Автор статьи: Heskuld
Email: heskuld@mail.ru

Жанр: робосимулятор
Платформа: PlayStation 2
Разработчик: KCEJ
Издатель: Konami
Год выпуска: 2001

"Шаблоны - это
кирпичики аниме!"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Статья номера: Zone of the Enders
СТАТЬЯ НОМЕРА  >  Zone of the Enders

Пролог

    Пять лет назад по сети ходила шутка: Konami выпустила в продажу демо-версию Metal Gear Solid 2 (а тогда продавать демо-версии было еще не принято), да еще и в комплекте с какой-то игрой. Как мило с их стороны! Так вот, этой самой игрой была Zone of the Enders.
    Все дело в том, что великий и ужасный Хидео Кодзима со своей командой одновременно работал над ZOE и над MGS2. Первая вышла несколько раньше, и, видимо, почувствовав, что получилось у них что-то не совсем то, что задумывалось изначально, разработчики приняли стратегическое решение - запихнуть в коробку сразу два диска, один с полноценной игрой, другой - с демо-версией MGS2. С точки зрения маркетинга, решение исключительно верное, ZOE купили не только горячие поклонники гигантских роботов, но и фанаты MGS, изнывавшие в ожидании продолжения Самой Великой Игры Всех Времен и Народов. А последних среди геймеров (по крайней мере, западных) значительно больше. Соответственно, в те далекие времена мало кто отнесся к Zone of the Enders серьезно. И уж, наверное, совсем никто (кроме хитрых создателей, разумеется) не мог предположить, что игрушка довольно скромных достоинств, "придаток к демке MGS", спустя всего пару лет превратится в настоящую полноценную мультимедийную вселенную.

О мультимедийных вселенных

    На секунду отвлечемся от, собственно, игры и поговорим, о том, что же представляет собой ZOE, во всем своем многообразии. Всего проект включает в себя три игры (две для PS2, одна для GBA), одну OVA (которая входила в комплект специального издания ZOE) и один аниме-телесериал. Как вы, должно быть, уже заметили, ничто из вышеперечисленного не ушло от зорких глаз и цепких рук редакции Анимага.
    Казалось бы, чего тут необычного? Игры по аниме и аниме по играм выходят постоянно. Но как обычно бывает - аниме либо полностью воспроизводит сюжет игры (или игра сюжет аниме - не суть важно) с небольшими отклонениями, либо вообще не имеет с оригиналом ничего общего, кроме названия и, возможно, пары персонажей.
    Но вот когда сюжеты аниме и игр, на первый взгляд, практически ничем не связанные, вдруг начинают самым неожиданным образом переплетаться, события игр, оказывается, повлияли на события аниме, ключевые персонажи аниме мельком появляются или упоминаются в играх, а вполне самостоятельные и законченные сюжеты, интересные (ну, или не очень) и сами по себе, вдруг, как куски мозаики, складываются одну в общую картину мира, поражающую своим размахом, так вот тогда речь идет о самой настоящей мультимедийной вселенной. Разумеется, мультимедийные вселенные могут включать в себе не только аниме и видеоигры, но и книги, комиксы (мангу), CCG и вообще, любые виды медиа, охватить которые у создателей хватит денег, сил, желания и воображения. За примерами далеко ходить не надо. На западе это, скажем, "Звездные войны", а в Японии - проект .hack (к которому мы обязательно обратимся в одном из следующих номеров).
    Конечно, на фоне таких мастодонтов, вселенная Zone of the Enders смотрится довольно скромно. Да и что уж говорить, часть проектов в нее входящих трудно назвать откровенно удачными. Однако если вам хочется на своей шкуре испытать все прелести какой-нибудь мультимедийной вселенной, то ZOE - далеко не самый худший, да и, пожалуй, самый доступный вариант.
    И последнее, прежде чем мы вернемся, собственно, к игре. Внутренняя хронология ZOE выглядит следующим образом: сначала идет OVA Zone of the Enders: 2167 Idolo, действие которой, как явствует из названия, разворачивается в 2167 году. Затем следуют сериал Zone of the Enders: Dolores, i и игра для PS2 Zone of the Enders, события которых происходят 5 лет спустя, в 2172 году, причем, события аниме начинаются раньше, а кончаются позже игровых. Дело в том, что действие сериала охватывает довольно продолжительный период времени (несколько недель, судя по всему), а игры - примерно сутки. Таким образом, герои Dolores, i в определенный момент узнают о важных для вселенной событиях, которым посвящена ZOE для PS2. Следующий хронологический этап - 2173 год и игра Zone of the Enders: Fist of Mars для GBA. И, наконец, венцом (во всех смыслах слова) франчайза является игра Zone fo the Enders: The 2nd Runner для PS2, сюжет которой переносит нас в 2174.
    Очередность появления на свет игр и аниме была несколько иная. Все началось с того, что в 2001 увидела свет ZOE. Чуть позже в том же году - ZOE: 2167 Idolo, ZOE: Dolores, i и ZOE: Fist of Mars (именно в таком порядке), а в 2003 появилась ZOE: The 2nd Runner.
    Но довольно лирики и информации к размышлению! Вернемся к нашим баранам. То есть к, как мы уже выяснили, родоначальнику франчайза - игре Zone of the Enders.

