Автор статьи:
Антон Тудаков aka Monosugoi Syako
Email: monosugoisyako@rambler.ru

Режиссёр: Пак Чен-Вук
В ролях: Цой Мин-Сик, Ю Тхи-Чхэ, Канг Хе-Чжонг
Страна: Южная Корея
Жанр: драма/триллер
Год выпуска: 2003

"Краткость - сестра
Миядзаки!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Восточное Кино: Old Boy
ВОСТОЧНОЕ КИНО  >  Old Boy > Ни слова об осьминогах
Old Boy - это история о Мести, которой я посвятил и свой предыдущий фильм "Сочувствие господину Мести". Эти два фильма могут показаться очень похожими, но в Old Boy я хотел показать Месть в другом ракурсе - с положительной стороны, чтобы люди пережили катарсис с помощью акта мести. Для меня Месть - самая драматическая тема на свете. Сейчас в нас намного больше гнева, чем в прошлом, но мы живем в мире, где нам не позволяют дать ему выход. А когда мы живем в обществе, где нельзя решить проблему нашей ненависти или злобы, месть неизбежно становится темой, которая вызывает все больший и больший интерес".
Пак Чен-Вук о фильме "Old Boy"

Человеческая память призрачна и лжива. Повторная встреча с тем, что когда-то казалось нам ярким и удивительным, обычно оказывается сплошным разочарованием. События, которым мы придавали огромное значение, на поверку оказываются ничего не значащими мимолетными эпизодами, о которых, кроме нас, никто больше не помнит. Бывает и так, что мы просто не хотим помнить что-то, что мешает нам спокойно жить дальше. Но иногда хорошо забытое прошлое вдруг возвращается из заросших паутиной сырых подвалов памяти, и наносит удар, переворачивающий жизнь с ног на голову.
    Представьте себя рядовым корейцем. Вы уже много лет обычный корпоративный раб, живущий по расписанию глобализации. Подъем, работа, обед, работа, выпивка, дом. В выходные работа из расписания исключается. Многого при такой жизни вы не добились, но у вас есть жена, дочь, очередная любовница, пара-тройка верных собутыльников и немного южнокорейских вон на регулярные посиделки в баре. Даже чересчур регулярные. Жизнь вращается размеренно, как колесо мельницы, и также как это колесо никогда не страгивается с места, пока однажды вечером вас не забирает из полицейского участка приятель. Он заходит в телефонную будку, чтобы позвонить домой и выйдя, не обнаруживает вас рядом. С этого момента ваша жизнь разделяется на то, что было до, и то, что стало после.

