јвтор статьи:
ёрченко јлексей aka "Void"
Email: void@animemagazine.ru

японское название: Sakura Taisen
–усское название: ¬ойны —акуры
ƒата выхода: 1996 (Sega Saturn), 2000 (€понска€ PC-верси€), 2006 (русска€ PC-верси€)
»здатель: Sega (япони€), јкелла (–осси€)

"— Ќовым √одом !
√одом красного ѕи-чана!"
(с) јнићаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) јниме »гра: Sakura Wars
јЌ»ћ≈ »√–ј  >  Sakura Wars

Sakura Taisen - игра-феномен. ¬се о ней слышали, но мало кто играл. ” нее арми€ фанатов по всему миру, ее портировали практически на все существующие платформы, по ней сн€ли не один аниме-сериал (у нас как-то "засветилс€" мувик), выходили даже специальные limited edition консолей "на тему", но при этом никто за 10 лет так и не вз€лс€ издавать "—акуру" за пределами японии. ƒовольно странна€ ситуаци€, учитыва€ неослабевающий, по сей день, интерес к этой игре. »гроки уже смирились с этим фактом, ноЕ
    Е„естно говор€, € просто не поверил своим глазам, увидев в начале 2006-го пресс-релиз от "јкеллы" о локализации первых четырех частей Sakura Wars. ѕо моей шкале веро€тностей это событие всегда сто€ло где-то р€дом с падением гигантского метеорита, ¬торым ”даром и прибытием на «емлю добрых пришельцев (с последующей всеобщей хал€вой). Ќо факты - упр€ма€ вещь: новость перед глазами, а до первого апрел€ еще далеко, так что надежда на чудо, давно похороненна€, неожиданно вновь подн€ла голову, всем своим видом говор€ "вот уж теперь-то € точно умру последней". –азве что им€ издател€ вызывало изр€дные опасени€ (полностью оправданные, как оказалось позже). Ќо, как бы то ни было, спуст€ примерно год, заполненный петици€ми и ультиматумами фанатов, зловещим ответным молчанием локализатора, а также массой загадочных (местами чуть ли не детективных) событий, обещани€ "јкеллы" воплотились-таки в виде коробочки с €ркой обложкой, выполненной в розовых тонах (это всего лишь из-за цветов той самой сакуры, так что фанаты статей јри могут дальше заниматьс€ своими делами). Ќе буду занимать ваше врем€ рассказом о странной политике издател€ по распространению этой коробочки, и каких усилий стоило автору этих строк ее раздобыть. Ћучше сразу о хорошем. ќ самой игреЕ

»так, 20-е годы прошлого века, япони€. Ќека€ альтернативна€ реальность, где все механизмы работают на энергии пара (да-да, классический парапанк). »тиро ќгами, лейтенанта ¬ћ‘, отличника учебы и строевой подготовки, комсомольца, спортсмена и просто красавца, у которого с недавних пор про€вились серьезные пси-способности, перевод€т в некое сверхзасекреченное подразделение (в качестве командира), базирующеес€ непосредственно в —толице и занимающеес€ ее охраной. ћолодой человек, полный решимости выполнить свой долг даже ценой жизни, еще не знает, что там ему придетс€, наверное, с одним из самых страшных врагов любого юного геро€, жаждущего спасти мир (ну или —толицу, на худой конец). Ќет, это не јрмии “ьмыЩ. » даже не Ћегионы јдаЩ. »м€ ему - "сурова€ реальность". ”же место дислокации подразделени€ (нос€щего совершенно лишенное крутизны название "ќтр€д ÷ветов") - »мператорский “еатр, вызвало у лейтенанта нехорошие подозрени€. ¬ид же пь€ного в зюзю старика, оккупировавшего кабинет коменданта и оказавшегос€ прославленным генералом ®недой, национальным героем и примером дл€ подражани€ у целого поколени€ военных, поверг дисциплинированного »тиро в насто€щий шок. ј уж знакомство с "ќтр€дом ÷ветов", полностью состо€щим из молоденьких избалованных актрис этого же театра, сверх вс€кой меры горд€щихс€ собственной исключительностью (они все такие же псионики, как и сам ќгами) и ни в грош не став€щих своего нового командира - просто заставило бедн€гу схватитьс€ за сердце. ѕосле чего нова€ формаЕ билетера восприн€лась уже с тупым равнодушиемЕ
    ¬ общем, все плохо. ј в перспективе выгл€дит еще хуже. »бо јрмию “ьмыЩ пока никто не отмен€л, а Ћегионы јдаЩ так вообще нагло расположились чуть ли не на главной площади города, в уютной тени огромного ст€га ѕовелител€ «лаЩ, учин€€ ежедневные пь€ные погромы в близлежащих кварталах. Ќу а расхлебывать эту кашу придетс€, конечно же, »тиро ќгами со своим детским садом.
    »так, многоуважаемый »грок, принимайте командованиеЕ

