать о себе всё чаще. Такое ощущение, будто корпорация их преследует, но из-за того, что она давно стала привычной частью жизни главных героев, они этого практически не замечают. По крайней мере Микеланджело. А Тамала... А что же Тамала? Быть может, она не совсем обычная нека и ей есть, что скрывать? Или это что-то скрыто от неё самой?

Почему сие вообше возникло?

Вот это настоящий вопрос вопросов! На подобные эксперименты решается далеко не каждая студия. Да и то, обычно это каприз кого-то там из главных - желание воплотить себя в том, что умеешь делать. Общеизвестно, что результаты подобной работы нередко вызывают противоречивые мнения у публики. Кто-то с пафосом заявляет о "крике души" автора, а кто-то неблагодарно ругает того же автора за "проявление собственной прихоти". Случай с "Tamala 2010" вообще же стоит рассматривать отдельно. Его создала группа энтузиастов, возглавлял которую некий товарищ t.o.L. Люди рисковали, ведь результат в таком случае бывает каким угодно - триумф или фиаско, никогда не скажешь точно заранее.
    Судя по отзывам, далеко не всем эта картина пришлась по душе, и в этом нет ничего удивительного. "Tamala 2010" не унижается перед зрителем, зазывая его общеизвестными штампами. Она просто берёт их охапку и швыряет в лицо смотрящему. Кто-то отворачивается, кто-то пытается рассмотреть, что скрывается за этим ворохом. Иные же впадают в ступор или пытаются ловить отдельные, знакомые до боли листы, а аниме, меж тем, продолжает идти. Первая группа обычно раздражённо бросает просмотр, не дойдя и до половины. Вторая, как правило, досматривает - просто ребята, завязнув в своём ступоре, или углубившись в изучение того, что им и так было известно, забывают о том, что на экране ещё что-то происходит. И надо отдать им (я в их числе, значит мне тоже ^_^) должное - защитные функции их восприятия развиты хорошо. Переварить всё увиденное за один раз практически невозможно. Как я и сказал ранее - не мне судить, есть ли там что-то скрытое. Про столь неординарное зрелище мало что можно сказать наверняка. Но вот пересмотреть ради образа, упущенного ранее, так как его затмили остальные, пожалуй, стоит. Причём не раз.
     В общем, смотрите на картотеку общеизвестных и заюзанных до дыр приёмов в западной и восточной фантастике, наслаждайтесь психоделикой происходящего и восхищайтесь потрясающими чёрно-белыми экскурсами в будущее из прошлого!.. Но, упаси вас Ками-сама, не вздумайте при первом просмотре искать во всём этом смысл! Страшно даже представить, а что - если вы его всё-таки найдёте...

Примечание:
    1. Отакувание - попытка анимешника привлечь внимание человека к аниме, им не интересующегося (пока не интересующегося ^_^)

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (10)


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)