Автор статьи: Антон Тудаков aka Monosugoi Syako
Email: monosugoisyako@rambler.ru

Мангака: Миядзаки Хаяо
Издатель: Tokuma Shoten Publishing Co.
Количество томов: 4
Аниме: 1982
Манга на русском языке: http://mangascans.otaku.ru

"Хентай - это отходы
цензуропроизводства."
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Манга Обзор: Kaze no Tani no Nausicaa.
МАНГА ОБЗОР  >  Kaze no Tani no Nausicaa

Для начала широко известный и труднооспоримый факт - Хаяо Миядзаки самый известный создатель аниме. Известный, как вы понимаете, и в славной стране Ямато, и на родине победившей демократии, и даже на нашей с вами родине слонов. В самом деле, разбуди посреди ночи российского отаку любой степени продвинутости, и попроси его выдать ассоциацию со словом аниме, так каждый второй не раздумывая брякнет - Миядзаки.
    Менее широко известный факт - Миядзаки считал, что мангака из него никакой. По этой причине он много лет назад забросил рисовать мангу и переключился на анимацию. Сложно сказать, насколько верным было его решение. Вероятно, Миядзаки и сам сомневался в его правильности, так как в 1982 году все-таки соблазнился перспективой сделать мангу для весьма известного издания Animage. Называлась она "Наусика из долины ветров". Год спустя он получил еще более заманчивое предложение - снять по ней полнометражное аниме.
    В общем-то, с трудом верится в существование отаку, не смотревшего "Наусику". Сие есть такой же нонсенс, как Токио без своей знаменитой телебашни или Киото без Императорского дворца. Несмотря на то, что сам Миядзаки признал аниме крайне неудачным (какая завидная самокритичность!), его все же считают эпохальным произведением, обязательным к ознакомлению каждому отаку.
    Более вероятное явление - это отаку, не читавший мангу. Дорогой друг, уверяю тебя - если ты этого до сих пор не сделал, то немедленно наверстывай упущенное. Тебе (в отличие от меня) страшно повезло - ты прочитаешь мангу в первый раз. Видишь ли, дорогой отаку, как человек знакомый и с аниме и с мангой, уверяю - Миядзаки не сильно покривил душой, столь нелестно отзываясь о собственном аниме. На момент его создания манга не была закончена даже наполовину. Но деньги на фильм выделяли сейчас, а не потом. И надо было решаться. Увы, в результате, как это не крамольно звучит, аниме приключилось весьма и весьма куцым по сравнению с оригиналом. То есть из четырех томов манги в аниме вошел только первый и безбожно скомканная концовка.

В связи с широкой известностью аниме пересказ сюжетной завязки является очевидной глупостью. Хотя… Для тех, кто сел на поезд только вчера сообщаю - действие манги разворачивается в постапокалипсическом мире, много столетий назад пережившем ужасную войну под названием "Семь дней огня". Как обычно в таких случаях водится, человеческая цивилизация была похоронена под слоем пепла, а немногие выжившие попрятались по норам до лучших времен. Не сказать, что лучшие времена наступили, но природа переварила последствия человеческих бесчинств и понемногу начала возрождаться. Однако того мира, который существовал до Семи дней огня, не стало. Землю заселили гигантские насекомые, странные грибы и растения, испускающие смертельные для человека споры, а новые моря стали ядовитыми. Природа пожрала асфальт, бетон и железо, и человек вновь был уравнен в правах со зверем, рухнув с царского трона.
    Промышленность умерла вместе со старым миром, ее заменило кустарное производство, а основным способом путешествий стали полеты на самых причудливых воздушных кораблях. Выжившие осколки цивилизации оказались разбросаны по разным уголкам новой Земли, и как это обычно бывает, осколки побольше принялись подминать под себя другие, поменьше, образуя страны и империи.
    Времена идут, окружающий мир меняется, неизменным остается лишь страсть человека к самоуничтожению. И вновь, как тысячи лет назад, человеческая цивилизация подкатывается к самоубийственной войне…
    Вот на этом этапе Миядзаки знакомит нас с Наусикой - принцессой крошечного королевства Долины Ветров, затерянного на краю света. Наусика с детства обладает необычными способностями - она спокойно общается с гигантскими насекомыми и не боится отравленных земель. Почти все свое свободное время она проводит в полетах на планере над дикими землями. Впрочем, беззаботной принцессой ей осталось быть недолго. Как это обычно бывает в эпоху перемен, роль личности в истории многократно возрастает и судьба нового мира зависит от одного человека, пока даже не подозревающего об этом.
    Сам Миядзаки признается, что на создание Наусики его вдохновили образы гомеровской мечтательницы Навсикаи (кстати, в оригинале Наусика скорее и звучит как Now-see-kah) и безымянной принцессы, прозванной за свои странности "принцесса, которая любит насекомых", персонажа нежно и извращенно любимых автором этих строк "Записок у изголовья". От первой ей достался характер - Наусика типичный пацан в юбке, и ее мало колышут обычные девчачьи глупости. От второй - дар общения с насекомыми и окружающим миром. Но, в отличие от них, на Наусике с детства лежит груз наследования, и она понимает, что рано или поздно ответственность за страну ляжет на ее плечи. Что, впрочем, не мешает ей куролесить в небесах и предаваться удивительным мечтаниям.
    Принципиальным отличием манги от аниме является уже упомянутый выше момент - значительно больший объем. На самом деле в аниме не вошло огромное количество материала, благодаря которому автор этих строк ставит мангу "Наусику" гораздо выше. Поверьте - это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. За бортом аниме осталось все, кроме основной сюжетной канвы (ближайшая аналогия - сериал Х и полнометражка Х). А, между тем, манга наполнена искусно сплетенными сюжетными ходами, которые повествует о других людях из мира Наусики. Их истории ничуть не менее значимы, и вместе они образуют летопись нового мира.