О Де-Су, наш главный герой, открыв глаза обнаруживает себя запертым в комнате без окон. Здесь есть телевизор, ванная, туалет. Из теленовостей О Де-Су узнает, что его обвиняют в убийстве жены. Это наказание? Но на обычную тюрьму комната, где он находится, не похожа. Около двери регулярно появляется еда. И все. К нему никто не приходит. От него никому ничего не нужно. Он абсолютно один. Как только паника проходит, невольно задумаешься - зачем меня здесь держат? Извращенное реалити-шоу? Вряд ли, довольно странными пристрастиями надо обладать, чтобы сутки напролет наблюдать за мечущимся по комнате человеком. Конечно, первоначально О Де-Су демонстрирует всю гамму эмоций, от недоумения до бессмысленных приступов ярости. Но неужели этим можно кого-то заинтересовать? Так проходит первый год. Когда все это время твой единственный собеседник - старенький телевизор, сознание начинает откалывать забавные вещи. Гнев сменяется апатией, попытки вырваться на свободу сменяются попытками суицида, из ярости и вопросов, на которые никто не отвечает, выковывается новый характер. С закалкой духа закаляется тело - ведь кроме как бездумно накачивать мышцы заняться здесь нечем. И думать, думать, думать… Так проходят пятнадцать лет. И когда О Де-Су, казалось бы, превращается в автомат, поглощающий еду и телеэфир, внешний мир, который он теперь представляет только через призму голубого экрана, преподносят ему на блюде. Иначе говоря, как, однажды войдя в будку, он очнулся в своей камере, также и сейчас он приходит себя на крыше небоскреба, в новеньком костюме и с сотовым телефоном в кармане. Мир, который пятнадцать лет существовал где-то далеко за стенками тюрьмы лежит у О Де-Су под ногами. Вот только... После пятнадцати лет в одиночке, он кажется совсем не тем что раньше.
    Сотовый телефон в кармане начинает звонить…
    В свое время "Old Boy" режиссера Пак Чен-Вука, снятый им по мотивам манги Гарона Цутии, наделал много шума в приличном обществе. Это неудивительно - в исполнении Пак Чен-Вука история современного Монте-Кристо поначалу выглядит завораживающе и шокирующе. Завязка фильма и вовсе не по детски интригует - такого восточного кинематографа мы еще не видели. Даже для Южной Кореи, где правительство в припадке поддержки местного производителя, полностью развязало руки режиссерам, фильм поражает своей фонтанирующей брутальностью и сексуальными сценами на грани. Знаменитый псевдоинтеллектуал Ким Ки-Дук с его рафинированным членовредительством и вовсе отдыхает. Похождения О Де-Су, вырвавшегося из пятнадцатилетнего плена, местами напоминают буйство маньяка, сбежавшего из хорошо охраняемой психушки, а местами классические нуарные поиски из разряда "кто меня подставил?", неотъемлемый атрибут хорошего триллера. На свободе мозгом О Де-Су завладевает только один вопрос - за что его держали взаперти пятнадцать лет, а потом просто вышвырнули на улицу? Кто эта сволочь, перевернувшая его жизнь, а теперь регулярно названивающая ему на мобильник? Ответ настолько важен для Де-Су, что он готов переступить через любые моральные барьеры, стереть привычные нам границы добра и зла, и даже убить. Неожиданно выясняется, что пятнадцать лет взаперти даже из бесхребетного пьяницы могут сделать хладнокровного монстра, казалось бы, не чувствующего ни эмоций, ни боли. Монстра, которого ничто не способно остановить на пути к цели. Но через какое-то время мы понимаем, что движение нашего монстра происходит по ложным ориентирам. Главный вопрос не в том, почему его заперли на пятнадцать лет, а почему его выпустили через пятнадцать лет. Ответ на него скрывается в тех самых тайниках памяти, среди тысяч ничего не значащих воспоминаний глубокого прошлого. Как уже было сказано выше, прошлое любит нанести удар там, где его меньше всего ожидаешь.
    Справедливости ради надо отметить, что идейно (но не сюжетно) "Old Boy" является второй частью трилогии о Мести, задуманной Пак Чен-Вуком сразу после его знаменитой "Joint Security Area". Первый и третий фильмы трилогии по неизвестным мне причинам на родине слонов не сыскать днем с огнем, но тот факт, что наибольшую огласку получил именно "Old Boy" говорит сам за себя. Откровенно говоря, после "JSA", пронизанной только что не пацифистскими идеями, "Old Boy" смотрится с расширенными от удивления зрачками. Многие не выдерживают и уходят.