Колониальные войны

    В 2172 году войска марсианской милитаристской организации Bahram совершают нападение на мирную искусственную колонию Antilia, находящуюся на орбите Юпитера. Цель нападения - захват двух экспериментальных орбитальных доспехов (Orbital Frame), Anubis'а и Jehuty. Руководит операцией полковник Номан (Nohman), а среди его бойцов - жестокая до безумия и самоубийственно храбрая женщина-пилот орбитального доспеха по имени Виола (Viola).
    Спасаясь от разрушающих его родную колонию агрессоров, юный (на вид - лет 14) эндер [1] по имени Лео Стенбак (Leo Stenbuck) случайно забредает на какой-то склад и опять же случайно проваливается прямо в кабину пилота Jehuty. Тут же включается встроенный в орбитальный доспех искусственный интеллект ADA, признающий Лео пилотом, и с этого момента судьба робота, колонии и мальчика в руках игрока. Чуть позже новоиспеченный герой находит и спасает от неминуемой гибели девушку по имени Сельвис Кляйн (Celvice Klein), и уже вместе они пытаются защитить Antili'ю и вернуть Jehuty законным владельцам.
    Что-то все это напоминает, не правда ли? Юный слюнтяй и нытик (а нашего Лео мучают всяческие комплексы и прочие психологические проблемы переходного возраста) вдруг находит гигантского супер-робота и, впервые сев за штурвал (или что там в кабинах у гигантских роботов?), за считанные секунды разбирается с управлением и сурово наказывает врагов мира во всем мире. Характеры, за исключением, пожалуй, Виолы, проработаны слабовато, так что следить за душевными метаниями молодого героя не особо интересно. А они, метания, будут. Ведь даже изначальная расстановка сил дает сразу две стандартных сюжетных линии, которые авторы не стесняются использовать, - во-первых, взросление и возмужание мальчика в экстремальных обстоятельствах, во-вторых, дружба человека и машины, обогащающая обоих. В результате, Лео начинает мыслить более логично и лучше держит себя в руках, а ADA становится человечней (насколько это понятие применимо к искусственному интеллекту).
    Нет, сам по себе, сюжет, возможно, и неплох, но во всем виноваты проклятые завышенные ожидания. От автора гениального Metal Gear Solid мы ждали чего-то большего, чего-то экстраординарного, а он подсунул нам более-менее обычную историю про больших роботов. Лишь однажды проскакивает в повествовании кодзимовская тема - в монологе одного из поверженных боссов, обращенном то ли к герою, то ли к игроку, - как после долгих лет тренировок и боевых операций случилось так, что меня побил мальчишка, впервые взявший в руки штурвал?..
    А не в этом ли смысл большинства современных боевиков? Что севший поиграть перед ужином геймер, скорее всего, абсолютно ничего не знающий о ведении боевых действий, запросто выносит толпы опытных бойцов, которые посвятили тренировкам и сражениям большую часть своей, пусть и виртуальной, жизни? Где же в этом справедливость?..

