Автор статьи:
Антон Тудаков aka Monosugoi Syako
Email: monosugoisyako@rambler.ru

Режиссёр: Хорэ-Эда Хирокадзу
В ролях: Арата, Ода Эрика, Терадзима Сузуми и многие другие
Страна: Япония
Жанр: драма
Год выпуска: 1998

"Смотрите на жизнь
большими глазами"
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Восточное Кино: Wandafuru raifu (After Life).
ВОСТОЧНОЕ КИНО  >  WANDAFURU RAIFU (After Life)

- Так все оказываются здесь? Все?
- Да.
- То есть, каким бы ты не был - хорошим или плохим?
Значит, когда говорят, что если ты плохой, то попадаешь
в ад - это все ерунда? Все попадают сюда?
- Да.

Вездесущие американские социологи как-то раз подсчитали, что одним из самых главных вопросов, которым задается около 90 процентов населения Земли, является вопрос "Есть ли жизнь после смерти?". Если верить им, даже в самой Америке он уступил первенство только двум другим - "кто убил президента Кеннеди?" и "кто круче - Супермен или Санта-Клаус?". В общем-то, вряд ли кто-нибудь этому удивится. Проблема непостижимости происходящего с нами после расставания с бренным телом мучает человечество с того самого момента, когда первый парапитек спрыгнул с баобаба и издал осмысленный звук. Шагая семимильными шагами по лестнице эволюции и прогресса, наш парапитек додумался до такой штуки как религия, чем серьезно упростил себе жизнь. Очевидно, что одно время религия полностью удовлетворяла интерес к происходящему после смерти. Но эволюция разума тем и чревата, что по мере роста знаний, растет и количество вопросов. Одним из побочных результатов прогресса явилось то, что религии, как универсальному объяснению всего и вся, пришлось серьезно потесниться. И вопрос о существовании после смерти вновь стал актуален.
    Мы, экс-парапитеки, питаем слабую, но достаточно обоснованную надежду на то, что рано или поздно познаем окружающий мир. Однако пока происходящее после смерти лежит вне пределов познаваемого мира и современная наука скромно прячет глазки, когда речь заходит о душе. Да и религии как-то не могут найти общей точки соприкосновения в этом вопросе. Одна считает, что после смерти мы попадем либо в рай, либо в ад. Другая - что переродимся в нечто непотребное, в соответствии с грузом своей кармы. Некоторые уверяют, что душа переселится под землю. Некоторые, наоборот, в небеса. Последователи марксизма-ленинизма и прочего здорового материалистического нигилизма и вовсе крутят пальцами у виска. Мол, какая бессмертная душа? Человек заканчивается с последним стуком его биомоторчика, а титры в кино по имени жизнь выбивают на могильном камне.
    Так что же происходит с нами после того, как врач констатирует остановку функций организма?

Думаю, вам уже понятна ситуация, но все же мне придется сообщить вам об этом официально. Татаро Кимиго, вчера вы скончались. Примите мои искренние соболезнования.

Осень. Утро понедельника. Оказывается, на том свете тоже есть погода и дни недели. Или это еще не совсем тот свет?
    В зале уже сидит человек двадцать. Время от времени с улицы входит кто-то еще, но никто не уходит. В зале царит тишина - каждому находящемуся здесь есть, о чем подумать. Время от времени секретарша называет имя и фамилию. Человек встает и проходит в указанную ему комнату. Быть может, там заседают суровые судьи, девизом которых служит "mene, tekel, fares", и они отмеряют меру грехов каждого? Увы, но находящиеся там не похожи ни на апостола Петра, ни на Будду, ни даже на самого завалящего Аида. Это такие же люди, как и вошедший. Здравствуйте, говорит один из них, я вроде как режиссер.
    Так начинается жизнь после смерти по версии Корэ-Эду Хирокадзы.

Вы проведете с нами одну неделю. У каждого из вас будет отдельная комната. Отдыхайте, проведите время в свое удовольствие. Но пока вы находитесь здесь, вы должны для нас кое-что сделать.

