Авторы статьи: Genickus (Кан Евгений)
Герасимов "Saotome" Алексей

Режиссер: Хаяо Миядзаки
Формат: Полнометражный фильм
Продолжительность: 124 мин.
Студия: Ghibli
Год выхода: 1986

4 года вместе с Вами
мы смотрим аниме!
(с) АниМаг

Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме Классика: Laputa: The Castle in the sky.
АНИМЕ КЛАССИКА  >  LAPUTA: The Castle in the sky

Студия "Гибли" уже давно стала олицетворением только высококачественной продукции. Выпуская в год по 2-3 наименования, она не стремится к массовости, а оперирует качеством своей продукции. А уж та из них, что помечена грифом "Мадэ бай Миядзаки", уверенно может присваивать себе титул "Шедевр!" А уж пройти мимо фильма, ради которого и была создана эта студия, мы просто не имели права.
    Итак, в далеком 1986 году, молодые и весьма одаренные художники, Хаяо Миядзаки и Такахатой Исао, решают рассказать миру одну необычную историю о том, как…

В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был мальчик по имени Пазу. Самый обычный мальчик, работающий в шахтерском городке подмастерьем инженера. В один прекрасный день, а точнее - вечер, он увидел летящую с неба на землю спящую девочку. Как оказалось, Сита (так звали девочку) сбежала от правительства и воздушных пиратов при помощи семейной реликвии - Летающего Камня. За этим камнем все и охотятся. А всё потому, что камень не только позволяет Сите левитировать, но и способен указать дорогу к местной легенде, "Лапуте" - летающему острову, где находятся несметные сокровища. Но этот остров скрывает нечто большее, чем просто сокровища...

Без тени сомнения можно отнести эту историю к детскому жанру - сказке. В начале просмотра некоторые могут решить, что эта сказка довольно банальна. Но, досмотрите фильм до конца и вы убедитесь, что сказка - "ДА", но банальная - "Ни в коем случае!" Банальностей, присущих детским историям, и упрощенного повествования вы здесь не увидите. В этой истории есть злодей, в образе военизированного правительства. Есть пираты, выполняющие положительную роль, что, в принципе, не редкость. Но повествование ведется таким образом, что разделить действующих лиц на "наших" и "не наших" довольно затруднительно. Таким образом, восприятие фильма усложняется настолько, насколько вообще можно усложнить аниме для детей. В фильме есть сокровища, за которыми эти воздушные пираты охотятся, волшебный камень, скрывающий множество тайн. Ну и, конечно же, тот факт, что главными во всей этой истории являются дети - еще одно подтверждение того, что фильм, прежде всего, предназначен для детской аудитории. Но Миядзаки не был бы гением, если бы не создавал вещи интересные как детям, так и взрослым.

Как и в любой сказке, ярко выраженным положительным героям необходимо противопоставить ярко-выраженных отрицательных. В фильме это - военные и политика. Они придают аниме необходимую серьезность. Во времена создания Лапуты, Миядзаки проповедовал практически коммунистические идеи и был ярым сторонником профсоюзного движения. Это не могло не отразиться на фильме. Под покровом сказки, Хаяо преподносит зрителю альтернативную реальность начала 20 века. Каторжный труд шахтеров. Увольнения. Военная тирания. Все это мастерски вплетено в сказочное повествование, не упуская при этом интересов юного зрителя.

Главному герою Пазу постоянно угрожает смертельная опасность, причем, даже в тех случаях, когда поблизости нет врагов. Он падает с высоты, застревает в дырах, но каждый раз остается целым и невредимым. За всю продолжительность фильма, несмотря на сюжет, напрямую не показано ни одного убийства! Приключения и дружба, вот та идея, которой следует Миядзаки, удерживая внимание зрителя на протяжении 124 минут.
    Попытка вставить в фильм частицу семейной интриги главных героев с положительной и отрицательной сторон видна, но она быстро затухает под общий тон боевых действий и мальчишеского героизма. Также весьма необычным выглядит в детской истории паропанк. Но все эти поезда и летающие корабли не мешают образу сказочного мира, в котором происходит действие, а даже наоборот - усиливают эту сказочность, превращая паропанк в некое "украшение" фильма.

Графика аниме выполнена на довольно высоком, для 1986 года, уровне. Не подстегивая аниматоров, Миядзаки добивается своего фирменного рецепта. Практически каждый кадр из его работ в распечатанном виде может послужить качественной заменой картин на стенах вашего жилища. Умеренно-яркие, насыщенные цвета. Индивидуальный, слегка диснеевский стиль на многие годы стал визиткой этого мастера анимации. Красота пейзажей, совмещенная с "внутренним" строением летающего города и необычными механизмами не кажется нелепой. Все это умело совмещается в одно единое гармоничное целое.
    Музыкой к фильму занимался Хисайси Дзёэ, которого рекомендовала Миядзаки звукозаписывающая студия, годом ранее выпустившая первый альбом композитора - "Information". Стиль модерн, в котором сочинял музыку Хисайси, подошел к фильму как нельзя лучше и в дальнейшем музыкант учувствовал в создании практически всех работ студии Гибли ("Навсикая из Долины Ветров", "Унесённые призраками", "Принцесса Мононокэ" и т.д.)

Итог: Отличная добрая сказка для детей. Очень хороший и качественный ответ Японии на диснеевские мультфильмы. Всем детям смотреть в обязательном порядке. Остальным, хоть и не в обязательном порядке, но также стоит посмотреть на становление великого режиссера, Хаяо Миядзаки.

ПОИСК В ЖУРНАЛЕ:

Web animemagazine.ru
Google
ГОЛОСОВАНИЕ:

АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (adminr@animemagazine.ru)