Автор статьи:
drugon
Email: lanink@mail.ru

Платформа: PC
Автор: Studio Pixel
Год выпуска: 2004

"40 - прощай детство,
здравствуй юность!
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме Игра: Cave Story (Doukutsu Monogatari)
АНИМЕ ИГРА  >  Cave Story (Doukutsu Monogatari) > Дело платформеров живёт

Мне пришлось хорошенько подумать, каким же образом начать обзор этой игры. Честно говоря, так ничего толком и не надумал. Что ж, придётся, как всегда импровизировать. Импровизация, она как вспышка - редко когда удаётся всё написать в одном и том же стиле и ключе, если делать перерывы хотя бы в несколько часов. Пламя, которое начинаешь поспешно раздувать, лишь бы оно не угасло, лишь бы дотянуть его до последней точки. Именно поэтому мне сложно писать что-то очень большое, и я совершенно не понимаю - как же люди, участвующие в огромных проектах, работа над которыми длится не неделю, и даже не месяц умудряются доводить дело до конца, да ещё и бывает, что успешно. А уж тем более, когда за свой труд они получат лишь (/me косится в сторону Heskuld'а) глубокое моральное удовлетворение, и ни копейки звонкой монеты. Но всё же такие люди встречаются, и таким примером я начну этот обзор.

Studio Pixel

Врать не буду - мне точно неизвестно, сколько людей стоит за этим логотипом, есть сведения, что всего один. Хотя, к сотворению Cave Story было причастно ещё несколько людей. Studio Pixel занимается, в первую очередь, созданием бесплатных (freeware) игр. Поначалу это были лишь миниатюрные, и довольно примитивные игры.
    Kado AI. Некое подобие реверси. Совершенно ничего необычного, разве только интерфейс, и AI (умный, собака, я так его ни разу и не обыграл). Хотя, именно тут начинает появляться стиль, пока отражаясь лишь во внешнем виде.
     Потом какой-то парень прыгающий навстречу очкам. Этот изврат назывался Megane. Задача - как можно точнее посадить очки на его нос. Тоже совершенно ничего особенного, хотя здесь проявляется другая фирменная черта студии. Набрав определённое количество очков, появлялась бонусная игра, в которой уже всё далеко не так просто. Секреты, нечто скрытое от игрока, и когда последний узнаёт об их существовании, то его это обычно интригует. В том случае, если игра пришлась по вкусу - скрытые возможности, упущенные при первом её прохождение, нередко являются стимулом для повторного.
     Было и ещё несколько проектов, практически ничего примечательного, но, наконец, вышел первый продукт, который и послужил во многом основой для появившегося позже Doukutsu Monogatari. Игра называлась Ikachan и повествовала о приключении существа похожего на медузу. Вот тут-то и появился движок, эффекты, проработанный мир, NPC, значительный аркадный, квестовый, и даже ролевой элемент. Да, игра в первый раз проходится, в самом тугом случае, всего часа за два. При повторном прохождении вполне можно сократить это время вчетверо, если не больше. И всё же именно здесь впервые возник сюжет, который умудрялся ещё и вызывать интерес, плохой персонаж, который оказывался не таким уж и плохим в конце, но самое главное - концовка. Действительно полноценная игра. То, что можно считать первым блином на поприще этой смеси жанров, который даже и комом-то не вышел.
     Но на разработку предмета нашего сегодняшнего обсуждения всё равно ушло немало - пять лет работы. В 2004-ом году на суд игроков предстал интересный во многих аспектах продукт, полностью переведённый позже Aeon Genesis Translations. Название тёмное, как в прямом, так и переносном смыслах. Ну, согласитесь, кто ж назовёт свою игру...

