Автор статьи: Антон Тудаков aka Monosugoi Syako
Email: monosugoisyako@rambler.ru

Режиссёр: Мурата Масахико
Формат: ТВ
Количество серий: 26
Студия: Group TAC/Japan Vistec
Год выпуска: 2003

"Краткость - сестра
Миядзаки!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме ОБЗОР: Gilgamesh
АНИМЕ ОБЗОР  >  Gilgamesh > Парк шумерского периода
О все видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о все проницавшем
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принес нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек.

"Сказание о Гильгамеше"

"Сказание о Гильгамеше" ("О все видавшем") является, возможно, одним из старейших литературных произведений на Земле. По самым скромным прикидкам оно было записано в Междуречье на глиняных табличках за две с половиной тысяч лет до н.э., а сложилось в устной форме еще раньше. Впрочем, к огромному сожалению бессчетного количества историков и археологов, эпос дошел до нас в сильно потрепанном виде. Глиняные таблички, как выяснилось, ничуть не более надежный хранитель информации, чем бумага. В настоящее время все тексты "Сказания о Гильгамеше" издаются в виде сборной солянки из четырех основных сохранившихся версий эпоса.

Собственно говоря, чем же был так знаменит этот самый Гильгамеш? Как ни странно, эпос "О все видавшем" не является культовым религиозным или философским текстом, да и сам Гильгамеш отнюдь не центральная фигура шумерской мифологии. Он имел вполне реального исторического прототипа, царя города Урук, правившего примерно в 26 веке д.н.э. Согласно эпосу, наш герой, прежде всего, славился буйным нравом и необузданным влечением к женщинам (если внимательно читать шумерский текст, становится понятно, что такая штука, как хентай, вряд ли бы удивила обитателей Междуречья), а также тем, что возвел вокруг Урука несокрушимую кирпичную стену. Буйный характер Гильгамеша особого восторга у народонаселения не вызывал, так что, по настоятельным просьбам трудящихся, местные боги создали ему достойного по силе противника - Энкиду, человека, ловца и охотника. Внешне, судя по описанию, серьезно напоминавшего гориллу. Минуя весьма пикантные подробности прибытия Энкиду в Урук, сообщу, что в результате последовавшего мордобоя, он и Гильгамеш стали друзьями не разлей вода. И, как это водится у настоящих героев, побратавшись, отправились валить злобного хранителя кедров Ливана (гх-м!!!) Хумбабу. После Хумбабы от героицкой парочки досталось некоему небесному Быку, посланному богами в Урук в отместку за то, что Гильгамеш отказал богине Иштар сами, наверное, догадываетесь в чем. Затея друзей корчевать кедры и заготавливать говядину оказалась глупой - боги отнюдь не обрадовались ни тому, ни другому, в результате чего Энкиду отправился к праотцам. А сильно расстроенный Гильгамеш пустился на поиски бессмертия. К слову сказать - не нашел он его.
    Теперь давайте разберемся, что общего ассирийский эпос имеет с аниме Мураты. Скажу сразу - на первый взгляд практически ничего. Собственно говоря, и на второй тоже.
    Как это обычно бывает, группа чересчур любопытных археологов отрыла в Месопотамии развалины Урука, на месте которых обнаружилось сразу две интересные вещи - могила Гильгамеша и дыра в другой мир. Как авторам сериала удалось связать оба этих факта воедино, боюсь, остается загадкой даже для них самих. Но, между тем, феномен надо было исследовать, для чего создали соответствующую международную организацию. А дальше - хотели как лучше, получилось как обычно. В исследовательском комплексе, названном Небесные Врата, из дыры в другой мир полезла всякая шняга, и лавочку собрались было прикрыть, как вдруг один из исследователей, Мадока Тэрумити, взял, да и все испортил. Полностью. Знаменательное событие получило название "Двойной Х".
    Стараниями Мадоки в один день человеческой цивилизации вроде как настал полный гитлеркапут. Катастрофы, бедствия, массовая гибель людей…Авторы не стали обходить банальности, раз уж того требовал дальнейший сюжет. Они, не стесняясь, сами указывают, что происшедшее с Землей похоже на начало старого аниме. Основная проблема - планету накрыло неким зеркальным электромагнитным слоем, по причине которого перестали работать все компьютеры. Дальнейшие объяснения состоят, в основном, из всякой ерунды, намешанной на реальных научных терминах, но не более осмысленной чем "синхрофазотронные бульбуляторы" из американской sci-fi пятидесятых в мягкой обложке. Жалкий лепет о невозможности работы компьютеров из-за электромагнитных возмущений зеркального неба смотрится не очень убедительно по причине нормального функционирования всех остальных электроприборов.

