АНИМЕ ОБЗОР
Animemaniacs Magazine Online
Автор обзора: Антон Тудаков aka Monosugoi Syako
Email: monosugoisyako@rambler.ru
Формат: полнометражный фильм
Продолжительность: 132 минуты
Режиссёр: Ринтаро
Студия: Madhouse
Год выпуска: 1985
> Kamui-no Ken

Deprecated: Function ereg() is deprecated in /home/users/g/gerasimov/domains/animemagazine.ru/poll/include/class_mysql.php on line 23

Deprecated: Function ereg_replace() is deprecated in /home/users/g/gerasimov/domains/animemagazine.ru/poll/include/class_poll.php on line 114
АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме обзор. Kamui-no Ken

"Даже если поражение кажется неизбежным, мсти.
Ни мудрость, ни опыт не имеют к этому отношения.
Настоящий мужчина не думает о победе или поражении.
Он безрассудно бросается вперед - навстречу неизбежной смерти.
Поступая так, ты очнешься от своих грез".

Ямамтот Цунэтомо, "Сокрытое в листве".

Как известно, примерно триста лет Япония была практически полностью закрыта для всего окружающего мира. Официально считается, что этот период, носивший название Эпохи Эдо, длился с 1600 по 1867 год. В эти годы страной железной рукой, облаченной в перчаткуюгакэ, правила династия сегунов Токугава. Историки относятся к Эпохе Эдо по-разному. Гуманисты, закатив глаза, вещают о разгуле тоталитаризма в обществе, где закон регламентировал каждый шаг рядового японца. Почитатели культа самураев видят в нем времена небывалого расцвета воинского духа, породившего знаменитый кодекс Бусидо. Как бы то ни было, нельзя отрицать очевидного - режим Токугава был военным режимом. И, как любой другой военный режим, он оказался неприспособлен к существованию в мирное время. Кроме того, изоляция Японии сыграла с ее правителями дурную шутку - запершись от всех, они полностью утратили связь с военным прогрессом. Поэтому, когда вооруженная пушками эскадра командора Перри в 1853 году прибыла в бухту Урага, дни сегуната были сочтены. Веками оттачивавшим концепцию воина-одиночки и мастера меча самураям оказалось абсолютно нечего противопоставить стратегии регулярных войск и огнестрельному оружию. Чуть больше десяти лет спустя после появления "черных кораблей" Перри границы страны были открыты для иностранцев, а знаменитое время самураев закончилось.



Общим фоном для развития сюжета "The Dagger Of Kamui" служит пе-риод, названный Реставрацией Мейдзи, во время которого сегунат был упразднен и власть возвращена императору. Естественно, процесс реставрации проходил далеко не мирным путем и повлек за собой целую цепь клановых войн. Эти вполне реальные события второй половины девятнадцатого века, так или иначе, нашли свое отражение в сюжете, мирно сосуществуя с мистической его стороной и вымышленными персонажами.
    Главного героя "The Dagger Of Kamui" Джиро, как и героев бесчисленного количества такого рода историй, нашли брошенным в дрейфующей лодке. Как он попал в нее, и кто были его родители, долгое время оставалось для Джиро тайной, единственным ключом к разгадке которой мог послужить только найденный при нем короткий меч. Тот самый меч Камуи. Следует отметить, что в английском переводе название этого клинка звучит как кинжал (dagger), с чем я бы не согласился. Родное японское название фильма - "Kamui-no Ken", что говорит о двух вещах. Первое - "кэн" все-таки переводится как "меч". Тем более что в Японии понятие меча трактуется гораздо шире, нежели, например, в Европе. Второе - Джиро происходит из племени айнов, на языке которых слово "камуи" означает "божество". Принято считать, что именно от него и произошло японское "ками". Таким образом, логично было бы перевести название фильма как "Божественный меч".