—южет.
    ¬ общем и целом производит при€тное впечатление. Ќе очень затасканный, пускай и с изр€дным количеством штампов (которые на момент выхода игры еще вовсе не были штампами), но зато веселый, где нужно и грустный, где необходимо, он легко создает правильное настроение, не дава€ игроку заскучать и прочно удержива€ внимание на себе. √лавные персонажи проработаны очень тщательно - ведь именно на них в значительной степени строитс€ попул€рность игры. Ќабор: "девушка с катаной" —акура, фигуриста€ блондинка ћари€, малолетн€€ француженка јйрис, стервозна€ "светска€ львица" —умире, кита€нка-изобретательница  оран в огромных круглых очках и накачанна€ каратистка  анна (имхо, сильно на любител€) - сегодн€ считаетс€ чуть ли не классическим, позвол€€ выбрать фаворитку практически на любой вкус. —южет довольно неплохо ветвитс€, так что если вы хотите увидеть в игре всЄ, то придетс€ пройти ее не один раз. Ќу и, конечно же, дл€ каждой девушки сво€ концовка.

»гровой процесс и графика.
     ѕервое впечатление: классическа€ "хентайна€ текстова€ адвенчура" (только без хентайных сцен). ¬ принципе, частично так оно и есть. "—акура" много вз€ла из этого жанра. «накомое текстовое окошко внизу экрана, те же статичные "задники", на которые в нужный момент накладываетс€ изображение персонажей. «накома€ иде€ взаимодействи€ с девушками, при помощи выбора различных вариантов диалога, от ваших ответов зависит отношение к вам каждой из них. Ќу и, пон€тное дело, в итоге вы увидите концовку той девушки, с которой лучше всего поладили.  азалось бы, и чего тут такого особенного? Ќо через некоторое врем€ глаз начинает подмечать р€д деталей, не очень характерных дл€ игр подобного жанра. “ут вам и куда более тщательный рисунок и шикарные анимешные видео вставки (на фоне которых вышедший позднее аниме-сериал выгл€дит, м€гко говор€, бледновато) и мини-игры (мы моем полы с —акурой, играем в карты с  оран, спасаем —умире, тонущую в бассейне, варим борщ с ћарией и т.д.). ƒаже таким мелочам, как курсор, уделено немало внимани€. ¬ зависимости от ситуации, он посто€нно мен€ет форму, иногда выгл€д€ по-насто€щему уморительно. ѕопробуйте, когда рассматриваете девушку, навести курсор ей на грудь - получите массу удовольстви€.
     ќтдельно, пожалуй, стоит отметить выбор вариантов ответов и карту. ¬ отличие от подобных игр, здесь вам не дадут раздумывать над ответом на вопрос до бесконечности.  ак только по€вл€етс€ окошко с вариантами, включаетс€ таймер. —оображайте быстро! Ќе успеете определитьс€ с ответом - ќгами просто промолчит.  онечно, в игре бывают случаи, когда "лучше жевать, чем говорить", но, в основном, девушки реагируют на тугодумов довольно негативно. Ѕолтать, что попало, тоже не рекомендуетс€. Ќапример, мини-игры можно получить, только тщательно взвешива€ свои слова.
     „то касаетс€ карты, то частенько сюжетные рельсы неожиданно обрываютс€ и нам предоставл€ет полна€ свобода передвижени€ по театру (в основном, во врем€ ночных обходов здани€). ¬от тогда и по€вл€етс€ та сама€ карта с забавным super deformed »тиро. “еатр большой, локаций получаетс€ изр€дно (два этажа, плюс подвальный), так что есть куда сунуть свой любопытный нос (загл€дывайте почаще в душ ^__^). », хот€ обычно не знаешь, на кого где наткнешьс€, у некоторых девушек есть предпочитаемые локации. «агл€дывайте туда в первую очередь, в случае нужды. ¬нимание! Ќочь (как и любое другое врем€ суток) вовсе не бесконечна. “ак что ваше врем€ на карте (как и в случае с разговором) тоже ограничено. »спользуйте его мудро, старайтесь прокладывать как можно более рациональные маршруты передвижени€, иначе рискуете почти ничего не увидеть или опоздать на важную встречу (а то и на свидание).
     “акже примечательно, что действие разбито на эпизоды, по аналогии с аниме-сериалом (есть даже ролики "смотрите в следующей серииЕ"). «аписыватьс€ можно либо между ними, либо во врем€ "рекламной паузы", которые бывают по 2-3 раза за серию. “ам же можно увидеть и текущее настроение девушек.