Но вот прошло пятнадцать лет. Как и следовало ожидать, в отсутствие компьютеров мир не изменился ни на йоту, за исключением того, что несколько миллионов маньяков лишились возможности качать халявную порнуху из Интернета. Собственно события сериала начинаются с того, что дети приснопамятного террориста Мадоки, Тацуя и Киоко, скрываются от злобной мафии, собирающейся пустить их на органы за мамины долги. В результате долгой беготни, детки встречают неких последователей Гильгамеша в готских прикидах, которые развешивают люлей представителям криминальных структур и предлагают детям влиться в свои стройные ряды. Как выясняется позже, на самом деле от Гильгамеша осталась только древнешумерская мумия, пущенная, в свое время, на ДНК. Из которого, в свою очередь, наделали клонов исследователей Небесных Врат. Понятное дело клоны получеловека-полубога обладают незаурядными способностями, вот только пошли они отнюдь не на правое дело. К слову сказать, возглавляет этот парк шумерского периода сам террорист Мадока, взявший себе имя Энкиду. Деятельность Энкиду и его выводка клонов, направленную на причинение всяческих неприятностей выжившей части человечества, оное расценило как общественно опасную и сильно отдающую приближением очередного Апокалипсиса. В связи с чем им был присвоен почетный статус международных террористов. А наши герои, Тацуя и Киоко, не найдя общего языка со своими спасителями, мигрируют в дом некой графини Вандерберг, счастливой обладательницы еще троих Гильгамеш-клонов, не подвергшихся тлетворному влиянию Энкиду.
    По вполне понятным причинам, графиня и ее детсад не горят желанием положить конец этому миру, что, как выясняется далее, есть основная цель Энкиду сотоварищи. А потому оба лагеря клонов, согласно законам жанра, должны бы регулярно сходиться в жарких схватках… Но не в этом случае. Бои за мир во всем мире в "Gilgamesh" на редкость однообразны и заканчиваются, обычно, ничем. Покидавшись друг в друга нарисованными на компьютере мыльными пузырями (здесь это называется Динамис), относительно целые участники боя разбегаются по домам. Более того, чудо-воинов Энкиду со временем становится все больше, и местами сериал превращается в плохую пародию на Sailormoon. Увы, после пары серий понимаешь, что сюжет здесь не спешит порадовать зрителя хоть каким-нибудь развитием, в связи с чем вялые потасовки героев и многозначительные сюжетные паузы, во время которых НИЧЕГО не происходит, через какое-то время начинают восприниматься с явным недоумением…
    После столь обильных рассуждений на сюжетную тематику, графическому решению вроде бы и не возникает желания уделять много места. Но все же. На что мы в первую очередь обращаем внимание при оценке картинки в аниме? Правильно - на дизайн персонажей, мехов, монстров и т.д. Так вот - странный он (дизайн персонажей) тут. Заставляет вспомнить старые работы Рэнкин-Басс и, как ни странно, сабановский "Diabolic". Как говорится, не знал бы, что это аниме - не поверил бы. Впрочем, несмотря на это, анимешных шаблонов избежать не удалось. Знали бы вы, как они уже достали, эти Плохие Парни в черных очках.
    Порадовал дизайн трансформированных воинов Гильгмаеша, да вот только демонстрируют нам его редко. Если считать трансформации проявлением божественной части ДНК… М-да, на редкость отвратные на вид боги были у этих ассирийцев. А вообще все монстрообразное в "Gilgamesh" выглядит крайне интересно - если охранники башни Турангалила еще смахивают на существ из "Blame!", то солдаты гвардии Блаттоптерия не похожи вообще ни на что. В том числе и на тех существ, от которых произошло их название.
    И еще пару слов о боях. С одной стороны публика сетует, что нарисованы они, мягко говоря, не ахти. Прыг-скок, пару мыльных пузыриков и малоэффектное растворение гильгамеш-клона в воздухе. I'll be back. Но посмотрите на это с другой стороны. Неужели вы в самом деле думаете, что бои наследников богов будут происходить в озарении кислотных вспышек лайтингов и криках "Я несу возмездие во имя Луны" с двухминутными переодеваниями и медведями на лисапедах в антракте?
    Впрочем, в целом анимация производит ощущение абсолютно бюджетной - уж очень она отрывистая и вялая.
    О музыке. Оная преобладает живая, местами даже оркестровая, что в наше время редкость. Явно прослеживаются мотивы барабанов-тайко. В двух словах - музыкальное сопровождение удалось в сериале лучше остального.
    Но все это шелуха, не имеющая отношения к главному. Дело в том, что просматривая "Gilgamesh", в конечном итоге начинаешь задаваться вопросом - на кой черт вообще нужно было городить огород с Гильгамешем, если кроме пары имен ничего не используется? С таким же успехом можно было бы высосать из пальца собственную мифологию или воспользоваться пионерскими сказками про Черную Руку. Искать подтекст и глубокий смысл в "Gilgamesh" бессмысленно по причине отсутствия оного. Страшилок о том, что человечество гадкое и некультурное по своей сути, а потому плохо кончит, мы уже наслушались по самое не хочу. Есть аниме с куда как более вменяемыми измышлениями на эту тему. Единственная причина использования эпоса, судя по всему, наличие (точнее отсутствие) самого Гильгамеша, который согласно оригиналу был на две трети бог, на одну человек (а не фифти-фифти, как утверждают авторы сериала). Надо полагать, его клоны и вовсе богами оказались на четвертушку…

