Автор статьи:
Юрченко Алексей aka "Void"
Email: void@animemagazine.ru

Японское название: Sakura Taisen
Русское название: Войны Сакуры
Дата выхода: 1996 (Sega Saturn), 2000 (японская PC-версия), 2006 (русская PC-версия)
Издатель: Sega (Япония), Акелла (Россия)

"С Новым Годом !
Годом красного Пи-чана!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме Игра: Sakura Wars
АНИМЕ ИГРА  >  Sakura Wars

Sakura Taisen - игра-феномен. Все о ней слышали, но мало кто играл. У нее армия фанатов по всему миру, ее портировали практически на все существующие платформы, по ней сняли не один аниме-сериал (у нас как-то "засветился" мувик), выходили даже специальные limited edition консолей "на тему", но при этом никто за 10 лет так и не взялся издавать "Сакуру" за пределами Японии. Довольно странная ситуация, учитывая неослабевающий, по сей день, интерес к этой игре. Игроки уже смирились с этим фактом, но…
    …Честно говоря, я просто не поверил своим глазам, увидев в начале 2006-го пресс-релиз от "Акеллы" о локализации первых четырех частей Sakura Wars. По моей шкале вероятностей это событие всегда стояло где-то рядом с падением гигантского метеорита, Вторым Ударом и прибытием на Землю добрых пришельцев (с последующей всеобщей халявой). Но факты - упрямая вещь: новость перед глазами, а до первого апреля еще далеко, так что надежда на чудо, давно похороненная, неожиданно вновь подняла голову, всем своим видом говоря "вот уж теперь-то я точно умру последней". Разве что имя издателя вызывало изрядные опасения (полностью оправданные, как оказалось позже). Но, как бы то ни было, спустя примерно год, заполненный петициями и ультиматумами фанатов, зловещим ответным молчанием локализатора, а также массой загадочных (местами чуть ли не детективных) событий, обещания "Акеллы" воплотились-таки в виде коробочки с яркой обложкой, выполненной в розовых тонах (это всего лишь из-за цветов той самой сакуры, так что фанаты статей Ари могут дальше заниматься своими делами). Не буду занимать ваше время рассказом о странной политике издателя по распространению этой коробочки, и каких усилий стоило автору этих строк ее раздобыть. Лучше сразу о хорошем. О самой игре…

Итак, 20-е годы прошлого века, Япония. Некая альтернативная реальность, где все механизмы работают на энергии пара (да-да, классический парапанк). Итиро Огами, лейтенанта ВМФ, отличника учебы и строевой подготовки, комсомольца, спортсмена и просто красавца, у которого с недавних пор проявились серьезные пси-способности, переводят в некое сверхзасекреченное подразделение (в качестве командира), базирующееся непосредственно в Столице и занимающееся ее охраной. Молодой человек, полный решимости выполнить свой долг даже ценой жизни, еще не знает, что там ему придется, наверное, с одним из самых страшных врагов любого юного героя, жаждущего спасти мир (ну или Столицу, на худой конец). Нет, это не Армии Тьмы™. И даже не Легионы Ада™. Имя ему - "суровая реальность". Уже место дислокации подразделения (носящего совершенно лишенное крутизны название "Отряд Цветов") - Императорский Театр, вызвало у лейтенанта нехорошие подозрения. Вид же пьяного в зюзю старика, оккупировавшего кабинет коменданта и оказавшегося прославленным генералом Ёнедой, национальным героем и примером для подражания у целого поколения военных, поверг дисциплинированного Итиро в настоящий шок. А уж знакомство с "Отрядом Цветов", полностью состоящим из молоденьких избалованных актрис этого же театра, сверх всякой меры гордящихся собственной исключительностью (они все такие же псионики, как и сам Огами) и ни в грош не ставящих своего нового командира - просто заставило беднягу схватиться за сердце. После чего новая форма… билетера воспринялась уже с тупым равнодушием…
    В общем, все плохо. А в перспективе выглядит еще хуже. Ибо Армию Тьмы™ пока никто не отменял, а Легионы Ада™ так вообще нагло расположились чуть ли не на главной площади города, в уютной тени огромного стяга Повелителя Зла™, учиняя ежедневные пьяные погромы в близлежащих кварталах. Ну а расхлебывать эту кашу придется, конечно же, Итиро Огами со своим детским садом.
    Итак, многоуважаемый Игрок, принимайте командование…

Сюжет.
    В общем и целом производит приятное впечатление. Не очень затасканный, пускай и с изрядным количеством штампов (которые на момент выхода игры еще вовсе не были штампами), но зато веселый, где нужно и грустный, где необходимо, он легко создает правильное настроение, не давая игроку заскучать и прочно удерживая внимание на себе. Главные персонажи проработаны очень тщательно - ведь именно на них в значительной степени строится популярность игры. Набор: "девушка с катаной" Сакура, фигуристая блондинка Мария, малолетняя француженка Айрис, стервозная "светская львица" Сумире, китаянка-изобретательница Коран в огромных круглых очках и накачанная каратистка Канна (имхо, сильно на любителя) - сегодня считается чуть ли не классическим, позволяя выбрать фаворитку практически на любой вкус. Сюжет довольно неплохо ветвится, так что если вы хотите увидеть в игре всё, то придется пройти ее не один раз. Ну и, конечно же, для каждой девушки своя концовка.

