Автор статьи: Heskuld
Email: heskuld@mail.ru

Режиссёр: Кацухиро Отомо
Формат: полнометражный фильм
Продолжительность: 124 минуты
Студия: Akira Committee Company Ltd и многие другие
Год выхода: 1988

"Аниме - это
половая ориентация."
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме Классика: Akira
АНИМЕ КЛАССИКА  >  Akira

В жизни любого талантливого, культового, знакового произведения, повлиявшего на свою область искусству и на сердца и умы большого количества людей, наступает момент, когда его пытаются переосмыслить и переоценить. Когда бывшие поклонники шедевра задаются вопросом, а достоин ли кумир своего пьедестала? И от результата этой переоценки зависит, выдержит ли произведение испытание временем или окажется лишь немногим более долгоиграющим, чем десятки и сотни других.
    Для аниме такой момент наступает лет через десять после выхода (если к тому времени его еще не успели забыть). Послушайте-почитайте, например, споры о "Евангелионе", которые с особенной силой разгорелись в последние год-два…
    Но к Akira это все уже никаким боком не относится. Фильм, вышедший почти 18 лет назад, с честью выдержал свое испытание временем и по праву занимает место в золотом фонде не только аниме, но и всего мирового киноискусства.
    Мощнейшая история, изложенная в шести томах манги, которая вполне могла лечь в основу длиннющего сериала, ужата в два часа. Это могло бы стать серьезным недостатком фильма, но… не стало. Akira - произведение целостное, логичное и законченное. Многим фильм кажется мутным и малопонятным. Но тут все дело в крайней (кто-то даже скажет чрезмерной) сюжетной насыщенности. В Akira нет ни одного лишнего кадра, ни одного проходного эпизода, полное понимание истории требует максимальной концентрации внимания на протяжении всего фильма (после просмотра ощущается просто-таки физическая усталость), стоит отвлечься хоть на секунду и можно упустить важную для сюжета деталь, в результате чего общая картина так и не сложится… Впрочем, это лишь дополнительный стимул пересмотреть великолепное аниме еще раз. И даже не один.

Для воплощения на экране столь сильной истории понадобилось и техническое исполнение из ряда вон. С этой целью была создана специальная студия Akira Committee, проводились исследования реальных физических явлений для достоверного отражения их в рисованном мире, впервые в анимации были задействованы 24 кадра в секунду, что позволило сделать движения исключительно плавными. Вопреки распространенному мнению, при создании Akir'ы использовались и компьютеры - для анимации движения губ персонажей… И результат превзошел все ожидания! Визуальный ряд просто великолепен, даже сейчас, спустя почти двадцать лет после выхода, фильм поражает воображение красотой и качеством прорисовки. Трудолюбие и педантизм японцев вызывает почти священный трепет: практически каждая сцена наполнена великим множеством незначительных, зачастую подвижных деталей, каждая из которых нарисована с величайшим тщанием и любовью. Причем нарисована вручную. В общем, на момент выхода, Akira был недосягаемой вершиной в плане технического совершенства и визуального великолепия. Положа руку на сердце, приходится признать, что он остается таковой и по сей день. Единственное преимущество, которое принесло новое время - массовое применение CG, что продемонстрировал нам тот же Кацухиро Отомо в своем позапрошлогоднем Steamboy.
    Мир фильма - мрачная антиутопия, где на улицах воюют банды подростков, революционеры, недовольные политикой глупого и продажного правительства, устраивают взрывы в центре города, военные ставят эксперименты на людях, а в трущобах нарождается культ нового мессии - Акиры. Все это создает мощную гнетущую атмосферу скорого Апокалипсиса, окончательного распада, конца этого прогнившего до самого основания мира. И не последнюю роль в создании этой атмосферы играет великолепный саундтрек.