Эпос о Гильгамеше, насколько мне известно, не дает спокойно спать только ортодоксальным христианам и людям вроде псевдоисторика Фоменко той своей таблицей, где описываются даже не подвиги самого Гильгамеша, а спасение корабельщика Утнапишти на огромном корабле во время всемирного потопа. Только новогвинейский папуас не сможет провести очевидные параллели с библейским Ноевым ковчегом (нелишне будет еще раз напомнить, что первое издание "Сказания о Гильгамеше", вышло около 2,5 тыс. лет до нашей эры). Но и этого в сериале нет. Более того, ближе к концу аниме сваливается таки в какую-то евангелионщину и, ни к селу, ни к городу, в нем начинают прорезаться христианские мотивы. Опомнились, называется. Знаете, бывают аниме, использующие мифическую и религиозную тематику так, что в конце просмотра у зрителя наступает катарсис и офигение. Ну так нет здесь ни того, ни другого.
    Но бог с ней, с мифологической основой, оставим ее на совести авторов. Самый страшных грех "Gilgamesh" - кошмарная затянутость и скука. Доходит до того, что во время эпизода вообще ничего не происходит и если смотреть "Gilgamesh" через серию, от этого ничего не поменяется. Вспомнить хоть какое-нибудь значительное событие из середины сериала абсолютно невозможно, что-то похожее на сюжет здесь с грехом пополам разворачивается в последний пяток серий.
    Подводя итог можно с уверенностью сказать, что у Мураты получилась невероятная тягомотина, легко уместившаяся бы не то чтобы даже в десяток серий, а и вовсе в двухчасовую полнометражку, совершенно без ущерба для смысла. Это странно, если взглянуть на команду, которую он собрал для производства сериала. Увы, но редкие оригинальные моменты "Gilgamesh" надежно похоронены под грудами мусора. Дорредакция в моем лице колеблется между оценкой "смотреть скучно" и "смотреть вредно".

P.S. Обращение к господам фансабберам. Люди, да вы не позорились бы, что ли! Откройте книжку, почитайте ее, прежде чем сабы писать! Благо сохранившаяся часть эпоса занимает всего ничего. Такую ахинею несете - я полдня ломал башку, пытаясь понять, что такое Алк и с чем его едят, пока не вывел из него Урук методом переложения на японскую транскрипцию. Кстати, в некоторых английских сабах сделана та же ошибка. А уж что еще пишет наш российский брат-фансаббер, так это, не в обиду ему будет сказано, и вообще полный сугой…


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

Анимаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)