Кстати, ряд ученых считает, что коренное население Японии - это именно айны, а остальные племена переселились на Японский архипелаг гораздо позднее из района Полинезии.
    Как бы то ни было, Джиро вполне спокойно жил у подобравших его крестьян до тринадцати лет и тайна меча мало заботила его. Но однажды кто-то убил его приемную семью, и подозрение пало на Джиро. Преследуемый разъяренной толпой, он был спасен лордом Тенкаем, могущественным главой клана ниндзя. Растерянный и обозленный на весь мир Джиро становится его учеником и верным слугой. Именно Тенкай рассказывает Джиро, что его приемную семью убил предатель клана по имени Тароза. По заданию Тенкая, Джиро отправляется на поиски убийцы, увенчавшиеся успехом, и вступает с ним в схватку. Странно, но в последнее мгновение перед смертью, Тароза, похоже, узнал Джиро и выкрикнул его имя. Кем же был этот человек?..
    Вкратце такова завязка более чем двухчасового фильма. Дальнейшие перипетии сюжета стоит оставить для самостоятельного изучения читателю этих строк, дабы не портить удовольствие от просмотра.
    Что же такого есть в "The Dagger Of Kamui", из-за чего он оставляет далеко позади целую толпу аниме "про ниндзя"? Да практически все.
    Сюжет отличается редкой проработанностью и вниманием к деталям, так как в его основе лежит книга Яно Тэцу. Я не зря столько места уделил ссылкам на события времен Реставрации Мэйдзи. Если отбросить в сторону легенду о сокровищах Кидда и двойниках Тенкая (да-да, демонов здесь тоже нет!), из "Божественного меча" получился бы весьма достоверный исторический боевик. Поклонников "Последнего самурая" вынужден разочаровать - "Божественный меч" находится гораздо ближе к исторической действительности, чем красивая американская сказка. Увы, как это ни печально, государство самураев отнюдь не было страной рыцарей в сверкающих доспехах. Реставрация Мэйдзи при тщательном рассмотрении оказывается всего лишь схваткой за власть, которую авторы отнюдь не стараются приукрасить. Но Джиро и сам посторонний в этой войне. Его основная цель - месть, а сторонники Реставрации лишь инструменты ее достижения.



Несмотря на общий мрачный настрой, авторы "Божественного меча" не отказали себе в удовольствии включить в число действующих лиц драмы реальных существовавших персонажей за пределами Японии. Как вы думаете, что может быть общего у японских ниндзя и американского юмориста Марка Твена?
    Рисунок и техническое исполнение остаются на очень высоком уровне и сейчас, двадцать с гаком лет спустя после выхода фильма на экран. Как и в большинстве исторических аниме, здесь на первый план выступает мастерство прорисовки и оживления персонажей, а не создание впечатляющих мехапримочек. А уж на этом поприще аниматоры Madhouse не одну тонну рамена съели. Поскольку это полнометражка - минимум статичных кадров. И - внимание - НИКАКОГО, блин, кавая! Есть ли в графике недостатки? Да, присутствуют стандартные штампы в изображении второстепенных персонажей. Да, отрисовке фонов далеко до фотореалистичности последних шедевров Миядзаки. Но кого это, черт побери, волнует, если картинка на экране и так имеет вид целостный и законченный? Отсутствие же кровищи и омерзительных анатомических подробностей при мордобойных сценах, на взгляд вашего покорного слуги, следует отнести к плюсам фильма. Конечно, каждому свое, но лично у меня воспоминания о просмотре "Ninja Resurrection" ничего кроме отвращения не вызывают.
    Отдельного доброго слова заслуживает оригинальная музыка. Избегая набивших оскомину в самурайских боевиках национальных инструментов типа флейты и барабанов-тайко, музыка, между тем, производит впечатление этнической, и она весьма к месту. Хотя ничего похожего в японской этнике я раньше не слышал.

Что можно сказать, подводя итог? Смотреть ли "The Dagger Of Kamui"? Однозначно, и без скидок на персональные пристрастия. Личный опыт показывает, что фильм легко может захватить воображение человека, не имеющего ни малейшего представления об аниме. Тем, кому чхать на историю Японии и поиски подтекста, достаточно будет технического совершенства картинки и верхушки айсберга - занимательного сюжета. Те же, кто привык смотреть чуть глубже, наверняка найдут, над чем поразмыслить. Была ли права до конца хотя бы одна из противоборствующих сторон при Реставрации Мэйдзи? Ответ, увы, неоднозначен, на что намекает последняя сцена фильма, когда Джиро встречается с Сайго Такмори, одним из лидеров победивших сторонников императора. Уж очень явно просматриваются в нем черты лорда Тенкая…



Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (master@shakhty.ru)