Автор статьи:
Rubius [Дадашев Феликс]
Email: rubius@animemagazine.ru

"Японофилия?
А это не заразно?!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2007) Авторская колонка: 3D vs. Anime
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  >  3D vs. Anime

Вступление.

Время не стоит на месте, дорогие друзья, прогресс движется огромными техническими шагами. Каждый день вокруг нас звучат гигабайты, интерфейсы, и прочие технические слова с немалой долей футуризма. Еще немного и тот киберпанк, что мы видим на экране, станет обычной действительностью. Что же, мир меняется, и это происходит уже очень давно, со дня сотворения. В такой ситуации совсем не удивительно, что и до нашего любимого аниме тоже добрались некоторые изменения. Вот уже как пять лет минуло с триумфального выхода FF SW, пожалуй, первого целиком не рисованного аниме. Но аниме ли? Думаю, сейчас мы уже можем скромно выделить новое и старое аниме, 3D и классическое, кому как больше нравится. Отношение к 3D фильмам, как и положено двоякое, первое - неприязнь и непонимание, как следствие такие произведения отвергаются, и второе - восторг сочетания технологий видео производства, что рождает моду и спрос на такой продукт. Думаю, пришла пора кое-что взвесить и может немного рассмотреть возникающие за и против этого нового явления в мире японской и не только анимации. Ну а заодно пробежимся по наиболее выдающимся экземплярам на текущий день, освежим в памяти, что имеем в своем активе. Готовы, поехали!

Экскурс.

3D мультипликация - это мультипликация, отличающаяся от простой рисованной двумя вещами - выходной картинкой и инструментами производства этой самой картинки. В обоих случаях я говорю только о плоской картинке, хотя уже давно есть устройства для полного ощущения 3D, правда они пока еще слишком дороги и не имеют адаптированных продуктов. Обычные вещи, будь то Дисней или Миядзаки когда-то создавались при помощи карандаша и бумаги. Сейчас в процессе участвует и компьютер, но об этом чуть позже. 3D же в свою очередь создается целиком и полностью на компьютере, именно там все лепится из цифровой глины, там же все раскрашивается и приводится в движение. За счет такой умной и сильной в вычислениях машины, как персональный компьютер, на выходе легко получить довольно живое реалистичное изображение. Благо, продвинутые, физически точные алгоритмы появляются все чаще и чаще. Сам технический процесс создания такого фильма имеет свои неоспоримые преимущества относительно классической анимации. Ведь модель или эффект создается, как ясно из названия, в трех измерениях, что позволяет не заботиться и не трудиться над дополнительной перерисовкой при смене ракурса. Тот же инструментарий 3D редакторов позволяет синхронизировать движения персонажей, например с реальным видео, или, если пойти дальше, то отсканировать с необходимой точностью все перемещения человека одетого в специальный костюм. Люди, интересовавшиеся вопросом, знают, что я говорю о технологии Motion Capture. Эти и не только эти преимущества прочат очень перспективное развитие новой отрасли, ибо человеческая природа такова, что его быстро поглощает все новое и более совершенное. Однако если уж говорить о человеческой природе, то нужно вспомнить что враг человека - он сам, и одного 3D никак не достаточно для успеха фильма. Немало есть рисованных мультфильмов, где местами картинка мало чем уступает 3D анимации! В то же время есть бездарные, некрасивые и по совсем не профессионально выглядящие "новые" произведения.

Сейчас в мире. 3D индустрия все больше и больше захватывает, если не порабощает, как американский мультипликационный рынок, так и японское аниме. Достаточно беглого взгляда по кассовым сборам студии Dream Works или Pixar для того, чтобы в этом убедиться. Нащупав новую золотую жилу и Америка, и Япония, которые славятся своим умением делать бизнес, начали массовое производство таких произведений. В кино же давно практикуют все мыслимые и немыслимые эффекты вплоть до совмещения живых актеров с искусственно созданными как, например, во французской картине Бессмертные: Война Миров. 3D Video уже уверенно стоит на ногах, полным ходом оформляются особенности, хитрости, законы жанра и какие-то другие, уникальные для этого вида развлечения мелочи.

