Авторы статьи:
Антон Тудаков aka Monosugoi Syako
и Genickus (Кан Евгений)

Формат: ТВ-сериал
Количество серий: 24
Режиссёр: Такеяма Ацуси, Нисикори Хироси
Студия: GJK/J.C. Staff/Gainax
Год выпуска: 2004

"Аниме - это
половая ориентация."
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме ОБЗОР: Melody Of Oblivion
АНИМЕ ОБЗОР  >  Melody Of Oblivion

Помните, как начиналась половина наших детских анекдотов? Встречаются как-то раз американец, француз и русский… Ну и так далее, со всеми вытекающими. А вот представьте себе, что встречаются как-то раз ребята со студий GJK, Gainax и J.C. Staff. Выпили они саке, закусили чипсами из водорослей. И решили снять аниме (кто бы сомневался!). Саке парни, видимо, выпили много и аниме решили снять вроде как сэнтайное, с эччи и элементами фансервиса. М-да… Вы что, серьезно верите, что люди, снявшие Utena, Evangelion, FLCL и Shakugan no Shana могут снять ПРОСТО сэнтай? Встречайте "Boukyaku no Senritsu", она же "Melody Of Oblivion". В полку авангардщины прибыло.
    Впрочем, начинается все и вправду незатейливо - в двадцатом веке на Земле прогремела война между людьми и монстрами. В качестве основной боевой единицы человеческих армий выступили так называемые воины Мероса . Как ни странно, воины Мероса оказались не увешанными мегабластерами и портативными ядерными бомбами железными дровосеками, а самыми обычными людьми, вооруженными луками и стрелами. Хитрость заключалась в том, что все они были отмечены знаком Мероса, от которого стрелы обретали убойную силу хорошей гаубицы. Да и сами воины были не простыми людишками. Только, увы, не спасли эти уберменши человечество от краха в войне. И монстры победили.
    Как может выглядеть человеческий мир под пятой монстров? Да так же, как и раньше. Удивлены? А зря. Вспоминайте сказки, которые читали в детстве. Что делает любой нормальный дракон, поселившись рядом с каким-нибудь мирным и процветающим королевством? Продемонстрировав агрессивную сущность и милитаристские мускулы, дракон, обычно, милостиво соглашался на сепаратный мир и принесение раз в год (месяц, неделю, по особым случаям) в жертву невинной красавицы. Никогда не понимал, как такой туше хватало одной девственницы, но факт остается фактом. В сказках, обычно, все заканчивалось появлением рыцаря на белом коне (как вариант - пьяницы и дебошира Сусаноо) и окончательной победой добра над звериными инстинктами.

