Автор статьи:
Rubius [Дадашев Феликс]
Email: rubius@animemagazine.ru

"Японофилия?
А это не заразно?!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2007) Аниме Персона: Борис Иванов
АНИМЕ ПЕРСОНА  >  Борис Иванов

Rubius: Здравствуйте, Борис Андреевич.
    Б. Иванов: Охаё годзаимасу читателям АниМага.

Rubius: Всем нам известно, что на постсоветском пространстве вы довольно известная личность в кругах любителей аниме. Немало этому способствовала ваша книга, которую, думаю, прочитал любой уважающий себя анимешник. Хотелось бы сразу узнать, чем вы сейчас занимаетесь, в какой области работаете.

Б. Иванов: Я уже несколько лет работаю заместителем главного редактора журнала "Total DVD". Там я пишу объемные статьи о новинках кинопроката, а также рецензирую фильмы. В том числе и официальные российские аниме-релизы. Кроме того, я веду авторскую колонку в журнале "АнимеГид". Так что сейчас я преимущественно пишу про западное художественное кино, но и аниме не забываю.

Rubius: Переходя к тематике нашего журнала, должен спросить: нет ли у вас активных аниме-проектов, ну, скажем, может еще одна книга?

Б. Иванов: Как я уже сказал, я продолжаю регулярно публиковать заметки об аниме и рецензии на новинки российского рынка. Что касается более глобальных проектов, то у меня есть различные идеи, но я не хотел бы рассказывать о них. Просто чтобы не сглазить. Как показывает мой опыт, чем больше я распинаюсь о своих прожектах, тем меньше мне хочется их делать.

Rubius: Что вы сейчас можете сказать о ситуации с аниме в России и странах СНГ? Пришло ли к нам более полное понимание этого явления и конкретно отошли ли мы от стереотипа аниме - мультики, а мультики только для детей?

Б. Иванов: Ситуация с аниме неплохая. Оно демонстрируется по ТВ, оно официально продается на рынке. Во вполне приличных переводах. У него есть достаточно много поклонников - как фанатов-отаку, так и простых людей, которые время от времени с удовольствием смотрят, например, фильмы Хаяо Миядзаки. Что касается стереотипов, то они, к сожалению, еще не преодолены. Тем, кто вообще не интересуется анимацией, трудно себе представить, что это не только "детские мультики". Или что аниме - это не только хентай. Но понятно, что трудно перевоспитать ленивых и нелюбопытных людей. Даже в Японии у многих людей старшего поколения превратное представление об аниме. Как это ни удивительно.

Rubius: Как по вашему можно изменить тревожную ситуацию, когда немалая часть любителей аниме в нашей стране, предпочитает в основном хентай, эччи, и кровавые произведения?

Б. Иванов: Меня эта ситуация не тревожит. Кто я такой, чтобы навязывать другим "правильный" вкус? К тому же, я не верю во вредное воздействие искусства на людей. Убийц и насильников порождают семья и окружающий мир, а не картинки на экране телевизора. Кстати, мне известны многочисленные случаи, когда первоначальный интерес человека к аниме просыпался именно после шока, который человек испытывал, когда впервые сталкивался, скажем, с хентаем. Чего далеко ходить - это и мой случай. Я всерьез занялся аниме, когда увидел "Уроцукидодзи" и спросил себя: "Что это за страна такая, где тратят столько сил и средств, чтобы нарисовать анимационное порно?". Не факт, что я бы стал анимешникам, если бы не этот культурный шок.

Rubius: Сейчас в самой Японии да и потихоньку в мире происходит некий упадок популярности аниме. На ваш взгляд, с чем это связно? С переполненностью внутреннего рынка, халтурой, отсутствием свежих идей или есть другая причина?

Б. Иванов: На Западе я бы говорил не столько о спаде, сколько о стабилизации. Аниме перестало быть супермодным, и теперь им интересуются те, кому оно действительно интересно. Но это нормально. Это естественный культурный процесс. Что же касается ситуации в Японии, то это очень сложный вопрос. С одной стороны, есть некоторый упадок, связанный со сменой поколений. Те, кто пришел в аниме в 1960-х, сейчас уже старики. А те, кто пришел в аниме в 1980-х, уже далеко не восторженные юноши, полные энергии. С другой стороны, появляются новые люди с новыми идеями. Не только сюжетными, но и графическими. Так что пока расстраиваться и хоронить аниме рано. По большому счету, оно только в 1980-90-х и начало жечь в полную силу.