Неделю? Всего неделю? Что можно успеть за неделю? Целая жизнь прошла, а я ничего не успел! Почему только одна неделя? Это абсолютно невозможно! Я понимаю - вот та старая дура, она прожила, наверное, лет сто. Сидит, тупо пялится в стол! Да она и говорить-то уже разучилась давно, еще с тех пор как в маразм впала! А вот это плешивый козел? Да он же всю жизнь вкалывал на какой-то провинциальной фабрике. Что он видел в той жизни? Ни-че-го! Ему и мечтать-то не о чем! Да ему уже все равно, но мне-то, мне еще жить и жить можно было! Я столько еще хотел сделать. Да нет, ничего, что к тридцати годам я накопил только старую "Тойоту", сколиоз, цирроз печени и алименты. Я еще столько мог успеть сделать! Неужели ничего нельзя вернуть? Нельзя? Жаль.
    А впрочем, какая разница? Я ведь уже умер.

Из прожитых Вами 85-ти лет вам надо будет выбрать какое-то одно воспоминание. Воспоминание наиболее значительное, представляющее для вас особенную ценность.

Вот так. Нет ни рая, ни ада. Никого не будут наказывать за то, что в детстве он мучил кошек и заглядывал под юбки школьницам. Или даже за убийство. Обидно, конечно. Многие терпели трудности земной жизни в надежде, что на том свете воздастся по заслугам. Зажравшихся олигархов - в кипящий котел, обделенных всем пенсионеров - в райские кущи. И тьфу на вашу монетизацию, замену льгот на кукиш, и нищенскую пенсию. А так несправедливо получается.
    Да неужели? Неужели кому-то на самом деле станет легче, если Абрамовича макнут на том свете в кипящую смолу?
    Здесь живет (живет? даже не знаю - ведь все происходит после жизни) самая настоящая съемочная группа. Есть и режиссер, и сценарист, и даже специалист по спецэффектам. И все они здесь для того, чтобы поставить и снять на пленку самое счастливое воспоминание из той, окончившейся, жизни. Позднее душа отправится на вечный покой, сопровождаемая именно этим воспоминанием. Все остальные, плохие и хорошие, исчезнут. Абсурд, на первый взгляд, но если задуматься - всего лишь развитие идеи о нирване, океане вечного блаженства, в котором растворяется душа.
    Вот тут невольно задумаешься - сколько счастья могут принести деньги олигарху? Нет, на самом деле. Неужели у кого-нибудь из вас самым счастливым воспоминанием является день получки?

К сожалению, вы ограничены во времени. На то, чтобы прийти к какому-то решению у вас есть три дня.

Двадцать два человека должны сделать свой выбор за три дня. Выбор этот не так прост, как кажется. Нет, конечно, некоторые сразу смогли назвать самый счастливый момент в своей жизни. Один из усопших даже вспомнил себя младенцем и беззаботность этого момента показалась ему самым счастливым воспоминанием.
    Кто-то думает дольше. С кем-то съемочной группе просто сложно работать. Приходится проявить смекалку, иначе как можно догадаться, в какое время хочет вернуться древняя старушка, отказывающаяся разговаривать?
    А ты, читатель этих строк? Ты уже прожил вполне достаточно на этом свете, но сможешь ли ты сказать, когда был самый счастливый миг в твоей жизни? Это сложно… Возможно, надеюсь очень нескоро, но и тебе, подобно одному из героев фильма, придется пересмотреть не один десяток кассет с записью своей жизни, прежде чем хоть как-то определиться с таким моментом.
    Но иногда появляется человек, который не может или не хочет вспоминать свою земную жизнь.

Когда вы выберете это воспоминание, наша группа сделает все, чтобы создать на его основе фильм.

