Автор статьи:
Genickus (Кан Евгений)
Email: genickus@animemagazine.ru

Мангака: Нобухиро Вацуки
Издатель: Jump Comics
Количество томов: 28
Год выпуска: 1994-1999
Аниме: tv+movie+ova1+ova2
Перевод манги: http://www.animanga.ru/

"С Новым Годом !
Годом красного Пи-чана!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Манга Обзор: Rurouni Kenshin
МАНГА ОБЗОР  >  Rurouni Kenshin

История великого мечника Кеншина Химуры на сегодняшний день известна во всем мире, и не только анимешникам. Одноименное аниме успешно, хоть и в несколько искаженном виде, отразило всю историю этого величайшего мечника в период Бакумацу и эпоху Мэйдзи. Но оригинальная манга во многом отличается от сериала. Несмотря на отнюдь немалое количество томов, стоит лишь начать чтение, как манга полностью захватит читателя в рисованный, но от этого не теряющий своего эффекта, мир.

Вряд ли сегодня остались анимешники, абсолютно ничего не знающие об истории Кеншина. Но на всякий случай я ее напомню. Во времена Бакумацу, возвестивших о конце эпохи Эдо, шла ожесточенная борьба за власть между патриотами Ишина и сёгунатом Токугавы. В это полное кровопролитных схваток время распространился слух о сильнейшем воине времен Бакумацу - непобедимом мечнике Хитокири Баттосае (Хитокири - убийца). Эту живую легенду знали, как непревзойденного убийцу, безжалостно убивающего каждого, кто встает на пути патриотов Ишина. Однако после окончания войны он бесследно исчезает.
    С наступлением новой эпохи Мейдзи на улицах Токио появляется рыжеволосый парень со шрамом в виде креста на левой щеке и мечом на поясе, несмотря на запрет на их ношение. Правда, этот меч оказывается всего лишь сакабато (меч, заточенный по обратной стороне клинка), поэтому не представляет особой опасности и ценности.
    Этот юноша оказывается легендарным убийцей Химурой Баттосаем. Однако сейчас он стал совсем другим человеком - бродягой Кеншином Химурой. Дело в том, что после окончания войны он дал клятву никого не убивать. Он мог бы стать военным чиновником, но Кеншин скрылся от властей, предпочитая быть обычным бродягой. Отныне его меч служит только для защиты людей.
    В Токио он встречает и помогает людям, которые позже становятся его лучшими друзьями. Но ему так и не удается насладиться спокойной счастливой жизнью, так как в эпохе Мейдзи до сих пор остаются люди, недовольные правительством и готовые проливать и кровь тех, кто построил эту эпоху, и кровь невинных людей. И пока есть такие люди, Кеншин и его друзья не могут допустить, чтобы они творили самосуд. Но он сражается не ради нового правительства, а ради человеческих жизней - высшей ценности этого мира. Столкновение идей начинается вновь, и эпоха Мейдзи обещает стать не менее кровопролитной, чем период Бакумацу.

Как можно заметить, манга имеет тесные связи с историей Японии. В этом плане ее даже можно назвать, в какой-то степени, документальной. Исторически подтвержденные факты время от времени вливаются в повествование. Отлично показан переход от эпохи Токугавы к Мейдзи. Упор сделан не на политический характер изменений, а на судьбы людей. Мир, который обещали построить патриоты Ишина, оказался не так хорош. Большинство из них, добравшись до власти и денег, забыли о своих обещаниях. В Японии стало гораздо спокойней, но все понимают, что эпоха далека от совершенства. До сих пор остаются те, кто готов сражаться и противостоять новому правительству. До сих пор остаются угнетенные и всеми брошенные люди. Поломанные периодом Бакумацу жизни и судьбы стали воплощением новой эры. Противостояние взглядов продолжается. У всех одна цель, но методы абсолютно разные. Но во всей этой борьбе взглядов все забывают о значимости людей - человеческих жизней. Кеншин - один из немногих, кто сражается не ради идеи и не ради идеалов, а за человеческие жизни и судьбы.

Этот бродяга, бывший беспощадный убийца, поломавший бесчисленное количество судеб, осознал, какую большую ошибку он совершил. Кеншин - герой, достойный не просто уважения. Уважения не за то, что является искусным мечником и лучшим убийцей времен Бакумацу, а за то, что понял и принял свою ошибку. Он сумел в корне измениться, направив свое искусство не на убийства, а на защиту. Он отказался от денег, славы и власти, чтобы обрести покой. Но даже не это делает Химуру уникальным героем. Его взгляды, постоянное противоречие Кеншина Химуры и Химуры Баттосая, постоянная психологическая нагрузка не дает ему спокойно жить. Его жизнь - вечная борьба. Борьба обычного бродяги и безжалостного убийцы. Ему все труднее следовать своим идеалам, но даже под угрозой собственной смерти, он не отказывается от них, сдерживая в себе безумного хитокири.

