Автор статьи:
Александра Длугач

Email: dlugatch@animemagazine.ru

TV: режиссер: Nobutaka Nishizawa / студия: Toei Animation / формат: 113 эп. по 21 мин. / Годы: 1978-1981
Movie: режиссер: Rintaro / студия:Toei Animation / формат: 130 мин. /Год: 1979

"Японофилия?
А это не заразно?!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2007) Аниме Классика: Galaxy Express 999
АНИМЕ КЛАССИКА  >  Galaxy Express 999 > Наш паровоз, вперед лети…

Стиль мангаки Лейдзи Мацумото узнаваем безошибочно. Узкие лица лирических героев, их аристократически хрупкие конечности и миндалевидные глаза с искорками - и при этом бесформенные уродцы в качестве прочих персонажей. Героизм и чистота помыслов. И при этом дело обязательно происходит в космосе. Да, "Звездные войны" оказали фатальное влияние не только на Tenchi и Macross… Новейший образец почерка Мацумото - "Интерстелла 5555". Но те зрители, которые интересуются, откуда есть пошло аниме, конечно, не должны упускать из виду его старые работы: созданные по его манге - и при его участии - сериалы Captain Harlock 1979 и 1984 годов и OVA 1998 года Queen Emeraldas. Они открывают нам глаза на сложную и интересную профессию космического пирата. Решен этот вопрос отнюдь не в духе Весельчака У. Местные пираты за миелофонами не гоняются; напротив, они - галактические Робин Гуды, мстящие за родных и близких и помогающие угнетенному населению. Естественно, у каждого пирата есть какая-нибудь тайна или комплекс, корнями уходящие в прошлое. Небезызвестный Алекс Роу из "Изгнанника", между прочим, во многом копирует капитана Харлока. И многие героические штампы ныне происходят из того же источника.
    В 1978 году Мацумото снова расширяет границы своей галактики и инициирует сериал и полнометражный фильм Galaxy Express 999 с одинаковым сюжетом. Причем здесь вдохновение черпалось не только в "Звездных войнах", но и в научной фантастике и даже в фэнтези. Ледяная долина, у самой поверхности которой виднеются легионы мертвых тел, вообще, кажется, заимствована у Толкина. Впрочем, источники здесь основательно переработаны, а суть аниме не столько в антураже, сколько в драматическом повествовании о верности и предательстве.

История вкратце такова. В мире далекого будущего многие люди обзаводятся механическими телами, что гарантирует им бессмертие - или его суррогат. Мальчик Тецуро мечтает обзавестись таким телом, но для этого нужно отправиться в далекое путешествие на межпланетном поезде 999. Денег нет, родителей нет, связей нет, и затея уже кажется безнадежной, как вдруг появляется загадочная женщина Мэтель и помогает Тецуро пробраться на экспресс. Начинается долгое космическое странствие, в полнометражнике отягощенное местью за убитую мать.
    Понятно, что 999 - это перевернутое 666, и добром дело не кончится. Понятно, что механическое тело - помеха живой душе. Понятно, что имя Мэтель, или, в японском произношении, Мэтеру, напоминает слово "металл" и одновременно - "мать", и это неспроста. Понятно, что свои тайны Мэтель будет хранить до последней серии, а некоторые унесет за пределы сериала. Тем не менее, несмотря на кажущуюся понятность и предсказуемость, смотреть это аниме хочется. При всей своей инопланетной экзотичности, оно очень честное; при всей своей давности, оно не очень наивное.
    Помимо сюжета, весьма неплохи и герои. Мэтель, например, по сей день остается любимицей японской публики. Весьма удивляет одна особенность дизайна персонажей, точнее, главного героя - Тецуро. Прежде я не встречала ни одного аниме, где персонаж взрослеет не где-то далеко за кадром, а прямо у нас на глазах, и при этом меняется внешне. Малолетний Тецуро, откровенно говоря, похож на мятую картофелину с крошечными глазками. Что делать, Лейдзи Мацумото мальчишек явно не жалует… Но постепенно его лицо приобретает человеческие черты, а в эпизоде прощания с детством оно уже настолько облагорожено, что его даже можно счесть красивым.
    Хороши почти все проходные персонажи. Мне особенно запомнилась трагическая судьба певицы Руизун (иначе Луизон); многие зрители одобрительно относятся к экипажу Галактического экспресса; ну, и, конечно, чем не герой сам экспресс, почти по-миядзаковски трогательный небесный тихоход?

Радует и изящество, с которым Galaxy Express вписан в канву космической саги. Центральные герои других сериалов появляются буквально на пару минут - и правильно, пролетали люди мимо, заглянули и отправились по своим делам. Другое дело, что некоторые из них находятся в важнейшем отрезке своей жизни. Или смерти. Считайте это спойлером. Впрочем, если вы ведать не ведаете о капитане Харлоке, королеве пиратов Эмеральдас или о мудром Тотиро, вряд ли вас взволнуют новые повороты их биографии. Хорошо, вот вам сравнение: с 70-х годов всем известно, что Дарт Вейдер - отец Люка Скайуокера. И вот, через тридцать лет, наконец-то появляется возможность увидеть, как Вейдер дошел до жизни такой. Так и здесь: все фильмы Лейдзи Мацумото дополняют друг друга. Galaxy Express полноценно воспринимается лишь как часть космической мозаики. Неподготовленный зритель почерпнет отсюда только историю Тецуро, проигнорировав связи с другими аниме. Даже рассказ о Мэтель здесь неполон: в 1981 будет снят Adieu Galaxy Express 999, а потом Galaxy Express 999: Eternal Fantasy и Maetel Legend, после чего нам наконец-то удастся упорядочить ее биографию.
    Не жалуйтесь, так было задумано. Одни авторы щедро разбрасывают приманки, чтобы билеты на сиквел раскупались еще до премьеры, а другие создают свой собственный мир, где, как и в реальности, о каких-то событиях забывают, а о каких-то помнят вечно, где происходят неожиданные встречи старых знакомых, а некоторые люди навсегда исчезают из нашего поля зрения. Где почти все происходит случайно. Притом, что случайностей на самом деле не существует.

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (18)


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)