На самом деле двадцать два покойника - лишь второстепенные персонажи. Хотя, надо отдать должное изображающим их актерам. Я не являюсь большим знатоком актерского мастерства и откровенную фальшь могу разглядеть только уж в вовсе вопиющих случаях вроде российских телесериалов. Но здесь на самом деле складывается впечатление, что Корэ-Эда снимает настоящих людей, делящихся своими воспоминаниями. Впрочем, не исключено, что так и было - до прихода в художественное кино, он был признан как мастер документального.
    Главные герои фильма - съемочная группа с того света. Таким образом, Корэ-Эда снял своего рода "кино про кино". Члены съемочной группы, как и мы с вами, пьют, едят, ругаются, читают книги, мучаются бессонницей и даже влюбляются. И неделя за неделей снимают кино.
    Здесь тоже все, как у нас, живых. Срок - три дня. Все надо успеть закончить до субботы. Кинопленка, камеры, декорации из картона и ваты. Только на съемочной площадке творится форменный моноспектакль. Главный актер является и единственным зрителем. Впрочем, он не только главный герой ленты, но и сорежиссер, ведь это его воспоминания здесь ставят.
    А после премьерного показа он исчезает, и фильм отправляется в архив.
    Но иногда бывает и так, что кто-то из группы задумывается над тем, что удерживает его от того, чтобы последовать за своими клиентами.

В субботу мы покажем вам фильм.

Если вы не увидите в статье ни одного скриншота - знайте, я решил их просто не делать. Корэ-Эда снял настоящее авторское кино. В нем нет ни одного выдающегося с точки зрения операторской работы кадра, нет движущихся планов, рапидов и зумов. В качестве декораций использован какой-то заштатный провинциальный санаторий. Корэ-Эда нарочно копирует стиль документального кино. В "После жизни" нет даже звуковой дорожки как таковой.
    Возможно, многим фильм покажется затянутым и скучным. Он никуда не торопится, и идет почти два часа. В нем нет конфликта, напряженности. Нет надрыва, часто присущего размышлениям о смерти. Тема греха, как таковая, тоже оставлена за бортом. После жизни остаются только воспоминания человека, так что Корэ-Эда тактично обошел проблему его расплаты за содеянное при жизни. Возможно, это своего рода шанс на прощение - достаточно выбрать правильное воспоминание, и больше не о чем будет сожалеть.

После того, как в вас оживет воспоминание, именно оно будет сопровождать вас в дальнейшем

Прочитав все приведенное выше, кто-то решит, что имеет дело с какой-нибудь кошмарной артхаусной нетленкой, снятой на пару тысяч йен домашней видеокамерой, оценить которую в состоянии только сам режиссер да пара пробитых на всю башку кинокритиканов. Хотя, конечно, это не так. Что ж, я уже говорил, что фильм может понравиться не всем.
    Что лично меня в нем цепляет? Да сложно сказать. Наверное то, что это один из тех редких случаев, когда внутреннее содержание картины гораздо важнее видеоряда. Больше всего "После жизни" напоминает хорошую книгу, с размышлениями и философскими отступлениями, снабженную вместо иллюстраций документальными фотографиями. Впрочем, выбранная Корэ-Эдой техника съемок скорее подчеркивает содержание фильма, чем мешает его восприятию.
    Вряд ли найдется человек, который воспримет версию послежизни Корэ-Эды всерьез. Да и сам режиссер, я думаю, не склонен считать ее альтернативой существующим взглядам. Что же тогда он хотел сказать этим фильмом? Может быть то, что надо постараться жить так, чтобы потом не было мучительно больно выковыривать единственное приятное воспоминания из многих лет никчемной жизни? Но ведь кто-то должен оставаться между небом и землей, чтобы снимать новые фильмы о чужих счастливых воспоминаниях…

P.S. Из Интернета извлечено печальное известие - на Великой Родине Демократии снимают янки-версию фильма… Нет, не поймите меня неправильно - я не имею ничего против американского кино. Оно мне даже нравится. И я прекрасно понимаю, зачем Голливуд снимает римейки японских ужастиков. Но авторское кино? Хотя бы подумали о том, кто будет его зрителем, что ли…

P.P.S. Просто так, для общего развития: фильм был признан лучшим на МКФ Независимого кино в Буэнос-Айресе (1999), получил приз ФИПРЕССИ на МКФ в Сан-Себастьяне (1998), приз "Золотой Могольфье" на МКФ Трёх Континентов в Нанте (1998), и приз за лучший сценарий на МКФ в Турине (1998).

ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


ИНФОРМАЦИЯ:

Приобрести фильм можно на http://www.ozon.ru/

Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)