Авторы "Melody Of Oblivion" решили подробно рассмотреть все аспекты принесения жертв чудовищам, не ограничиваясь классической схемой с прекрасной девственницей. А потому неприглядная, с точки зрения этики, картина будущего мира получилась. Однако вот вопрос - как быть, если сами люди довольны такой жизнью?
    Они живут, как жили, монстры их не трогают, а где-то даже устраивают их мелочные корыстные делишки. А что касается девственницы… Ну, моя хата с краю, авось дочку соседа заберут. Типичное человеческое поведение. И зачем, спрашивается, нам нужны эти воины Мероса, которые только воду мутят? Мало того, что войну продули, так теперь еще и спокойно жить не дают. Тем более что, в каждом городе оставлен "смотрящий" - агент Союза Монстров (сами понимаете, дракон редко опускается до интеллектуального диспута с потенциальным обедом). Потасовки воинов Мероса с ними приносят людям только лишние проблемы. К черту этих воинов, гнать взашей! Ну и кому захочется после этого быть рыцарем на белом коне?
    Хочется, как выяснилось. Не все совесть потеряли. Бокка, наш герой, жил себе и жил в одном из оставшихся после войны городов, даже не догадываясь о том, каков на самом деле окружающий мир. Пока не столкнулся с ним лоб в лоб. Чокнутый старичок-механик оказался конструктором айба-машин (об этом позже), а его дружок-бродяга воином Мероса. И пришел в город монстр-сама. Жадный монстр-сама, мало ему было принесенной жертвы, так он еще и школьную подружку Бокки решил оприходовать у него на глазах… Как известно, в экстремальной ситуации у человека могут проявиться невероятные, почти мистические, способности, таких примеров в жизни немало. Так и наш Бокка, познакомившись с реальной картиной мира, внезапно обнаружил себя воином Мероса. Конечно, в силу вышеописанного, быть воином Мероса ой как непросто. Никто их не любит, в каждом городе драки с агентами Союза Монстров. Да еще и постоянно грезится полупрозрачная красноволосая девочка, призывающая к поиску загадочного острова, откуда и пошла мелодия забвения - разгадка тайн этого мира.
    Но вот еще один вопрос - кто такие монстры и почему они так похожи на людей?
    Не удержусь от пары слов в адрес айба-машин. Сие есть тот самый белый рыцарский конь, только с поправкой на высокие технологии. Внешне айба-машина напоминает мотоцикл, однако может и умеет гораздо больше. Ездить, плавать, летать, прибегать на условный свист, что твой Сивка-Бурка. Так что айба-машина представляет собой грозное оружие. Отдельные, особо продвинутые экземпляры, могут даже превращаться в людей и демонстрировать признаки крайне развитого искусственного интеллекта. В общем, кони отдыхают. Да и вообще - "айба" переводится с японского как "друг".
    Опытному анимешнику общая схема сериала, думаю, уже понятна. Бокка и его подруга Сайоко колесят на айба-машине от города к городу, в поисках острова Мелодии Забвения. Попутно Бокка сотоварищи разбираются с окопавшимися там и сям агентами Союза Монстров - людьми, с потрохами продавшимися победившей стороне. И с ними не все так просто. Заключая сделку с дьяволом неплохо помнить, что ты закладываешь душу, а потому ад может наступить еще при жизни. Впрочем, для большинства из них это всего лишь побег из одного ада в другой - агентами от хорошей жизни не становятся. В новой роли у них есть хотя бы иллюзия власти над окружающим миром.