3D Аниме.

Итак, что же мы имеем в аниме? Безусловно, сразу стоит поговорить о фильмах серии Final Fantasy Spirits Within и Advent Children, которые произвели фурор и вызвали бурю восхищения во всем мире. Собственно, с них все и началось, обозначился и класс, и курс направления. Но так ли хорошо было 3D воплощение именно анимешных идей и дизайнов? Камнем преткновения стало и отсутствие рисованной двухмерности и совсем другая насыщенность красок, несмотря на то, что серия игр FF всегда узнавалась успешностью своего видео исполнения. Обычно людей, прохладно относящихся к новому аниме воплощению, отталкивает именно трехмерность всего происходящего. Не могу утверждать, что они абсолютно не правы, так как Final Fantasy Spirits Within, по сути, является обыкновенным кинофильмом с точки зрения изображения, а кино ведь не аниме, нам ли этого не знать. Но с другой стороны Final Fantasy Advent Children имеет почти все составляющие аниме от сюжета до крашеных в яркие цвета персонажей, да и атмосфера хорошо чувствуется в обеих частях. Не любить такой фильм можно, но крайне сложно. Приходится признавать, что это как-никак аниме. Все мы знаем про Live шоу по мотивам разных аниме, их часто снимают и их многие смотрят. И в таком случае 3D фильм вклинивается между живой и рисованной экранизацией, плюс то, что он приоритетнее и меньше различается с 2D фильмом. Возвращаясь к серии FF, стоит упомянуть о техническом исполнении, ведь оно просто превосходно и даже отдельно любимо от мира аниме как такового, даже превозносимо в других видах искусства. Кинокритики говорили, что вот она, новая ступень кинофильмов, то же самое с поправкой на анимацию говорили и отаку. Заканчивая разговор об Олимпе в 3D индустрии, нужно обязательно вспомнить и AniMatrix, первый эпизод которой делала все та же Square. Эпизод был сделан похожим и внешне и технически на Spirits Within, но передавал глубину мысли Матрицы. "Последний полет Осириса", безусловно, удался и в том числе из-за неоднозначности повествования, основанного на американской Матрице, которая в свою очередь имела предком японское аниме GiTS. Еще одна причина - отличная состыковка киберпанк сюжета и его чисто компьютерного же претворения в жизнь, т.е. претензий на анимационость как бы не возникало.
     Совсем другой момент - совмещение 3D с классической рисовкой. AppleSeed - тот случай, когда свобода и плюсы технологии 3D сочетаются с любимой и привычной аниме-графикой. Когда я говорю плюсы 3D, я имею в виду полную свободу камеры, реалистичную плавную анимации и, конечно же, наилучшие спец. эффекты. В то же время текстуры (картинка, покрывающая модель) остаются нарисованными именно в стиле японского аниме. Смею высказать мнение многих - получилось отлично! Фильм стал и зрелищным и "родным", а главное нужно помнить, что это был всего лишь эксперимент на новом поприще, и для первого раза вышло довольно таки не плохо. Стало похоже на некий компромисс между трехмерностью и двухмерностью происходящего на экране, однако и этот фильм клеймили за слишком непривычные для аниме яркие краски, глянец и выступающую неестественность. Менее удачный пример, нет скорее совсем неудачный Galerians Rion - еще один целиком трехмерный фильм с упором на графику по примеру Final Fantasy. Сразу скажу, что ни фильмом, ни аниме при всем желании эту вещь назвать нельзя, а вот подражательным мультфильмом из США самое оно (правда фильм все же делала Япония). Если по пунктам то: дизайны очень блеклые чтобы их как-нибудь выделить, анимация слишком простая и на фоне все той же FF откровенная халтура! Собственно, ничего в фильме не указывает на принадлежность к японскому аниме. Причина, по который фильм не удался не одна, но как результат если это будущее аниме, то ничего хорошего нас там не ждет.