Под стать миру и герои - здесь нет ни рефлексирующих мальчиков (герои вообще меньше размышляют и больше действуют), ни примерных школьников и школьниц, зато есть байкеры-гопники, террористы-идеалисты и бесчеловечные военные, деление на положительных и отрицательных персонажей отсутствует как таковое. Все ключевые характеры (а их более десятка) в Akira обрисованы скупо, всего в нескольких чертах, но исключительно ярко и четко. Спорный момент - совсем не похожий на стандартно-анимешный дизайн персонажей, который почему-то часто сравнивают с западными комиксами. Отнюдь - это уникальный фирменный стиль Отомо, из-за которого, кстати, многие его работы недолюбливают. Однако, на мой взгляд, именно такая, абсолютно неанмешная и некавайная внешность героев лишь подчеркивает, что Akira - произведение серьезное и затрагивающее серьезные насущные проблемы.
    В Akira присутствует редкий для аниме вообще, но характерный для работ Кацухиро Отомо в частности социальный подтекст, показанный к тому же через призму искрометного черного юмора. Чего стоит хотя бы сцена заседания правительства Нео Токио - собрание кучки дураков, которые скандалят, выясняют отношения, чуть ли не дерутся, в общем, занимаются всем, чем угодно, кроме решения действительно важных задач. Другая тема, проходящая через фильм, ответственность ученых и науки перед человечеством, стала основной в следующем проекте режиссера Steamboy. Конечно, нашлось в Akir'е место и общефилософским рассуждениям, и интересным научным концепциям (какая же настоящая sci-fi без этого), и даже религиозному символизму.

Что же делает Akira непревзойденным шедевром, легендой и классикой? Потрясающей красоты анимация, которая впечатляет даже сейчас, и замечательная музыка? Яркие, запоминающиеся персонажи и сложный захватывающий эпический сюжет, в котором удачно переплетены постапокалипсическая научная фантастика с элементами киберпанка и мистика? Великолепный черный юмор и сатирический взгляд на действительность? Наверное, все вместе. И еще, это аниме от Кацухиро Отомо. А значит - без недостатков.
    Вердикт? Несомненный шедевр и абсолютная классика, которую надо знать, как Пушкина и Шекспира. Любой настоящий анимешник должен посмотреть Akira. Хотя бы один раз.
 

ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
СЮЖЕТ:

Действие происходит в 2019 году, спустя 31 год после Третьей мировой войны. В Нео Токио банда байкеров под предводительством Канэды воюет с Бандой клоунов. Во время очередного столкновения, один из соратников Канэды - Тэцуо чуть не сбивает странного маленького мальчика со старческим лицом и синей кожей, но в последний момент мотоцикл буквально взрывается под ним. Когда остальные члены банды находят тяжело раненого Тэцуо, вдруг появляются военные, забирают мальчика и покалеченного байкера, а остальных сдают в полицию. Это случайное столкновение на шоссе запустило цепь событий, который навсегда изменят облик города, а может быть и всего мира.

ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Играть НУЖНО!
Играть МОЖНО!
Играть СКУЧНО!
Играть ВРЕДНО!


МНЕНИЕ В РЕДАКЦИИ:

Акира - самое уродливое и некрасивое аниме, что я видел. Пусть сколько угодно говорят, что это классика, про целый проект, созданный под экранизацию этой манги, про революционные 24 кадра в секунду, про кучу компьютеров при косвенной помощи которых были нарисованы многие сцены. За дизайн и рисовку персонажей нужно ставить к стенке и закидывать тухлыми помидорами, желательно не извлекая их из банок. Сюжет? Честно говоря, не заметил я сюжета. Смотреть на свой страх и риск, но я бы не рекомендовал.
    LEGION


  Акира - самый известный и, пожалуй, самый лучший проект Отомо Кацухиро. Трудно спорить со званием "классика", так как проект действительно уникален. В фильме очень грамотно передается атмосфера умирающего города. Террористы, банды, продажные политики - все это создает великолепный фон для основного действия. На неплохом уровне показано, как один из главных героев сходит с ума, хоть такие моменты и недолговечны. Их в аниме постепенно заменяют полуфилософские вопросы этого мира. Правда, они время от времени прерываются всякого рода экшном, который красиво подчеркивается немногочисленным количеством крови.
  Аниме действительно заставляет задуматься о несовершенстве нашего мира, о людях, о тяжелой жизни и легкой смерти. "Что же происходит с этим миром?" - вопрос абсолютно справедливый и актуальный во все времена.
  Но ответов аниме дает совсем немного. Оно предоставляет зрителю самому подумать над ними. Таким образом аниме задает прежде всего интеллектуальную нагрузку.
  Итог: Классику смотреть всем, кто считает себя анимешником, в обязательном порядке. Чтобы лучше разобраться, рекомендую пересматривать фильм столько раз, сколько понадобится.
    Genickus

Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)