Игровой процесс и графика.
     Первое впечатление: классическая "хентайная текстовая адвенчура" (только без хентайных сцен). В принципе, частично так оно и есть. "Сакура" много взяла из этого жанра. Знакомое текстовое окошко внизу экрана, те же статичные "задники", на которые в нужный момент накладывается изображение персонажей. Знакомая идея взаимодействия с девушками, при помощи выбора различных вариантов диалога, от ваших ответов зависит отношение к вам каждой из них. Ну и, понятное дело, в итоге вы увидите концовку той девушки, с которой лучше всего поладили. Казалось бы, и чего тут такого особенного? Но через некоторое время глаз начинает подмечать ряд деталей, не очень характерных для игр подобного жанра. Тут вам и куда более тщательный рисунок и шикарные анимешные видео вставки (на фоне которых вышедший позднее аниме-сериал выглядит, мягко говоря, бледновато) и мини-игры (мы моем полы с Сакурой, играем в карты с Коран, спасаем Сумире, тонущую в бассейне, варим борщ с Марией и т.д.). Даже таким мелочам, как курсор, уделено немало внимания. В зависимости от ситуации, он постоянно меняет форму, иногда выглядя по-настоящему уморительно. Попробуйте, когда рассматриваете девушку, навести курсор ей на грудь - получите массу удовольствия.
     Отдельно, пожалуй, стоит отметить выбор вариантов ответов и карту. В отличие от подобных игр, здесь вам не дадут раздумывать над ответом на вопрос до бесконечности. Как только появляется окошко с вариантами, включается таймер. Соображайте быстро! Не успеете определиться с ответом - Огами просто промолчит. Конечно, в игре бывают случаи, когда "лучше жевать, чем говорить", но, в основном, девушки реагируют на тугодумов довольно негативно. Болтать, что попало, тоже не рекомендуется. Например, мини-игры можно получить, только тщательно взвешивая свои слова.
     Что касается карты, то частенько сюжетные рельсы неожиданно обрываются и нам предоставляет полная свобода передвижения по театру (в основном, во время ночных обходов здания). Вот тогда и появляется та самая карта с забавным super deformed Итиро. Театр большой, локаций получается изрядно (два этажа, плюс подвальный), так что есть куда сунуть свой любопытный нос (заглядывайте почаще в душ ^__^). И, хотя обычно не знаешь, на кого где наткнешься, у некоторых девушек есть предпочитаемые локации. Заглядывайте туда в первую очередь, в случае нужды. Внимание! Ночь (как и любое другое время суток) вовсе не бесконечна. Так что ваше время на карте (как и в случае с разговором) тоже ограничено. Используйте его мудро, старайтесь прокладывать как можно более рациональные маршруты передвижения, иначе рискуете почти ничего не увидеть или опоздать на важную встречу (а то и на свидание).
     Также примечательно, что действие разбито на эпизоды, по аналогии с аниме-сериалом (есть даже ролики "смотрите в следующей серии…"). Записываться можно либо между ними, либо во время "рекламной паузы", которые бывают по 2-3 раза за серию. Там же можно увидеть и текущее настроение девушек.
     Но, несмотря на массу различий в деталях, в общем и целом опытные "хентайщики" будут чувствовать себя в знакомой стихии…
     …до первого сигнала тревоги. А вот теперь шутки заканчиваются и после короткого брифинга нашу команду кидают в настоящую мясорубку. И тут игроков ожидает (некоторых, особо несдержанных на язык, весьма неприятный) сюрприз. Дело в том, что слова "боевой дух личного состава" здесь вовсе не пустой звук. Поначалу расплывчатое хорошее/плохое настроение каждой девушки в этот момент превращается в реальные цифры бонусов (или штрафов ) к ее боевым характеристикам. Методично издевались над Айрис в течение всего дня? Получите бойца, который движется, словно сонная муха, бьет с явной неохотой и вполсилы, а также норовит загнуться от пары щелчков по носу. К счастью, обратное тоже верно. Окрыленная любовью Сакура будет носиться по полю боя на первой космической, быстро нарезая врагов аккуратными кубиками. В общем, лишний повод внимательно следить за своими словами. ^_^
     Получив все причитающиеся плюшки (или плюхи, кому как) и посмотрев обязательный аниме-ролик, мы, наконец, попадаем в тактический режим. Сразу хотелось бы научить вас одному упражнению. Повторяйте за мной: "Игра вышла в 1996-м году… игра вышла в 1996-м году…". И так до полного осознания того факта, что от "Сакуры" не стоит ждать полной поддержки directx 9.0c и пиксельных шейдеров версии 3.0. Изометрическая не масштабируемая карта и спрайты техники на ней. Без буйства современных технологий, но, в общем-то, симпатично даже на сегодняшний день. Наши Кобу от вражеских аппаратов, во всяком случае, отличить можно легко.
     Секунду! Я не рассказал, что такое Кобу? Проклятый склероз. ^_^" Итак, Кобу - это Большие Паровые Доспехи. Штука крайне мощная. Вот только управлять ими могут только люди с определенными пси-способностями. Собственно, потому город и защищает наша разношерстная команда, а не отряд покрытых шрамами "псов войны", прошедших через все мыслимые "горячие точки". Каждый такой доспех уникален, со своим набором вооружения, максимально подходящим для данного пилота.
     Боевая система в игре используется классическая для большинства пошаговых тактик. Перемещение, два типа атаки, защита, накопление энергии, ремонт, особые способности, конец хода. Не поздние Front Mission, но тактических схем хватает. В основном это из-за той самой уникальности каждого доспеха. Каждый персонаж предпочитает собственный стиль боя. Итиро, Сакура и Канна предпочитают биться, уткнувшись с врагом лоб в лоб. Именно они обычно находятся впереди и принимают на себя первые удары. Мария - стрелок. Всегда маячит где-то за спиной, отстреливая врага с безопасного расстояния. У Коран на Кобу смонтирована установка залпового огня, бьющая по площадям. Один из самых результативных персонажей. Сумире пользуется копьем, благодаря длине которого может бить "через плечо" своего более бронированного товарища. Обычно служит "добивающим". Ну и Айрис. Пожалуй, наиболее интересный персонаж в бою. Мастер неожиданных и мощных массовых ударов, легко способна выправить даже, казалось бы, самое отчаянное положение. Поскольку пользуется телепортом, то для нее фактически не существует преград, может оказаться где угодно в считанные секунды и уничтожить сразу целую группу врагов. Также, в случае необходимости, может моментально отремонтировать Кобу сразу всей команды.
     Враг не очень разнообразен, в основном это 2 типа: ближнего и дальнего боя. Иногда приходится "расковыривать" стационарные огневые точки, да разбивать небольшие баррикады. Ну а в конце каждой битвы нас ждет босс, к большинству из которых нужен особый подход.
     Жаль только, что Кобу нельзя самостоятельно улучшать, обвешивая всякими лязгающими приятностями. Новые модификации получаем исключительно по сюжету, оказывая на них самое минимальное влияние.