     Ќо, несмотр€ на массу различий в детал€х, в общем и целом опытные "хентайщики" будут чувствовать себ€ в знакомой стихииЕ
     Едо первого сигнала тревоги. ј вот теперь шутки заканчиваютс€ и после короткого брифинга нашу команду кидают в насто€щую м€сорубку. » тут игроков ожидает (некоторых, особо несдержанных на €зык, весьма непри€тный) сюрприз. ƒело в том, что слова "боевой дух личного состава" здесь вовсе не пустой звук. ѕоначалу расплывчатое хорошее/плохое настроение каждой девушки в этот момент превращаетс€ в реальные цифры бонусов (или штрафов ) к ее боевым характеристикам. ћетодично издевались над јйрис в течение всего дн€? ѕолучите бойца, который движетс€, словно сонна€ муха, бьет с €вной неохотой и вполсилы, а также норовит загнутьс€ от пары щелчков по носу.   счастью, обратное тоже верно. ќкрыленна€ любовью —акура будет носитьс€ по полю бо€ на первой космической, быстро нареза€ врагов аккуратными кубиками. ¬ общем, лишний повод внимательно следить за своими словами. ^_^
     ѕолучив все причитающиес€ плюшки (или плюхи, кому как) и посмотрев об€зательный аниме-ролик, мы, наконец, попадаем в тактический режим. —разу хотелось бы научить вас одному упражнению. ѕовтор€йте за мной: "»гра вышла в 1996-м годуЕ игра вышла в 1996-м годуЕ". » так до полного осознани€ того факта, что от "—акуры" не стоит ждать полной поддержки directx 9.0c и пиксельных шейдеров версии 3.0. »зометрическа€ не масштабируема€ карта и спрайты техники на ней. Ѕез буйства современных технологий, но, в общем-то, симпатично даже на сегодн€шний день. Ќаши  обу от вражеских аппаратов, во вс€ком случае, отличить можно легко.
     —екунду! я не рассказал, что такое  обу? ѕрокл€тый склероз. ^_^" »так,  обу - это Ѕольшие ѕаровые ƒоспехи. Ўтука крайне мощна€. ¬от только управл€ть ими могут только люди с определенными пси-способност€ми. —обственно, потому город и защищает наша разношерстна€ команда, а не отр€д покрытых шрамами "псов войны", прошедших через все мыслимые "гор€чие точки".  аждый такой доспех уникален, со своим набором вооружени€, максимально подход€щим дл€ данного пилота.
     Ѕоева€ система в игре используетс€ классическа€ дл€ большинства пошаговых тактик. ѕеремещение, два типа атаки, защита, накопление энергии, ремонт, особые способности, конец хода. Ќе поздние Front Mission, но тактических схем хватает. ¬ основном это из-за той самой уникальности каждого доспеха.  аждый персонаж предпочитает собственный стиль бо€. »тиро, —акура и  анна предпочитают битьс€, уткнувшись с врагом лоб в лоб. »менно они обычно наход€тс€ впереди и принимают на себ€ первые удары. ћари€ - стрелок. ¬сегда ма€чит где-то за спиной, отстрелива€ врага с безопасного рассто€ни€. ”  оран на  обу смонтирована установка залпового огн€, бьюща€ по площад€м. ќдин из самых результативных персонажей. —умире пользуетс€ копьем, благодар€ длине которого может бить "через плечо" своего более бронированного товарища. ќбычно служит "добивающим". Ќу и јйрис. ѕожалуй, наиболее интересный персонаж в бою. ћастер неожиданных и мощных массовых ударов, легко способна выправить даже, казалось бы, самое отча€нное положение. ѕоскольку пользуетс€ телепортом, то дл€ нее фактически не существует преград, может оказатьс€ где угодно в считанные секунды и уничтожить сразу целую группу врагов. “акже, в случае необходимости, может моментально отремонтировать  обу сразу всей команды.
     ¬раг не очень разнообразен, в основном это 2 типа: ближнего и дальнего бо€. »ногда приходитс€ "расковыривать" стационарные огневые точки, да разбивать небольшие баррикады. Ќу а в конце каждой битвы нас ждет босс, к большинству из которых нужен особый подход.
     ∆аль только, что  обу нельз€ самосто€тельно улучшать, обвешива€ вс€кими л€згающими при€тност€ми. Ќовые модификации получаем исключительно по сюжету, оказыва€ на них самое минимальное вли€ние.