Пещерная История

Вот нет сейчас таких простых и незатейливых названий. Всё какие-то больше помпезные и непонятные. А тут так от души, чуть ли даже не примитивно. Таковой же кажется и сама игра на первый взгляд.
    Графика где-то на уровне SNES. Хотя, опытный глаз вскоре наверняка оценит все эффекты, коими изобилует Cave Story. Озвучено практически каждое действие. В первую очередь замечаешь мерное постукивание каблуков главгероя о поверхность. Сразу видно - старались люди.
    Музыка? Ну и что с того, что всего-то восемь каналов. Ведь в ней чувствуется душа, и что самое главное - музыкальное сопровождение совершенно точно подчёркивает атмосферу. Народ, без шуток, от нее фанатеет. Всем, без исключения, моим знакомым, которые в детстве имели приставку аля MD или NES, и которые не прочь вспомнить былое, запустив эмулятор древней консоли, она пришлась по вкусу. Сам одно время только её и слушал. А что за сюжет!
    Главгерой получает передачу от некоего Kazuma, который взывает о помощи, повторяя имя Sue. Открывая глаза и пробуя на вкус незнакомое имя, мы обнаруживаем себя в готичной пещерке. Рядом находятся монитор, у которого можно восполнить жизни и дискета, у которой можно сохраниться. Всё вполне стандартно и мило. Чего делать? Верно, сначала следует выбраться из пещеры. Раздобыв оружие, с боем прорываемся к выходу, и вот, мы уже совершенно в другом месте под названием деревня Мимига. Что за мимиги такие, мы узнаем позже. Пока главное, - что здесь знают о загадочной Sue, поисками которой нам и предстоит заняться. Таким вот образом наш главгерой и вступает в историю игры. Совершенно неожиданный фактор, который не был рассчитан никем. А поскольку управляем этим героем мы - совершенно ясно, что история будет ещё не раз подправлена нашими усилиями.

Нюансы стороны технической

Переняв концепцию платформеров, игра всё же добавила свои уникальные фишки, выгодно отличающие её на фоне остальных. Прежде всего, это ролевой элемент. Помимо того, что на пути будет встречаться куча всяких квестовых предметов, попадётся и множество апгрейдов оружия. Поскольку я ярый противник спойлеров - рассказывать о предметах, дающих уникальные возможности, не буду, а вот пару слов о стандартной прокачке скажу.
    В Cave Story нет совершенно никакой экспы. Опыт за убитых монстров мы не получаем, зато после них, помимо сердечек (уж думаю, вы догадались какое свойство имеет этот древний, как сами платформеры, предмет) и ракет, из поверженных врагов выпадают жёлтые кристаллы, дразнящие отблесками на своих гранях. Служат они для того, чтобы прокачать ваше оружие. Как только наберёте достаточное количество этих кристаллов (зависит от размера кристаллов, их количества, типа оружия, и его уровня) уровень вашей пушки поднимется. Всего три уровня - каждый последующий не просто увеличивает мощность конкретного орудия убийства. Для некоторых из них изменения касаются самого характера выстрела, так что не удивляйтесь, если при очередном повышении уровня вы вдруг обнаруживаете, что ваша пушка стала совершенно по-другому стрелять. Впрочем, бывает, что не всегда следующий уровень круче предыдущего и не всегда его можно прокачать посредством кристаллов. Хотя, это исключение из правил.
    Кстати говоря, всё оружие либо огнестрельное, либо метательное - вплотную подходить к противнику вовсе не обязательно. Можно изрешетить его издали одной пушкой, затем переключиться на другую, спокойно подойти, собрать оставшиеся кристаллы и так её проапгрейдить до чего-то более или менее стоящего.
    Самого персонажа можно прокачать только одним способом (не считая предметов, о которых я решил не рассказывать, дабы не подсовывать спойлер) - так называемыми life capsule'ами. Подобрав такую вы обнаружите, что количество хитов чуть-чуть возросло. А значит врагам теперь, чтобы отправить вас на тот свет, придётся постараться чуть-чуть больше.

