Автор статьи:
Genickus (Кан Евгений)

Email: genickus@animemagazine.ru

Режиссер: Хидэаки Анно
Сценарий: Окада Тосио/Хидэаки Анно
Формат: OVA
Количество серий: 6
Студия: Gainax
Год выхода: 1988

"С Новым Годом !
Годом красного Пи-чана!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме Классика: Gunbuster
АНИМЕ КЛАССИКА  >  Gunbuster

Не для кого не секрет, что самым известным человеком студии Gainax является Хидеаки Анно. Его потрясающие режиссерские проекты практически всегда сложны и наполнены смыслом. За это его любят и ценят одни, и осмеивают те, кто не потрудился в свое время разобраться в его работах. И речь тут идет даже не о Евангелионе (самой известной его работе). С рассматриваемого в этом обзоре аниме Хидеаки начал свой путь режиссера. Говорят, первый блин, чаще всего, выходит комом. Однако о Gunbuster'е такого не скажешь.

Хотя сюжет не особо блещет оригинальностью и новизной.
    Перед нами разворачивается (уже не такой далекий) мир будущего. 2015 год. Человечество в опасности, ему предстоит борьба против инопланетян. Для защиты люди создали гигантских роботов. Также были сооружены специальные школы, где детей готовят к их пилотированию. В одной из таких (женских) школ и учится главная героиня аниме - Такайя Норико. Несмотря на то, что ее отец был капитаном известного космического корабля Лукушион, сама она не очень-то блещет способностями, хотя старается, как может. Более того, Такайя - худшая ученица в школе. Однако, неожиданно для всех, она оказывается одной из двух девушек, которых признали лучшими пилотами в Японии. Они должны участвовать в спасательной операции Земли вместе с представителями других стран. Тогда Такайя начинает тренироваться еще усерднее. Ведь, в конце концов, будущее всего человечества сосредоточено в руках этих детей.

В репертуаре Хидеаки Анно практически никогда не было оригинальных, новых и красивых идей. Позже снятая им "Надя" построена на стандартных приключениях, "Евангелион" имеет оболочку шаблонных меха-боевиков, "Kare Kano" полностью построена на традиционной школьной романтике и сёдзё. Но неизменно каждый из этих сериалов стал одним из лучших представителей этого жанра. Объясняется это все наполнением. Именно Анно сделал из шаблонных идей настоящие шедевры. Он наполнил их смыслом, особыми режиссерскими приемами и значительной долей психологической составляющей. Он не просто раскрывал героев, пользуясь самыми неожиданными ситуациями, но и очень продуманно показывал их с позиции личностной психологии, нередко прибегая к прекрасно исполненной психоделике.
    Ганбастер в этом плане не просто нельзя назвать исключением, он, скорее, начало пути. Именно в этом аниме чувствуются самые первые отголоски и линии знаменитой и культовой Евы. Именно в этом аниме поднимается вопрос о времени в космосе, на что, в свое время, сделал упор Макото Синкай в своей сенсационной работе "Hoshi no Koe".

"Gunbuster" - это аниме, как и все проекты Анно, о людях. О людях, живущих в нестандартной ситуации. В данном случаем - в космосе. Здесь поднимается множество вопросов - от стремления личности к самосовершенствованию до спасения человечества, от вопроса о разнице времени между Землей и космосом до жестокой драмы. Но все это вовсе не кажется избитыми идеями. Даже сейчас, спустя 18 лет, как все эти идеи разбрелись в десятки, а то и в сотни аниме, Ганбастер остается неповторимым своим уникальным сочетанием. Анно сумел сплести в сериале вопросы о времени, о смерти, об ответственности, о любви и, конечно, о психологии. Также учитываются всевозможные сюжетные детали, отлично выстраивающиеся вокруг общей идеи. Сам сюжет, конечно, не нов, что уж говорить, но выстроена сюжетная линия настолько необычно и непредсказуемо, что с лихвой компенсирует все присущие недостатки.

В ОВА замечательно показаны чувства и эмоции. Это видно не только из простых элементов (крики, слезы), но и тончайшим образом подмечается при помощи технических деталей, в особенности стоит обратить внимание на тон голосов героев, музыку и звуковой фон. Они нередко подчеркивают не только ситуацию, в которой оказались персонажи, но и их восприятие. Очень часто именно в музыке и звуках можно найти объяснение поведения героев. В видеоряде Анно также использовал кое-какие приемы. В частности, помимо относительно красивых и ярких эффектов, режиссер выделил последнюю серию, сделав ее широкоформатной и в черно-белом цвете, незаметно для зрителя превращая в конце в обычный цветной 4:3. Также радует и финал всей этой истории - не банальный, заставляющий задуматься и, в то же время, ставящий точку. Анимация, конечно, не поражает своей красотой, но если учесть, что ОВА была снята в 1988 году, то смотрится очень даже приемлемо.

Итог: Просто удивительно, как Анно сумел осветить столько глобальных и индивидуальных вопросов всего в шести сериях. Ганбастер - первая самостоятельная работа Хидеаки Анно, прекрасно оформленная и здорово обыгранная. Он объединяет множество жанров и мелких поджанров, таких как меха-боевик и жестокая драма, школьная повседневность и романтическая комедия. Что-то Анно выделил больше, что-то меньше, но пропорции в точности соответствуют правильному восприятию аниме и пониманию логики героев. Надо лишь правильно настроиться.
    Смотреть, безусловно, всем, кто ценит лучшие работы Гайнакса и Хидеаки Анно. Это, конечно, не Ева, но первые шаги к своему культовому аниме Хидеаки сделал именно в Ганбастере.


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)