Автор статьи:
Антон Тудаков aka Monosugoi Syako
Email: monosugoi@animemagazine.ru

Режиссёр: Стэнли Тонг
В ролях: Джеки Чан, Ким Хи Сан, Тони Лю Ка Фай, Маллика Шерават
Страна: Китай
Жанр: фэнтезийный эпик с элементами Джеки Чана
Год выпуска: 2005

"Японофилия?
А это не заразно?!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2007) Восточное Кино: "МИФ" (The Myth
ВОСТОЧНОЕ КИНО  >  "МИФ" (The Myth)

Не думаю, что автор сильно погрешит супротив истины, если скажет, что лет через двадцать международным языком вместо английского станет китайский. На нем сейчас и так говорит примерно одна пятая населения планеты. А уж если почитать прессу, яростно живописующую темпы экономического роста Китая, так и вовсе становится ясно, что пора затариваться учебниками по кандзи. И если еще лет десять назад были популярны анекдоты про китайские баллистические ракеты, работающие на угле, то сейчас все больше шутят на тему присоединения Сибири к Китаю.
    Собственно, к чему это политизированное вступление в нашем совершенно аполитичном журнале? Развитие экономики, как правило, рождает культурный взрыв и в вялобрыкающиеся явления, вроде национального кино, вдруг начинают тоже вкладывать бабки. Иногда в результате получается громкий ПШИК!, вроде известного бума в российском кинематографе, где на большинство премьер последних лет без слез не взглянешь. За примерами далеко ходить не надо - на месте Марии Семеновой я съел бы сценарий к лебедевскому "Волкодаву" без соли, только бы ЭТО не попало на широкий экран. Но иногда, как это произошло в Китае, после взрыва начинает переть действительно качественное кино с собственным менталитетом. Тут бы посетовать на то, что в свое время красный Китай присоединил к себе азиатский Голливуд - Гонконг. Но может быть дело в том, что в последнее время к поддержанию престижа национального кино китайцы относятся также ответственно, как и к созданию собственного микропроцессора?

Азиатский Голливуд, Гонконг, начиная со времен легендарного Брюса Ли, снабжал нас, простите за грубость, жутчайшим ширпотребом - киношным аналогом китайских пуховиков. Выцепить в мутной массе фильмов про "кия-кия" что-то приличное было крайне проблематично. Китайцы они и в Гонконге китайцы - гнали на запад все то, что жаждала душа любителя восточной экзотики, а именно восточноединоборский мордобой руконогами и вспомогательными аксессуарами, желательно приправленный мистическим бредом. Не спорю, впечатляло, особенно на фоне жалких попыток западных режиссеров слабать что-нибудь подобное. Как ни тужились, получался "Рэмбо" или "Коммандо". Тоже классика, но из другой оперы.
    Но вот уже несколько лет, не снижая оборотов производства, гонконгской кинематограф вдруг начал являть вещи, при взгляде на которые у голливудской публики скулы начинает сводить от зависти. Мнится мне, что Ху Цзиньтао сотоварищи приложили к данному процессу свою тяжелую руку. И приложили, видимо, так хорошо, что даже ветеран трэшевых комедийных боевиков Джеки "Наше Все" Чан (далее ДЧ) ухитрился сняться в весьма приличном эпическом полотне. Знакомьтесь - фэнтези-эпик Стэнли Тонга "Миф". В главной роли, конечно, Джеки Чан, который теперь целый генерал времен династии Цинь. Кто не знает - император Ин Чжэн, основатель династии Цинь, примерно в третьем веке д.н.э. предпринял весьма успешную попытку объединения китайских земель. Правда для самого императора кончилась она плохо - Цинь не продержались у кормила и двух десятков лет, но задел был значительный.
    Говоря о сюжете "Мифа", вспоминается мне глубокомысленное размышление Чжуан Цзы о том, снится ли ему, что он бабочка, или бабочке снится, что она Чжуан Цзы. Так и наш главный герой, на первый взгляд, типичный для ДЧ персонаж - археолог с замашками авантюриста. Вот только стоит ему прислонить голову к горизонтальной поверхности, как во сне является ему, что он тот самый генерал династии Цинь, совершающий многочисленные ратные подвиги во славу Императора. И клоунскими замашками обычных джекичановских боевиков в истории оного генерала даже не пахнет. Смена амплуа среди актерской братии в последнее время не новость, но ДЧ ранее за этим занятием замечен не был (не будем вспоминать о похабной "Новой полицейской истории"). Таким образом, сюжет "Мифа" плавно разделяется на две параллельные сюжетные линии.
    Первая, древнекитайская, живописует нам славные деяния приближенного к императору Цинь генерала, который сопровождает императорскую наложницу, попутно занимаясь добычей эликсира вечной жизни. Вообще-то именно эта часть сюжета призвана если не отправить наши челюсти на пол, то уж всяко подивиться - могут же, стервецы! Смело заявляю, что будь она снята сама по себе, получилась бы отличная историческая драма с элементами восточного фэнтези и беготней по воздуху. Однако язык не поворачивается сказать, что это единственная заслуга фильма. Потому что, как ни странно, вторая сюжетная линия удалась на славу.
    Начало ее положено в обычной для ДЧ-кино манере. Археолог и его друг-ученый, спонтанно работающий на Главного Злодея, ввязываются в сомнительную аферу с разработкой антигравитации и отправляются на поиски неких обломков метеорита, обладающего чудесными свойствами. Попутно персонаж ДЧ выясняет, что его сны о событиях двухтысячелетней давности не просто плод больного воображения. Первые ассоциации - здрасьте, "Доспехи бога", мы вас двадцать лет ждали. Однако ж, перемежаясь трипами в китайское прошлое, сюжет, пусть и не обходящийся без обычных комедийных ужимок, плавно обретает недюжинный драматизм. Наш герой догадывается, что это "ж-ж-ж" со снами про древнекитайские времена неспроста. Но как оно связано с его скромной персоной и при чем тут летучие камушки?

