Автор статьи:
Антон Тудаков aka Monosugoi Syako

E-mail: monosugoi@animemagazine.ru

Режиссёр: Китакубо Хироюки
Формат: полнометражный фильм
Продолжительность: 100 минут
Режиссёр: Кубо Хидеми
Студия: ASMIK/AVN
Год выпуска: 1989

"С Новым Годом !
Годом красного Пи-чана!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме Классика: Hyper-Psychic-Geo Garaga
АНИМЕ КЛАССИКА  >  Hyper-Psychic-Geo Garaga > Времена хороших парней

Поговорим о беззаботных восьмидесятых. По крайней мере, их первой половине. Не знаю, помнит ли кто, кроме меня и главреда, что это были за времена. Люди жили в простом и понятном мире. На одном его конце обитали гнусные янки и иные прихлебатели империализма, на другом - дружная семья мирных братских народов. Впрочем, с той стороны океана ситуация смотрелась с точностью до наоборот. Поскольку акценты в том мире расставлялись довольно радикально, он совершенно однозначно делился на черное и белое. Места для серого, в понедельник плохого, а в субботу хорошего, не оставалось. Соответственно и в мыслях людей тех лет царил четкий дуализм - идя в кино, они всегда знали, что на экране живут плохие и хорошие парни. И что хорошие всегда побеждают. Сейчас это, возможно, кажется примитивным, но зато позволяло людям четко ориентироваться в окружающем мире. Я же говорю - мир тогда был прост, как три копейки. Впрочем, большинство наших читателей монеты в три копейки уже не застали.
    Нельзя не отметить, что классические штампы тех лет родились еще в развлекательной литературе, однако наибольшую известность они получили именно в кино. И вот ведь загадка - штампы создаются методом копирования ранее использованных приемов, но почему-то классикой жанра не всегда становятся самые первые произведения, а именно их последователи. Так где же пролегает та граница, за которой штамп перерастает в классику?

Сегодня мы рассмотрим наглядный пример того, как набор классических штампов и сам стал классикой. Встречайте - Hyper-Psychic-Geo Garaga образца 1989 года. Волшебное время "хороших парней" как раз подходило к концу...
    Кроме того, что в прошлом веке совершенно четко различали черное и белое, земляне были уверены в том, что скоро они заселят галактику, будут шататься между звездами, как сейчас ездят в другой город, а космический корабль будет стоять в гараже каждого дома. Так что ничего удивительного, что сюжет "Garaga" берет свое начало со старта космического корабля "Xebek" аж в 2775 году. На отбытие которого его капитан опаздывает как на пригородную электричку. Впрочем, торопиться может и не стоило - не одолев и половины пути, корабль (кто бы мог подумать!) терпит катастрофу, а экипаж и пассажиры спасаются бегством на подвернувшуюся рядом планетку с земной атмосферой. Да, она называется Гарага. Уверяю вас, во времена съемки "Garaga" никто еще не задумывался над тем, сколько в галактике на самом деле планет земного типа. Относительно комфортно расквартировавшись в местных джунглях, наши герои выясняют, что планета населена как минимум двумя разумными расами: ларами и малангами (здесь аниме делает реверанс в сторону "Планеты обезьян", а то и вовсе "Острова доктора Моро"). А также нашими соотечественниками-землянами, которые старательно стравливают обе расы. Жуткие, но симпатичные клыкастые обезьянки-маланги двухметрового роста и вовсе пребывают под контролем земного вояки. Человекоподобные лары процессу обратной эволюции и замещению их на обезьян яростно сопротивляются посредством врожденных психокинетических способностей. Далее зловещим тоном: но никто из них не догадывается, что главный злодей вовсе не генерал! И не говорите мне, что имя Альф Дольф - это простое совпадение.

Дальнейший сюжет смысла описывать не имеет. После появления экипажа и пассажиров "Xebek" на Гараге следует безбашенное space adventure show в стиле незабвенных "Звездных Войн" или "Firefly" (непонятно с какого перепоя недавно наши прокатчики выбросили на кинорынок киноэпизод этого сериала под названием "Миссия Серенити"). А также еще тысяч образцов sci-fi пятидесятых в мягкой обложке. Лучше всего происходящее характеризует классический набор персонажей, нашедший отражение в "Garaga". Здесь есть главгерой с простым американским именем Джей, размахивающий суперпричиндалом (нечто среднее между джедайским световым мечом и Робокопом). Тайные агенты под прикрытием (главгерой - не исключение). Пара красоток с суперспособностями (естественно, облаченных крайне легкомысленно). Чересчур умный железный бочонок, косящий под R2D2, а также набор типажей вроде обязательной "первой жертвы". Также присутствуют: обаятельный киберзлодей, чудовища с тентаклами, мутанты-телепаты, почти гигантские боевые роботы, разумные макаки с имплантированными просроченными чипами от военных спутников. И, конечно, любовь-морковь. Назовите мне еще какой-нибудь из традиционных фантастических штампов, не поместившийся в "Garaga". Разве что машина времени.
    Все по отдельности это могло вызвать только дикую скуку и непроходящее ощущение вторичности. Смешав штампы в один коктейль, Кубо выдал на-гора более полутора часов квинтэссенции авантюрно-фантастического зрелища, включающего в себя все, что когда-либо было изобретено такими авторами как Гамильтон, Э.Э. Док Смит, Фрэнсис Карсак и другими апологетами "космической оперы". В результате родился прямой как рельса сюжет, привлекающий к себе внимание именно своей незатейливостью.

Для конца восьмидесятых отрисовка "Garaga" совершенно стандартна, так тогда так выглядело каждое второе аниме. Особого восхищения рисунок вызвать не способен по причине существования гораздо более серьезно оформленных полнометражных работ. Впрочем, напугать тоже не напугает. Конечно, нам бы хотелось, чтобы одежды на красотках было поменьше, мартышки корчили рожи пострашней и кровищи побольше... Но, как я уже говорил, в восьмидесятых к анимации подходили с другими мерками. Это в равной степени относится к музыке. Есть она, и этим все сказано. Вряд ли кто-то захочет приобрести саундтрек к "Garaga" и слушать его месяцами, но свою функцию в части поддержания атмосферы он выполняет.
    Перед нами типичный пример того, как смешанные в правильной пропорции киношные штампы родили весьма забавное ностальгическое зрелище. Основательный уклон цивилизации последних лет в мистику и фэнтези практически похоронил жанр космической оперы, так что не нагружающее мозг зрелище вроде "Garaga" вызывает массу положительных эмоций и воспоминаний о прошлом веке, времени безраздельной веры в торжество научно-технической революции. Если вы с тщательно скрываемым умилением и иронией взирали на подернутый муаром экран "Небесного капитана и мира будущего", то "Garaga" однозначно ваш выбор. Люди, поверьте, сейчас такое уже не снимают.

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (2)


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)