Грамотная операторская работа и игра актеров в "Old Boy" не могут не вызвать восхищения. О Де-Су играет Цой Мин-Сик, которого мы могли видеть в роли злобного северокорейского клона Бен Ладена в другом национальном мегаблокбастере "Шири". Нельзя не отметить, что Цой Мин-Сик делает практически весь фильм, ведь по большому счету это история его персонажа. Несмотря на хорошую игру актеров в целом, все остальные герои фильма просто пешки. Кроме разве что того, кто эту игру затеял. Впрочем, по моему скромному мнению, финальная драматическая сцена исполнена несколько с перебором. Что касается операторской работы - достаточно взглянуть на то, как снята сцена драки О Де-Су и гангстеров из гостиницы. Несколько умело подобранных ракурсов, мрачная цветовая гамма - и нужная атмосфера уже льется с экрана в зал.
    Весьма забавно и то, что большинство брутальных сцен сопровождается легкими симфоническими мелодиями, всерьез заставляющими задуматься о том, что автор музыки к фильмам Вон Кар Вая имеет к местному саундтреку самое непосредственное отношение. Но если у Кар Вая при этом на экране вообще ничего не происходило, то у Пак Чен-Вука дробят кости, ломают конечности и просто уродуют людей. На самом деле, как говорят знающие люди, в фильме использована музыка самого старика Вивальди, а то, на что не хватило Вивальди, заполнили творчеством девушки по имени Джо Ен-Вук. Пару добрых слов можно сказать и в адрес самого распространенного варианта русского дубляжа - негромкие усталые голоса, которыми озвучена русская версия "Old Boy", возможно и не вполне соответствуют оригинальным, но удивительным образом отражают внутренний мир героев.
    Абстрагируясь от настойчиво лезущей в глаза жестокости, можно смело сказать, что Пак Чен-Вук снял действительно необычный триллер, спровоцировавший диаметрально противоположный набор мнений у околокиношной публики - от публичных лобзаний Квентина Тарантино на Каннском кинофестивале, до полного неприятия ортодоксами. Вот только при таком мощном сюжетном замесе мы ждали от фильма соответствующей идейной развязки. И вдруг образ современного графа Монте-Кристо с окровавленным молотком в руке, напрашивающийся при просмотре, оказывается лишь бесплатным приложением к совершенно другому замыслу режиссера. Изменения в характере героя, составляющие, казалось бы, основу фильма, даны лишь мазками, пускай яркими и крупными, но полностью теряющими смысл в выбранной режиссером концовке. Да, она неожиданна, так что не пугайтесь, что где-то в тексте вы наткнулись на спойлер. Честное анимешное, такой концовки вы не ожидаете. Вот только она оставляет странное впечатление, что нас надули.
    Итог получается неоднозначным. С одной стороны "Oldboy" действительно вышел необычным и мрачным триллером о темных сторонах человеческого сознания. С другой, концовкой режиссер смазал все впечатление от сюжета. Зрелище человека, еще недавно без малейшей тени сомнения в глазах методично крушившего черепа ближних молотком, а ныне пускающего сопли, ползая на четвереньках и лая по-собачьи, приводит в недоумение. Да и тот самый ответ на вопрос "ПОЧЕМУ?" может напугать разве что порядочного отца семейства, а не человека, знакомого с поздним Хайнлайном или Набоковым. Вот только этот самый отец семейства вряд ли пойдет на просмотр "Old Boy".
    Но в любом случае вывод о том, какова концовка и соответствует ли она содержанию, предстоит делать вам самим. При всех своих недостатках "Old Boy" именно тот фильм, пройдя мимо которого вы многое потеряете.

На этом месте могла бы быть ваша реклама, но, как обычно, мы помещаем сюда дополнительную информацию о фильме. Так, "Old Boy" получил:
    - Гран-При жюри 57-го Каннского кинофестиваля 2004 (за награждение этого фильма "Золотой Пальмовой ветвью" голосовал, по его собственным словам, Квентин Тарантино, но, несмотря на то, что у него как у председателя жюри было два голоса, ему одного голоса не хватило);
    - "Большой колокол" Южной Кореи (Grand Bell Awards - главная кинонаграда, южно-корейский "Оскар"): "лучший режиссер" Пак Чен-Вук, "лучший актер" Цой Мин-Сик, "лучший монтаж" Ким Сан-Бем, "лучшая музыка" Джо Ен-Вук.
    При бюджете в 4 миллиона долларов фильм в одной только Корее собрал 35 миллионов. Как и на любой успешный восточный кинопроект, на "Old Boy" уже положили глаз загребущие янки. Американская премьера была обещана на 2006 год. Ну-ну, мы до сих пор же ждем их версии "Кite".

P.S. Автор из принципа ничего не стал писать про ужасные сцены поедания живьем бедных южнокорейских осьминогов. И так складывается впечатление, что сие зрелище произвело совершенно неизгладимое впечатления на каждого второго западного кинокритика, а некоторых и вовсе довело до обморочного состояния. Иначе объяснить маниакальную настойчивость, с которой бедный осьминог упоминается в их рецензиях, невозможно. Теперь мы точно знаем, что в глазах наших западных коллег жестокость в кино равна имитации поглощения живого осьминога.

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (10)


ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

Анимаг Рейтинг:
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


ИНФОРМАЦИЯ:

Приобрести фильм можно на http://www.ozon.ru/

Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)