Rubius: Как человека, занимавшегося кино и аниме переводами, хотелось бы знать ваше мнение по поводу появления компаний, занимающихся лицензированием аниме в нашей стране. Наверняка вы видели их продукцию, далеко ли мы ушли от тех пиратских кассет с ужасным видеорядом и не менее ужасным переводом.

Б. Иванов: Ну, пиратские кассеты были разные. Честно говоря, на некоторых из них были и мои переводы. Но сейчас, конечно, ситуация лучше на несколько порядков. И видео достойное, и субтитры приличные. С "голосовыми" переводами ситуация хуже, но меня она не слишком волнует. Потому что настоящие отаку смотрят аниме с субтитрами или просто на японском. А те, кому достаточно заказдровых переводов или дубляжа, обычно не слишком трепетно относятся к качеству озвучания. Были бы все слова разборчивы… Что касается самого появления компаний, специализирующихся на аниме, то это просто замечательно. Поскольку там работают увлеченные люди, которые разбираются в том, чем занимаются. Мне приходилось рецензировать релизы аниме, выпущенные фирмами, где не работают отаку. Подчас это жалкое зрелище. Если не разбираешься в аниме, то как можно его переводить, продавать, рекламировать? Конечно, иногда у меня как у рецензента бывают конкретные претензии к конкретным дискам "специализированных" издателей, но в целом качество этих релизов достаточно высокое.

Rubius: Уверен, вы видели фильмы серии Final Fantasy, и насколько мне известно 3D довольно серьезно претендует на рынок рисованной анимации. Ваш взгляд на новое направление в видеоискусстве? Пора ли ломать карандаши? :)

Б. Иванов: Сделать хороший двухмерный фильм или сериал значительно проще и дешевле, чем нарисовать 3D-фильм того же уровня. А продюсеры аниме очень хорошо умеют считать деньги. Так что я не ждал бы в ближайшее время потока 3D-аниме. Против хорошего 3D я ничего не имею, а вот плохое 3D меня подчас бесит. Слишком уж неуклюже и аляповато оно выглядит. Дешевая двухмерная анимация смотрится естественнее.

Rubius: Небольшой прогноз о предстоящей этим летом премьере Neon Genesis Evangelion, стоит ли ожидать возвращения легенды?

Б. Иванов: Для меня "Евангелион" начался и закончился на ТВ-сериале. Анно может сколько угодно рассказывать про идеи, которые он не использовал и которые он частично реализовал в фильмах, но хитом "Евангелион" стал именно после показа по ТВ. И меня он поразил именно в этом варианте. Все остальное, начиная с полнометражных фильмов, мне интересно постольку поскольку, как своеобразный режиссерский комментарий. Не как самостоятельное произведение или как куски, что-то реально добавляющие к оригиналу. Так что от новой "Евы" я ничего особенного не жду. Хотя посмотреть будет любопытно.

Rubius: Что можно сказать об отечественной анимации, способствует ли увлечение аниме появлению таких фильмов как "Князь Владимир" и другие?

Б. Иванов: Пока что особого влияния я не вижу. Хотя мне известно, что среди наших молодых аниматоров много поклонников аниме. Посмотрим, что будет дальше. Лично мне хотелось бы, чтобы наши аниматоры вдохновлялись внутренней свободой и разнообразием аниме. А не, упаси боже, занимались его откровенным копированием. Все-таки, японская анимация должна быть японской, а наша - российской.

Rubius: Что вы о нас думаете, читаете ли вы АниМаг?

Б. Иванов: Я стараюсь не обсуждать людей, которые занимаются тем же, что и я. ^_^.

Rubius: Большое спасибо, Борис Андреевич. Успехов вам в ваших начинаниях.
    Б. Иванов: И вам удачи.

Сайт Бориса Иванова: www.hexer.ru
    ________________________________
    Rubius - the one from Dark Moon.


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ИНФОРМАЦИЯ:

Имя: Борис Андреевич Иванов
Дата рождения: 26 ноября, 1978 года
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Стрелец
Компания: Total DVD
Профессия: консультант, редактор, переводчик, криэйтор, кинокритик, журналист
Список работ: книга "Введение в Японскую анимацию", публикации в различных изданиях на тему аниме.

Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)