    Более интересную картину мы имеем в сериале VanDread. Здесь все крайне удачно, так как 3D исполнение получили только боевые роботы и космические корабли, идеальные объекты для применения пакетов моделирования. Космические сражения обрели неподдельную красоту и движение. Сейчас таких аниме с 3D роботами полно, тем более, что это привлекает зрителя. Собственно и простое аниме давно уже делается на компьютерах, пестрит эффектами из PhotoShop, использует компьютерную обработку, как цвета, так и отдельной картинки. Где-то такая примесь не видна совсем, а где-то ее просто невозможно скрыть от зрителя! И если что-то может разнообразить привычный фильм и, главное, сделать его лучше, то почему бы не сказать да такому "вмешательству". За удачным примером далеко ходить не надо. Wonderful Days, продукт, где были совмещены воедино 3D реализация, аниме-рисовка, и обычная видеосъемка! Да, именно так и стоит делать аниме в наши дни: брать самое лучшее и делать композицию, объединяя и смешивая в идеальный для глаза коктейль. Похожая тенденция наблюдается и в компьютерных играх, где все чаще используются фотореалистичные текстуры, дающие потрясающий красивый результат. Вот и смелость создателей WD себя оправдала. Не касаясь сюжета, фильм резко прыгнул в список самых красивых анимационных лент. И все же не каждое аниме выигрывает от, более легкой подчас, компьютерной обработки. Ведь зачастую палитра красок выдает метод создания фильма, причем выдает не с лучшей своей стороны. Где-то однородность, где-то отсутствие цвета, а где-то и перебор насыщения. Еще одно немаловажное упущение: когда смоделированные фоны или объекты слишком контрастируют с обыкновенным художественным рисунком и разница слишком заметна. Это довольно важный технический момент, если фильм не целиком сделан в 3D графике. Правда и Wonderful Days и VanDread просто идеально вживили в себя "инородные" элементы, а именно объекты и фоны! Тот, кто заметил обратное, пусть выколет себе глаз, ибо я сказал правду ^__^.
     Когда-то, в 1996 году, еще один фильм поразил всех не только своей внутренней составляющей, но и искусно выполненными компьютерными эффектами. Ринтаро (режиссер фильма X, о котором собственно и речь) пробовал и себя в полнометражных фильмах и новое в своей работе, удачно выполняя и первое и второе. Взять хотя бы бьющийся стеклянный глобус в начале фильме, органично вошедший в общую картинку. Аниме было красивым и, как говорится, по последнему слову техники. Для полнометражного фильма, да еще и такого насыщенного экшеном как X это было самое оно. Самого 3D там, конечно, кот наплакал, но компьютеры еще как применялись. А теперь вспомним о фильме, который я просто не могу пропустить, да и никто мне такого упущения не простит: это GiTS. И опять киберпанк, и опять компьютеры на экране и компьютеры при производстве самого аниме. Однако данная симилярность тут уже не при чем, GiTS наилучшим образом интегрировал CG анимацию в рисованный кинофильм, и навряд ли кто-то будет об этом спорить, данный факт уже в энциклопедиях. Второй фильм серии Innocence был уже буквально наполнен тем, что первая часть только привносила в мир японской анимации и, конечно, обе части останутся одними из самых красивых и детальных фильмов в истории аниме. Ну и чтобы уже окончательно закончить с примерами, хочу упомянуть Sakura War of the Worlds и Last Exile. Sakura - одно из первых аниме с отлично выполненными 3D роботами. Пусть все остальное, на мой ИМХО, в фильме сильно хромает, но роботы вполне удались. Правда слияние с аниме-картинкой и динамика движения далеки от VanDread'ского идеала, зато в наличии блестящие текстуры и удачный ход создания роботов в 3D. Как мне кажется, хоть этим фильм немного выиграл у конкурентов. Ну а Изгнанник, по слухам, первое полностью нарисованное на компьютере аниме. Что же судить вам.