Манга состоит из более, чем тысячи страниц. При этом на одной странице, в отличие, например, от работ CLAMP, легко может находиться с десяток кадров. Так что на них нашлось место многочисленным приключениям, проблемам взаимоотношения человека с природой, мистике, удивительным открытиям биоинженерии и всему тому, что мы привыкли видеть в очень качественной фантастике.
    Проблемы, охватываемые Миядзаки в манге, отнюдь не сводятся к однообразной борьбе за экологическую чистоту нового мира. Ее главные герои все же не насекомые, а люди. Было бы странно предполагать, что человечество, пережив катастрофу и приспособившись к изменившемуся миру, останется прежним. Как талантливый фантаст, Миядзаки рассматривает метаморфозы людей, как духовные, так и физические, пытается понять, что им может дать сверхнаука, и чем это грозит. При этом не следует забывать, что манга создана в начале восьмидесятых, когда угроза применения новейшего оружия массового поражения и глобальная война на уничтожение вовсе не казались фантастикой. Ну и конечно это полеты, полеты и еще раз полеты - здесь фантазия Миядзаки как всегда неистощима.
    Манга нарисована в крайне необычной для наших дней манере, похожей, может быть, на "Хроники Войн Лодосса", а в чем-то и на стиль западных комиксов. Еще одно существенное отличие - насыщенность манги текстом. В ней присутствует гигантское количество хорошо продуманных диалогов, что дает редкое ощущении чтения книги (ранее такое со мной приключалось только при прочтении 20th Century Boys).
    Резюмировать вышеизложенное просто - очень жаль, что на момент экранизации манга не была дописана. Хотя… Вряд ли все события манги удалось бы вместить в одну полнометражку. Так что вывод может быть только один - знакомство с "Наусикой из Долины Ветров" просто обязательно для каждого анимешника. Поверьте - получите огромное удовольствие.
    

ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

Какой материал 53-го номера вам понравился больше всего?
ТЕМА НОМЕРА: Legend Of The Galactic Heroes (Monosugoi)
АНИМЕ ПРЕМЬЕРА: Devil May Cry (Тень + Edl)
АНИМЕ ПРЕМЬЕРА: The Inland Sea Bride (Тень)
АНИМЕ КЛАССИКА: Night on the Galactic Railroad (Лео)
МИНИ ОБЗОРЫ: (Тень + ГлавРед)
АНИМЕ ОБЗОР: The Strawberry Marshmallow (Всеволод Глюм)
АНИМЕ ОБЗОР: Iron Communication (sariman)
АНИМЕ ОБЗОР: Momo the Girl God of Death (Винсент)
АНИМЕ ПЕРСОНА: Макото Синкай (Винсент)
АНИМЕ ЛИЦЕНЗИЯ: Le Portrait de Petit Cossette (Genickus)
АНИМЕ ЛИЦЕНЗИЯ: Wolf's Rain (Genickus)
МАНГА ОБЗОР: Vampire Knight (Винсент)
J-DORAMA: Kazuo Umezu's Horror Theater (Genickus)
ВОСТОЧНОЕ КИНО: Самурай сумерек (sariman)
ВОСТОЧНОЕ КИНО: Masters of Horror. Season 2. Episode 13 (Genickus)
ВОСТОЧНОЕ ЧТИВО: Седьмой уровень (sariman)
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА: Злодеяния Мага (Неграш)
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА: After School in Teachers Lounge (Ари)
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА: Anistage-2007 (drugon)
АНИМИР от АНИМАГА: Краткая история анимации (Всеволод Глюм + sariman)
ХЕНТАЙ ОБЗОР: Submission Central (ГлавРед)


МНЕНИЕ В РЕДАКЦИИ:

Одноименное аниме Хаяо Миядзаки мне, в свое время, понравилось. Его смысловая нагрузка, вопросы природы и человека были весьма интересны и познавательны, а главное - не звучали, как однообразная повседневная мораль. Да и сама главная героиня понравилась. Ее характер, чрезмерная доброта, упорство и способность понять так просто не отпускали Наусику из памяти.
  И вот я натолкнулся, совершенно случайно, на мангу. Первой половиной первого тома был очень разочарован. Читалась тяжело, порой, не понимаешь, что происходит. И если бы я не смотрел аниме, то бросил бы ее очень быстро. Но на второй половине стиль рисунка приелся и уже не так резал глаза. Сюжет развивался "волнистыми линиями". То спокойная обстановка, то смертельно опасные ситуации. Интерес постепенно начал возрастать, и, в конце концов, манга даже понравилась.
  Итог: Главное, выдержать начало. Потом будет легче. А еще лучше посмотреть аниме перед чтением. Это поможет в понимании сюжета и связке действия.
Genickus (Евгений Кан)

Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)