Не то, чтобы сюжет "Мифа" был закручен на манер триллера, но лично на автора этих строк финальные сцены фильма в гробнице Цинь произвели впечатление. Да, дорогие читатели, в "Мифе" как факт отсутствует хэппи-энд и это, вкупе с элементами эпика, ставит фильм на уровень выше всех остальных работ г-на Чана. Особенно, если учесть, что последние его фильмы назвать успешными язык не поворачивается.
    Об актерском мастерстве ДЧ говорить сложно. Мистер "хороший парень" в подавляющем большинстве своих работ предстает в указанном амплуа, разбавленном манерами клоуна заштатного цирка. Безусловно, комические ужимки ДЧ удаются блестяще, ибо с таким лицом, как говорил в свое время Юрий Никулин, только в цирке выступать. Плюс, чего не отнимешь у ДЧ-кино, это трюки, которые проделывает сам ДЧ. Ну, право дело, кто будет думать об актерском мастерстве, когда на экране парень отмахивается от негодяев стремянкой и одновременно крутит сальто? Браво, маэстро! Так вот, в "Мифе" ДЧ совершил невероятную вещь - меньше всего его древнекитайский протеже похож на своего двойника из нашего времени (который, как вы догадались, типичный мистер "хороший парень"). Наверное, это самая удивительна метаморфоза, произошедшая с г-ном Чаном за все его длительное время пребывания на экране. На этом фоне как-то даже не обращаешь внимания на картонность главных злодеев, что наших времен, что прошлого.
    Впрочем, любители удивительных фокусов, которые проворачивает во время боевых сцен маэстро, тоже не будут разочарованы. Вы бы, наверное, сильно удивились, появись в прокате фильм, в котором ДЧ не устроил бы драку крайне малоподходящими для этого предметами. Или в крайне малоподходящем для этого месте. На этот раз в меню драка со стриптизом на липком конвейере, и мордобой в условиях невесомости. Первое, с учетом того, что в стриптизе участвует очаровательная дама индийской национальности, впечатляет особенно.
    Не менее положительные впечатления оставляют и древнекитайские похождения персонажа ДЧ. Хоть в "Мифе" отсутствуют штурм крепостей, драконы и огненная магия в стиле "Властелина колец", боевые сцены поставлены с размахом. ДЧ и компания решили не размениваться по мелочам, и где-то в районе финала героический генерал побивает целое войско, причем (вы удивитесь!) без помощи стремянки и подвернувшегося под руку набора канцелярских принадлежностей. После этого говорить о соответствии фильма историческим реалиям глупо, так что удивляться тому, что китайские вояки щеголяют в красочных фэнтезийных прикидах не приходится. Хотите реальной картины войн времен становления династии Цинь? В соседнем зале крутят "Императора и убийцу" Чена Кайге. Сходите и посмотрите, если хотите знать, как на самом деле выглядела байка, красочно и слезливо рассказанная нам в чжановском "Герое".

Наряду с клоунадой, в древнекитайской части "Мифа" покончено с детсадовским уровнем насилия, обычно сопутствующему фильмам ДЧ. До демонстративной расчлененки не доходит, но кровь хлещет фонтанами, что в твоем "Бишунмо". Солдат шинкуют горами, а главный герой и вовсе проворачивает трюк поистине удивительный - пробивая насквозь противника копьем, тут же подхватывает его за выскочивший наружу окровавленный наконечник, и продолжает побоище. А уж от того, как заканчивается история генерала и вовсе как-то даже не по себе становится.
    Вообще, складывается впечатление, что современную и древнекитайскую сюжетную линию снимали два разных режиссера. Впрочем, когда они сходятся в концовке, двойственность пропадает.
    Единственное, чем "Миф" вряд ли впечатлит киномана, так это спецэффектами. Ну не научились еще в Гонконге работать с компьютерной графикой на уровне "Зведных войн" и "Властелина колец". Не то, чтобы с CG там был полный швах, но очень явно не дотягивает, как говорится, до лучших образцов. С другой стороны - там и так есть, на что посмотреть.
    Подводя итог надо сказать, что перед нами очередное подтверждение тому, что акцент хорошего кино усиленно смещается в сторону Азии. Удивительным образом там ухитряются снимать вроде те же боевики и фэнтези, что в Голливуде, причем с бюджетами, отличающимися от янки-блокбастеров в разы в сторону уменьшения. А получившийся результат хочется смотреть и пересматривать. Для личностей, которых уже тошнит от голливудской продукции, появилась реальная альтернатива. Знакомиться с "Мифом" нужно всем в обязательном порядке, как тем, кто любит "старого-доброго" Джеки Чана времен "Закусочной на колесах", так и тем, у кого он в печенках уже сидит. Да, собственно говоря, Джеки Чан здесь и вовсе не при чем - "Миф" сам по себе просто хорошее и качественное кино.


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ИНФОРМАЦИЯ:

Приобрести фильм можно на http://www.ozon.ru/

ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)