Если Бокка и воины Мероса по-прежнему вооружены луком и стрелами, то агенты Союза Монстров щеголяют модными звероподобными мехами (в этом месте сериал настойчиво просит передать привет Еве). Поэтому поединок между ними живо напоминает о классическом противостоянии Давида и Голиафа. Что касаемо самих боев, то сделаем небольшое отступление и признаем - мордобитие в стиле Сейлормун давно уже стало таким же стандартом жанра, как изображение дуэли один на один в вестернах. Сие отнюдь не есть недостаток хорошего сериала, тем более что в "Melody Of Oblivion" этим не злоупотребляют безмерно. В целом, боевые сцены в сериале - одни из самых эффектных из тех, что я видел
    Останься все на таком уровне, аниме стало бы мехой со стандартными боями, но Gainax добавил еще кое-что. Он обеспечил аниме внутренним смыслом. Несмотря на то, что воины Мероса вроде как уничтожают врагов человечества, их героизм никому не нужен. Плавно стирается грань между монстрами и людьми. Отличий остается все меньше и меньше. Отсюда и соответствующие выводы во взаимоотношениях людей и монстров.
    Даже любовная линия под стать Kare Kano (кстати, тоже совместный проект Gainax и JC Staff). Любовные отношения героев не заканчиваются поцелуем и надеждами на счастливое будущее, а продолжают жить и после этого. Вот тут-то и выявляются все недостатки обеих сторон. Хотя без любовной линии аниме вполне могло бы обойтись, но, тем не менее, она тоже способствует развитию сюжета и несет определенную смысловую нагрузку.
    Впрочем, с сюжетом тоже не без ложки дегтя. Увы, увлекшись замерами глубины человеческого грехопадения, авторы как-то подзабыли об элементарных вещах. Иначе говоря - сюжет пестрит дырами, затыкать которые приходится собственным воображением. Делать это придется и после просмотра последней серии, я вас уверяю. Не то, чтобы это были сверхглобальные вопросы, переворачивающие восприятие сериала с ног на голову, но не оставляет ощущение, что сюжет можно проработать тщательней. С другой стороны есть вполне обоснованное мнение, что это сделано намерено (не зря мы имеем дело с творением, к которому приложила руку студия Gainax), и сюжет оставляет много недомолвок и открытых вопросов, затем, чтобы зритель нашел на них ответы сам.
    Да и с цельностью атмосферы в аниме есть определенные проблемы. Загадки и тайны постоянно висят в воздухе, но ответы даются лишь в самом конце. Конечно, целесообразней было бы отвечать на мучающие вопросы постепенно, в течение всего аниме, обеспечивая тем самым сериалу интригу и создавая затягивающую атмосферу. Но, увы, этого нет.
    Что же такого есть во всем вышеописанном, из-за чего "Melody Of Oblivion", по крайней мере, один из авторов, относит к достопочтенной категории авангардного аниме? Если читать одни сабы, то ничего особенно странного можно и не заметить. Однако если посмотреть, что в это время творится на экране… Видеоряд здесь играет ОЧЕНЬ важную роль. Странным является сам мир, возникший в результате войны с монстрами, но отнюдь не поступки и разговоры героев.
    Мысль о том, что видеоряд важен для зрителя "Melody Of Oblivion" поддерживается его качеством. Персонажи и мехи отрисованы великолепно, даже удивительно, что при этом практически не используется компьютерная графика. А вот к задникам надо привыкнуть - больше всего они напоминают небрежны акварельки. Что-то похожее мы видели в Утене. Чувствуется уверенная рука художников из J.C.Staff.
    Саундтрек хорош, и будь он у меня, немедленно отправился бы в золотой фонд mp3-плейера. Композиторы потрудились на славу - мелодии в меру разнообразные и запоминающиеся. Особенно эффектна короткая боевая тема Мероса, сыгранная на скрипке. В целом музыка (вот хоть убейте) напоминает всю ту же Utena. Странно, за нее вроде отвечали другие люди, а от ассоциаций отделаться никак не удается. Вместе с видео, музыка играет далеко не последнюю роль в восприятии сериала. Впрочем, было бы странно, если бы в сериале "MELODY of Oblivion" музыке отводилась второстепенная роль.

Используя принцип Шахерезады, любой эпизод сериала запросто может оборваться на самом интересном месте. И присев вечерком глянуть пару-тройку серий, легко можно прийти в себя только утром от оквадрачивания глаз, пропялившихся в монитор всю ночь. "Melody Of Oblivion" можно смело рекомендовать к ознакомлению всем и каждому. Здесь нет выматывающей бесконечности поединков Утены и ее абстрактных сюжетных заморочек, нет фирменной библейской апокалиптики от Евы (хотя сериал отнюдь не самый развеселый). Юмор, конечно, попроще чем в FLCL. Зато авангард и сэнтай идеально вплетены один в другой и приправлены капелькой фансервиса. А посему каждый может увидеть то, что ему захочется. Но лучше - воспринимать все в целом. Оно того стоит.
    Итог: Gainax и JC Staff. Эти две студии уже не раз доказывали свою значимость в мире аниме. "Melody Of Oblivion" - не первый их совместный проект. И в целом, он вышел весьма удачным. Бои в меха-стиле и кое-что от сёдзё, красивая графика, музыка на уровне. Сюжет, несмотря на кажущуюся простоту, трактовать можно по-разному. Каждый может сделать это в меру своего понимания сериала.
   В аниме используются приемы, характерные для обеих студий, поэтому поклонникам Gainax'a и JC Staff'a смотреть сериал обязательно. Остальным тоже должно быть любопытно, во что же вылился их союз.

Вообще-то Мелоса, от слова "мелодия". Но у японцев, как вы, должно быть, знаете, всегда были проблемы с буквой "л".
 

ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Читать НУЖНО!
Читать МОЖНО!
Читать СКУЧНО!
Читать ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (14)