Автор статьи:
Heskuld
Email: heskuld@animemagazine.ru
Режиссер: Горо Миядзаки
Студия: Studio Ghibli
Формат: полнометражный фильм
Продолжительность: 111 минут
Жанр: Эпическое фэнтези
Год выпуска: 2006

"Смотрите дальше,
смысл где-то там!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2007) Аниме Премьера: Gedo Senki - Tales from Earthsea
АНИМЕ ПРЕМЬЕРА  >  Gedo Senki - Tales from Earthsea > На детях гениев…

Новый фильм от студии Ghibli - это всегда событие. Событие вдвойне, если этот фильм снял человек по фамилии Миядзаки. И событие втройне, если этот Миядзаки не тот самый великий и ужасный Миядзаки, а очень даже его сын. Итак, дебютная работа Горо Хаяовича Миядзаки - Gedo Senki! Встречайте!
    Когда фильм только-только вышел, критики еще толком не разобрались, хвалить ли его (потому что Миядзаки), ругать ли (потому что папа был против того, чтобы сынуля шел по его стопам), поэтому большинство отзывов получилось сдержано-положительными, А средняя оценка составила 4 из 5. Но нам, слава богу, на все это плевать с высокой колокольни, поэтому давайте просто разберемся, что здесь к чему и с чем его едят.

Что практически сразу бросается в глаза - вящая непохожесть режиссерских стилей отца и сына. Миядзаки-старший рассказывает сказки, вроде бы, детские и незамысловатые, но наполненные мудростью. Миядзаки-младший попытался сделать эпос, пусть в фильме и нет масштабных батальных сцен, но, тем не менее, ощущение чего-то глобального, огромного и величественного не покидает до самого финала. Ощущение эпичности создается, не в последнюю очередь, благодаря увлеченности режиссера красивыми пейзажами - полями и лугами, пустынями и морями, закатами и рассветами. Все это радует глаз (художники явно постарались), но серьезно тормозит повествование, придавая ему поистине эпическую неспешность.
    И не было бы в этом ничего страшного, если б сама сюжетная линия была чуть-чуть увлекательней, а действия было бы чуть-чуть больше (двух с половиной экшн-сцен на двухчасовой фильм явно недостаточно, старший Миядзаки уделяет этому делу куда больше внимания). А так, через полтора часа наблюдения шатаний героев по захватывающе красивым ландшафтам становится откровенно скучно и последние полчаса уже только и ждешь, когда же это все закончится.
    Тем более, как раз в эту пору эпос вдруг сдувается и съеживается до масштабов личных разборок, откуда-то появляются странные проколы и дыры в сценарии, вроде заявленных в начале и забытых по дороге сюжетных линий и лишних персонажей, нелепых совпадений (героиня подбирается к окну комнаты в тот самый момент, когда злодейка начинает выбалтывать критически важную информацию) и притянутых за уши сюжетных ходов (та же героиня беспрепятственно проходит в огромный замок, который охраняет, судя по всему, всего пяток солдат, которые в это время пьянствуют).
    Да и вообще, мир Земноморья, по версии Горо Миядзаки, оказался до обидного пустым и безжизненным. Пейзажам, при всей их величественной красоте, явно не хватает какой-нибудь дополнительной живности, растительности, или хотя бы разбросанных тут и там камней, словом, тех мелочей, которые делают миры Хаяо Миядзаки по-настоящему живыми. Ощущение пустоты не покидает даже во время городских эпизодов, когда с оживленных улиц действие, ни с того, ни с сего, переносится в какие-то заброшенные руины. Да и на улицах статисты, скорее, играют роль мебели, умудряясь ни разу не запомниться.

Несколько центральных персонажей, кажется, единственные по-настоящему живые существа в этом мире. Впрочем, это сильно сказано. Герои эпического повествования, как и положено, либо исключительно отрицательные, либо исключительно положительные. Никакого второго дна, никакого психологизма. Лишь двое из них показаны в развитии, да и то не всегда понятно, с чего это вдруг меняется отношение героя к жизни и к окружающим. Как минимум, еще у двух других персонажей явно есть предыстория, которая оказывается за рамками фильма (что, видимо, следует считать отсылкой к книге-первоисточнику), из-за чего приходится только догадываться об их истинных мотивах и взаимоотношениях. Вообще, количество этих самых отсылок явно превышает допустимый предел, за которым нарушается художественная целостность фильма.

Анимация абсолютно традиционна для студии Ghibli - неизменно хороша, впрочем, в некоторых сценах картинке явно не хватает детализации, а общее качество все же несколько не дотягивает до работ Миядзаки-отца, видимо, сказывается относительно короткий период создания фильма. А вот музыкальные темы, меланхоличные и величественные, идеально задают атмосферу и настроение.
    В итоге, фильм получился, что называется, под настроение. С одной стороны - размытый сюжет с рядом тупиковых ветвей и ненужных эпизодов, плоские характеры и откровенная халтура сценариста в финале. С другой - размах и неспешная медитативность повествования, в обертке из красивой анимации и прекрасной музыки и неизбежное ощущение, что Gedo Senki - часть чего-то большего.
    Увы, чуда не произошло, сын не смог с первой же попытки превзойти отца или хотя бы просто приблизиться к его уровню. В фильме не выдержан единый ритм (все портят последние полчаса) и стиль повествования (когда в одном из финальных эпизодов абсолютно некровавого фильма вдруг смачно показывают отрубание руки, испытываешь своего рода шок). С другой стороны, дебют молодого режиссера и неудачным назвать нельзя, он показал себя как полноценный художник с оригинальным стилем, не теряющийся на фоне своего отца. Вполне достойное начало карьеры.

PS На момент написания рецензии Gedo Senki присутствует в Интернете только в виде экранки довольно-таки похабного качества. Посему, рекомендую дорогим читателям дождаться хотя бы появления приличного DVD-рипа, дабы в полной мере насладиться фильмом. Впрочем, есть еще более предпочтительный вариант, ведь 22 февраля Gedo Senki под названием "Хроники Земноморья" выходит в российский кинопрокат. Но вот насколько широкий - другой вопрос. Дай бог, чтобы фильму повезло больше, чем "Ходячему замку".

PPS Хотя дракон и красуется на официальном плакате Gedo Senki, в самом фильме этим величественным существам отведено крайне мало времени и касательство к сюжету они имеют лишь косвенное. А жаль.


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
СЮЖЕТ:

Юный принц Аррен убивает своего отца и сбегает, прихватив фамильный меч. Но он не по своей воле пошел на преступление, он одержим некой таинственной силой... Во время странствий, Аррена от верной гибели спасает волшебник, который называет себя Хайтака. Он пытается помочь юноше преодолеть одержимость, в то время как старый враг волшебника хочет использовать Аррена, чтобы погубить Хайтаку…

ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)