Музыка и звук.
     Музыка, кроме разве что великолепной заглавной темы, ничем особенным не выделятся, подобрана вполне удачно. Не напрягает и хорошо. Звук тоже характеризуется только одним: он есть. А большего и не стоит ожидать от древней консоли. А вот озвучка великолепна. Отечественный издатель внял-таки настоятельным просьбам фанатов (на добрый десяток страниц нафлудили на форуме) и не стал ее губить "профессиональным дубляжом", оставив оригинальную и переведя только текст. Благодаря тому, что последующие аниме-сериалы озвучивали те же актеры, никакого дискомфорта не чувствуется, все персонажи сразу узнаются по голосам. Хотя не обошлось и без ляпов. Локализатор почему-то "забыл" перевести видео. Я понимаю, что там предусмотрен только голос (без текстового сопровождения), но неужели в "Акелле" никогда не слышали о встроенных субтитрах? С трудом верится. А в результате, о содержимом тамошних разговоров нам остается только догадываться.

О плохом.
     Помните, я в начале обзора упоминал о нехороших подозрениях, связанных с именем издателя, которые самым прискорбным образом подтвердились? Так вот, если к самой игре практически нет претензий, то к переводу очень даже есть. Он… как бы выразиться так помягче… ужасен. Что-то подобное ожидалось, учитывая прохладное отношение конторы даже к переводам с английского, но не в таком масштабе. Я, конечно, понимаю, что в штате нет переводчика с японского, что пришлось нанимать его со стороны, но это еще не повод, чтобы совершенно не следить за качеством. Если первые два эпизода еще более-менее вменяемы, то дальше просто нет слов. Я уже не говорю о "карих глазах Марии" (у нее зеленые, это может увидеть любой, обладающий цветным зрением), именных суффиксах и подобных мелочах. Это можно как-то стерпеть. Но когда идут совершенно бредовые куски текста в лучших традициях "промтовского перевода", начинаешь поневоле приходить в ярость. Подобного почти не позволяют себе даже пираты. В конце концов, существуют же фанатские переводы на английский (лежат на www.gamefaqs.com - настоятельно советую держать на фоне во время игры), неужели так сложно было заглянуть туда, если что-то не совсем понятно (на это еще во время локализации указывали издателю игроки на форуме)? Зато параноидальную защиту StarForce воткнуть на диск не забыли. Спасибо тебе, дорогая "Акелла", за то, что так о нас заботишься.

Итог.
     Великолепная игра, практически без недостатков. Однозначный must have (если вы согласны терпеть гнусный "перевод"). Плохо только то, что судьба дальнейших частей покрыта мраком. Издатель, как обычно, не снисходит до ответов на многочисленные вопросы даже на собственном форуме. Ну что же, будем надеяться, что "Акелле" хотя бы станет жаль денег, потраченных на лицензию, и отечественные игроки смогут снова увидеть "Сакуру" на экранах своих мониторов.


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Играть НУЖНО!
Играть МОЖНО!
Играть СКУЧНО!
Играть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)