И в этом противостоянии заключается вся суть Химуры - быть Кеншином и не выпускать Баттосая. И если проследить за повествованием манги, можно увидеть огромную разницу между этими совершенно разными людьми. Всегда вежливый, трудолюбивый и способный понять любого человека Кеншин, в трудных боях идет по грани с хитокири Баттосаем, которая становится все тоньше. Он знает, что выпустив этого убийцу, сможет выиграть даже самый безнадежный бой, но он готов пожертвовать собой, лишь бы не нарушить свою клятву и вновь не стать на кровавый путь.

Несмотря на всю мрачность сложившейся в Японии ситуации и внутренние противоречия Химуры, манга не лишена юмора и веселых ситуаций, значительная часть которых связана, как ни странно, с Кеншином. Гипертрофированные формы, удивление с большими круглыми глазами, вечное непонятное "Оро?", кавайные рожицы героев и забавные ситуации заставляют зрителя не просто улыбаться, а смеяться от души, в особенности после тяжелых мыслей героев. Юмор, как ни странно, не портит общей атмосферы. Он отлично снимает напряжение и в то же время создает контраст между счастливой жизнью и жестокостью новой эпохи. Появляется он, порой, в самые неожиданные моменты, но при этом никогда не кажется лишним. Напротив, всегда является отличным дополнением.

Одной из самых впечатляющих составляющих в манге являются бои. Потрясающе показана динамика, невероятный экшн просто выплескивается за прямоугольные рамки страниц. Все элементы, присущие схваткам, сочетаются таким образом, что великолепно передают напряжение схватки. Любое движение, любое изменение требует повышенного внимания, потому как в боях любая мелочь может изменить исход поединка. При этом не забывается, за что борются соперники. Каждый бой - это не банальное противостояние добра и зла. Каждый соперник Кеншина и его друзей отстаивает свои цели, свою истину, свои взгляды. И победы недостаточно, чтобы он понял - никакие идеалы не могут оправдать насилие и смерть. Кеншин является не просто непобедимым мечником, но еще и человеком, способным понять своих врагов и раскрыть им всю истину их взглядов.

Помимо упомянутых боев, обыденные и комедийные ситуации также отрисованы на довольно высоком уровне. И дело здесь даже не в отлично показанных фонах, а в их значимости. По изменению фона можно определить, насколько опасна сложившаяся ситуация, настроение того или иного персонажа. Порой они четко отображают, что чувствует герой. То же самое относится и к фоновым деталям. Все это отлично сочетается с персонажами.
    Рисовка героев также достойна восхищения. Помимо колоссальной проделанной работы в виде разнообразия персонажей (их в манге просто невероятное количество), можно практически сразу определить, кто из них будет более значимым для сюжета, а кто - нет. Мангака Вацуки сумел сделать практически каждого персонажа уникальным, но при этом показать, какая ему отведена роль - пешки или ферзя.

Manga & Anime

Как вы, наверное, знаете, по манге были сняты сериал, мувик и два ова. Сравнивая ряд этих аниме с мангой, можно сказать, что в целом экранизации вышли довольно удачными, но в них просматриваются свои недостатки.

Сериал снят довольно удачно. Выполнен он в стиле манги. Однако в сюжете были кое-какие свои идеи. И если небольшие отклонения в первой две трети сериала смотрелись очень даже удачно, то последняя треть (после схватки Кеншина с Макото Шишио) наполнена совсем иными по духу идеями. Их полное отклонение от сюжета манги нельзя назвать удачным, потому как теряется большая доля идей и взглядов эпохи Мейдзи.
    Мувик - еще одна история, отличная от манги, но с теми же идеями, что и в общей части сюжета. Поэтому не особо блещет новизной.
    В итоге первую экранизацию можно назвать удачной лишь на две трети.

Что касается ова, то первая из них (приквел) безусловно является очень удачной и красивой экранизацией. В этом сериале развернулась потрясающая драма. Сюжетные детальные дополнения очень хорошо вливаются в общий тон. Юмор был полностью вырезан, что только помогло ова сохранить свою атмосферу.
    Во второй ова (сиквел) попытались как можно сильнее нажать на драматизм. В его основу взята сюжетная линия брата Томоэ (Томоэ - жена Химуры во времена Бакумацу). Большая ее часть вырезана, так как внимание обращено не на битвы, а на любовь и конец Кеншина. Вышло очень драматично и трагично, в отличие от финала манги.

Итог: Манга не просто производит впечатление, она потрясает своими глубокими идеями, своей психологией, великолепными сюжетными линиями и их плавными переходами. Манга, что называется, без видимых недостатков. Замечательный юмор, великолепно показанные бои и техники, неожиданные повороты делают мангу идеальной во всех направлениях. А прекрасно выполненный исторический фон и его подлинные факты делают ее просто исключительной.
    Рекомендую читать абсолютно всем. Каждый найдет в ней что-то свое - история, юмор, битвы, взгляды, идеи, сюжет. Стоит лишь начать, как оторваться от чтения будет сложно. Даже те, кто видел аниме, найдут и отметят в манге много новых и интересных моментов, и не только в сюжете.


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Читать НУЖНО!
Читать МОЖНО!
Читать СКУЧНО!
Читать ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)