Чем заняться гигантскому роботу в космической колонии

    Геймплей ZOE довольно занятен и в меру оригинален. Большую часть времени занимает "трехкнопочный" экшн - с двумя видами атаки (обычным и специальным оружием) и блоком, а также кнопкой-модификатором (по совместительству, ускорителем), благодаря которому количество базовых ударов увеличивается чуть ли не втрое. Причем обычные атаки, в зависимости от положения Jehuty относительно противника, являются ближними или дальними.
    Бои крайне эффектны (о чем чуть ниже), но довольно однообразны и быстро надоедают, так как типов врагов не так уж и много (по сути, всего три), а тактика борьбы с ними мало чем различается. Дело немного выправляют боссы, большие и разнообразные, но для геймерского счастья этого явно недостаточно. При всем при том, боевая система чудовищно несбалансированна, для прохождения практически на любом уровне сложности, достаточно тупо жать одну и ту же кнопку базовой атаки.
    Управление нельзя сказать, что интуитивное, но привыкаешь к нему быстро, особенно, если предварительно пройти туториал. А вот поведение камеры срывает аплодисменты. Настолько удобно-играбильных и одновременно анимешно-кинематографичных ракурсов мне не встречалось с самого… да вообще, наверное, не встречалось. Рецепт счастья оказался прост. Обычно камера держится прямо позади Jehuty, но стоит начаться бою, как она намертво прилепляется к цели автонаведения, позволяя облетать ее с разных сторон, заходить в тыл и с флангов и бить в незащищенные места. И именно работа виртуального оператора, даже при отсутствии великих графических красот, превращает каждую схватку в ZOE в настоящую конфетку для глаз. Ей богу, смотреть за игрой иногда приятнее, чем, собственно, играть!
    ZOE представляет собой набор миссий, которые необходимо выполнять последовательно - выполнил миссию в одной из локаций, на которые поделена вся игра, взлетел над колонией, обозрел окрестности, получил новую порцию сюжета, и объяснений, чего надо делать, отправился на следующую миссию… Большинство заданий требуют от игрока действий в стиле "перебей всех" (иногда с дополнительными условиями, типа, "не позволяй врагам разрушать здания").
    Но простое изничтожение беспилотных роботов противника (пилотируемые только боссы) иногда прерывается каким-нибудь нестандартным заданием, вроде, найти способ избавиться от вируса, поразившего бортовой компьютер, или провести перепрограммированного вражеского истукана по шахте так, чтобы его не убили свои же.
    Jehuty может свободно перемещаться в пространстве - летать на разной высоте, или кататься по горизонтальным поверхностям, оставляя после себя эффектные полосы на полу, но только в рамках уровня-прямоугольника, ограниченного непроходимой красной сеткой.
    Степень интерактивности в ZOE довольно высока - можно разрушить практически все. С этим, кстати, связан ряд миссий, когда, например, надо не дать вражеским боевым единицам сравнять с землей жилой квартал и погубить невинных людей.
    А вот игровая графика - один из двух серьезных недостатков, не позволяющих отнести ZOE к высшему эшелону. Нет, она совсем не ужасна, а для 2001 года, когда до раскрытия всего потенциала PS2 было еще ой как далеко, даже и хороша, но то, что игра сделана на движке, который древней, чем игровая платформа, ресурсы которой он должен использовать, слишком бросается в глаза. На модели роботов потрачено очень скромное количество полигонов, впрочем, благодаря особенностям дизайна (роботы вполне могут быть немного угловатыми) это не всегда видно. А вот убогость спецэффектов заметна и невооруженным глазом. Взрывы и энергетические лучи будто бы перекочевали прямиком с первой PlayStation. Единственное, что не дает забыть, на какой платформе все-таки вышла игра - четкие текстуры, да отличная анимация. В остальном - слабо и невыразительно. Уродливые сюжетные CG-ролики тоже делают свое черное дело, еще больше портя впечатление от визуального ряда ZOE. Да и однообразный дизайн - похожие как две капли воды жилые кварталы и промышленные районы, выполненные в скучных серо-зеленых тонах, тоже не прибавляет игре привлекательности.
    Второй ключевой недостаток - малая продолжительность. Ну где это видано, чтобы современная игра проходилась за 3-4 часа? Сюжет, таким образом, напоминает пролог к более длинной и интересной истории. К персонажам только-только успеваешь привыкнуть, едва-едва в полном объеме осваиваешь управление боевой машиной, а тут уже и все. Конец, титры, красивая музыка. Музыка, кстати, традиционно для игр от Konami, великолепна. Но, тем не менее, чувствуешь себя обманутым. Оказывается, что тебе вместо одной демо-версии заведомого шедевра и одной полноценной игры подсунули две демо-версии. Видимо, действительно, почти все силы и деньги Кодзима истратил на MGS2, а ZOE слепил из того, что было. В итоге получилась достаточно интересная и довольно качественная, но, как говорит Monosugoi Syako, бюджетная игра. А жаль.
    Играть можно в двух случаях. Во-первых, если вы заядлый поклонник гигантских роботов, и поуправлять одним таким - мечта вашего детства. На западе для PS2 выходило не так много робосимуляторов, чтобы пропускать хоть один. Во-вторых, если вы интересуетесь самой вселенной ZOE. Тут уж сам бог велел. Если же вы не относитесь ни к одной из названных категорий, то вполне можете пропустить первую ZOE и сразу же обратить внимание на Zone of the Enders: The 2nd Runner.

[1] Ender - значение термина меняется, в зависимости от того, кто его употребляет. Земляне называют так марсиан. Марсиане - тех, кто живет в районе Юпитера. Судя по всему, изначально термин имел нейтральную эмоциональную окраску, но со временем приобрел дополнительное значение, став аналогом нашего "деревенщины". Выражает пренебрежительное отношение жителей крупных районных центров к дремучим провинциалам (в масштабах Солнечной системы).
ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:


Deprecated: Function ereg() is deprecated in /home/users/g/gerasimov/domains/animemagazine.ru/poll/include/class_mysql.php on line 23

Deprecated: Function ereg_replace() is deprecated in /home/users/g/gerasimov/domains/animemagazine.ru/poll/include/class_poll.php on line 114
АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)