Почему людям обычно не нравится Cave Story

На то несколько причин. Пожалуй, на первом плане стоит кажущаяся примитивность. Я вообще за последнее время не видел игроков младше шестнадцати лет, которых бы не мутило от старых игр. Им, видите ли, подавай 3D-графику, да чтоб разрешение не меньше 1280x1024, а если нет поддержки шейдеров, то смотреть на "убогую угловатость" они, разумеется, не собираются. Не стану сейчас заниматься критикой молодых геймеров, в конце концов, даже среди них встречаются исключения. Люди, способные за простотой внешней оболочки рассмотреть глубокий внутренний потенциал. Остальных же отпугивает откровенное ретро, просматривающееся в Cave Story весьма явно.
    Второй причиной является квестовый элемент. Как сейчас помню - первый раз, когда играл, застрял в вышеупомянутой деревне. Лишь спустя дня два-три мне пришло в голову присмотреться ко дну водоёма, где, оказывается, что-то периодически поблёскивало...
     И верно, последним существенным недостатком является сложность. Были такие игроки, которые, дойдя до последних уровней, забирали все хвалебный отзывы назад, кляня разработчиков на чём свет стоит. Некоторые моменты пройти действительно сложно. Невольно возникает ощущение, что тут нужно было родиться, как говорится, с джойстиком в руках. Но несколько дней тренировок, и раза с десятого всё проходится гладко и плавно. К сожалению, не всем хватает на это терпения. Признаюсь честно, что под конец в одном месте сам не выдержал и обратился за помощью к ArtMoney [*1], о чём, безусловно, сожалею, но выдержать такого над собой издевательства попросту не смог.
     Вот, вроде и всё. В остальном игра просто бесподобна. Практически полное отсутствие глюков и никаких багов. Смешной размер в один метр с хвостиком, скачать такое несложно даже на самом задрипанном диалапе. Низкие системные требования. Есть даже такая фича, как разветвление сюжета, а для игры такого размера столь огромный мир - это просто нечто феноменальное.

Но самое главное...

...конечно же, заключается именно в сюжете. Проникнувшись атмосферой чего-то волшебного и сказочного совсем забываешь про такую вещь, как смерть. А разработчики не забывают о ней ни на секунду. Ещё в деревне Мимига мы узнаем о гибели отважного местного героя Артура. Здесь даже есть кладбище, на котором тот и покоится. Всё это выглядит дико и странно, но вскоре, погрузившись по уши в круговорот событий, поневоле забываешь об этом. И лишь когда на твоих глазах погибает первый персонаж, с которым ты уже успел познакомиться, и к которому успел привыкнуть, лишь тогда понимаешь, что за простенькой и милой оболочкой скрывается жёсткая и правдивая история. На глаза наворачиваются слёзы, одно за другим всплывают страшные события прошлого, безжалостные в своей похожести на реальность, непонятно как проникшие в этот светлый мир. Вот тогда-то и понимаешь, что не просто участвуешь в каком-то весёлом и беззаботном приключении, осознаёшь, что от твоих усилий будет зависеть жизнь и судьба многих и многих.
     А теперь, когда я сказал вам о том, что в игре присутствует некоторая, пусть небольшая, но всё же нелинейность, знайте - почти всё можно изменить!

Интернет-жизнь Пещерной Истории

У игры в сети существует достаточно развитый фэндом. В первую очередь он отражается в раскрытии её деталей. Но мой вам искренний совет - первый раз пройти игру лишь своими силами. А вот уже на второй, если неохота всё выискивать самому, милости прошу. Держу пари, вы будете удивлены тем, сколько пропустили.
    Помимо этого существует куча всякого фанарта. Порой даже попадаются фоты домашнего косплея (хотя, вообще-то, я только одно такое видел). Так или иначе, но если вас заинтересовала игра, то обязательно посетите следующие ресурсы:

http://hp.vector.co.jp - домашняя страничка студии Pixel, почему-то невзрачная, да и информации там немного, разумеется - всё на японском. Зато есть все ихние продукты, в том числе забавный набор небольших картинок на тему котов, мой нынешний аватар как раз из него
http://agtp.romhack.net/ - группа переводчиков Aeon Genesis Translations. Перевели Doukutsu Monogatari и ещё кучу разных интересных j-игр. В основном консольных.
http://www.gameflaws.com - пожалуй, лучший фан-сайт Пещерной Истории, который я только видел
http://www.veflaxia.net - очень качественное и подробное прохождение. В очередной раз настоятельно советую не смотреть, пока не пройдёте игру хотя бы один раз.

Примечание:
1. ArtMoney - наверно самая известная программа в России для взлома игр
ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:


Deprecated: Function ereg() is deprecated in /home/users/g/gerasimov/domains/animemagazine.ru/poll/include/class_mysql.php on line 23

Deprecated: Function ereg_replace() is deprecated in /home/users/g/gerasimov/domains/animemagazine.ru/poll/include/class_poll.php on line 114
АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)