ћузыка и звук.
     ћузыка, кроме разве что великолепной заглавной темы, ничем особенным не выдел€тс€, подобрана вполне удачно. Ќе напр€гает и хорошо. «вук тоже характеризуетс€ только одним: он есть. ј большего и не стоит ожидать от древней консоли. ј вот озвучка великолепна. ќтечественный издатель вн€л-таки насто€тельным просьбам фанатов (на добрый дес€ток страниц нафлудили на форуме) и не стал ее губить "профессиональным дубл€жом", оставив оригинальную и перевед€ только текст. Ѕлагодар€ тому, что последующие аниме-сериалы озвучивали те же актеры, никакого дискомфорта не чувствуетс€, все персонажи сразу узнаютс€ по голосам. ’от€ не обошлось и без л€пов. Ћокализатор почему-то "забыл" перевести видео. я понимаю, что там предусмотрен только голос (без текстового сопровождени€), но неужели в "јкелле" никогда не слышали о встроенных субтитрах? — трудом веритс€. ј в результате, о содержимом тамошних разговоров нам остаетс€ только догадыватьс€.

ќ плохом.
     ѕомните, € в начале обзора упоминал о нехороших подозрени€х, св€занных с именем издател€, которые самым прискорбным образом подтвердились? “ак вот, если к самой игре практически нет претензий, то к переводу очень даже есть. ќнЕ как бы выразитьс€ так пом€гчеЕ ужасен. „то-то подобное ожидалось, учитыва€ прохладное отношение конторы даже к переводам с английского, но не в таком масштабе. я, конечно, понимаю, что в штате нет переводчика с €понского, что пришлось нанимать его со стороны, но это еще не повод, чтобы совершенно не следить за качеством. ≈сли первые два эпизода еще более-менее вмен€емы, то дальше просто нет слов. я уже не говорю о "карих глазах ћарии" (у нее зеленые, это может увидеть любой, обладающий цветным зрением), именных суффиксах и подобных мелочах. Ёто можно как-то стерпеть. Ќо когда идут совершенно бредовые куски текста в лучших традици€х "промтовского перевода", начинаешь поневоле приходить в €рость. ѕодобного почти не позвол€ют себе даже пираты. ¬ конце концов, существуют же фанатские переводы на английский (лежат на www.gamefaqs.com - насто€тельно советую держать на фоне во врем€ игры), неужели так сложно было загл€нуть туда, если что-то не совсем пон€тно (на это еще во врем€ локализации указывали издателю игроки на форуме)? «ато параноидальную защиту StarForce воткнуть на диск не забыли. —пасибо тебе, дорога€ "јкелла", за то, что так о нас заботишьс€.

»тог.
     ¬еликолепна€ игра, практически без недостатков. ќднозначный must have (если вы согласны терпеть гнусный "перевод"). ѕлохо только то, что судьба дальнейших частей покрыта мраком. »здатель, как обычно, не снисходит до ответов на многочисленные вопросы даже на собственном форуме. Ќу что же, будем наде€тьс€, что "јкелле" хот€ бы станет жаль денег, потраченных на лицензию, и отечественные игроки смогут снова увидеть "—акуру" на экранах своих мониторов.


ѕќ»—  ¬ ∆”–ЌјЋ≈:

Web animemagazine.ru
Google
√ќЋќ—ќ¬јЌ»≈:

–Р–љ–Є–Ь–∞–≥ –†–µ–є—В–Є–љ–≥!
–Ш–≥—А–∞—В—М –Э–£–Ц–Э–Ю!
–Ш–≥—А–∞—В—М –Ь–Ю–Ц–Э–Ю!
–Ш–≥—А–∞—В—М –°–Ъ–£–І–Э–Ю!
–Ш–≥—А–∞—В—М –Т–†–Х–Ф–Э–Ю!


∆урнал основан в 2002 году. »спользовать материалы можно только с разрешени€ авторов! @ √ерасимов "Saotome" јлексей (adminr@animemagazine.ru)