Да или Нет?

Закончив с примерами, можно сформулировать главные вопросы темы. А спросить себя можно следующее: Motion Capture, фототекстуры, озвучка - в один момент, не пропадет ли визуальная разница между кино и аниме или кино и 3D кино? Если ответить да, в чем я абсолютно уверен, то встает другой вопрос - "Зачем к этому стремиться, только лишь чтобы отнять хлеб у актерской гильдии"? Следующий вопрос - "Двухмерность, обязательный ли критерий для аниме"? Или в момент создания японской анимации компьютеров все же не было на горизонте? А если бы были? Мысленно перенесем дату выхода первого аниме немного вперед, скажем в 2200 год, и немного подумаем, каким тогда оно было бы. Еще на повестке - "Фильм, полностью сделанный на компьютере, не теряет ли от этого несоизмеримо много, получаясь шаблонно искусственным"? Для человека характерно покупать раритетные пластинки, комиксы, нарисованные от руки в начале 80-х и прочие вещи. Аргументация такого выбора - в них присутствует душа создателя. Вопросов достаточно, что дальше. Я не берусь прямо сейчас дать безапелляционные ответы. Но интуиция подсказывает мне, что догма не есть хорошо, слепая укладка в каноны рано или поздно не даст на выходе тот шедевр, что мог бы получиться. Хорошенько посидев и подумав надо для начала сформулировать, что есть аниме и почему оно такое, какое оно сейчас? Скорее всего, 3D исполнение как таковое найдет себя в серьезных жанрах, в частности чистой НФ. Возможно, что этот сектор даже будет отвоеван у рисованной продукции, потому что уж больно хорошо будут получаться звезды, солнце, астероиды и прочая романтика вкупе с техникой. С другой стороны мне слабо представляется такой элемент как капля в 3D фильме, а ведь есть еще кавайные пропорции тела, реки слез и остальные комедийные особенности. Вопрос не в том, как их реализовать (с технической стороны это очень просто), а в том, как это будет выглядеть? Не утратит ли такой фильм или сериал своего обаяния, попутно превратившись в непонятного японского Шрека со стекающим потом на затылке? Наверное, все же утратит, но оно и к лучшему, так как серьезные жанры получают идеальное воплощение в трехмерности, это их верный выбор.

Люди и интересы.

Поклонников у направления 3D анимации становится все больше и больше. Если учесть тот факт, что каждый второй анимешник - это еще и заядлый геймер, то становятся очевидными масштабы имеющейся и будущей популярности. Компьютерное железо прибавляет в мощности и игры, соответственно, становятся краше и реалистичнее. 3D однозначный лидер в игровой индустрии, и, описывая очередную аниме-игру, уже никто не обращает внимания на то "плоская" ли она. Касательно к аниме такой вопрос еще стоит. И когда каждый определится, что есть аниме и где наличествует грань не переступаемая, можно смело снимать все вопросы, в том числе и этот: "Можно ли так делать аниме"? Ну и для культивирования одобрения представьте себе, \обращаясь к мужской половине\ 3D хентай ;)

Итог, а как же без него ^_^.

Подводя итог, нужно заметить, что новые технологии проникают в аниме уже давно и чуть ли не всю его историю, где-то совсем незаметно и удачно, а где-то и убивая фильм, бездарным вкраплением. Возрадуемся же, так как именно сейчас и именно мы, друзья, можем наблюдать, как что-то хорошее родится путем проб и ошибок, таланта исполнителя и удачных находок режиссера. Ведь синтез искусства - вещь хорошая и полезная всем нам. Ах, да и последнее пожелание: "Пусть будет много красивого и стильного 3D аниме, но не только из серии Final Fantasy" ^__^.

Интересующимся темой:
    http://www.render.ru/books/show_book.php?book_id=177
    http://www.render.ru/books/show_book.php?book_id=203
    http://www.3domen.com/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=107

________________________________________________________
    Rubius - the one from Dark Moon


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)