ВОСТОЧНОЕ КИНО
Animemaniacs Magazine Online
Автор обзора: Евгений Кан
Email: genickus@rambler.ru
Режиссер: Такеши Китано
Страна: Япония
Год: 2002
Жанр: Драма, Философия
Компании: Office Kitano; Shochiku; Bandai Visual; Tokyo FM
> Dolls
АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Animemaniacs Magazine Online (2006) Восточное Кино. Dolls

"Куклы" - один из самых известных проектов Такеши Китано. И, при этом, он больше других фильмов приближен к философии. Именно это меня в нем и привлекло. В основе практически каждого фильма Китано, лежала история полицейских и мафии, здесь же этот элемент имеет очень слабое влияние. Это отдаляет фильм от боевика и приближает его к драме.

В основу сюжета фильма положена любовная история. Да не одна, а целых три. Но ни в одной из них, как это ни парадоксально, нет никаких ярко-выраженных любовных элементов. Весь фильм построен таким образом, что все истории напрямую не связаны друг с другом. Они, как отдельные минифильмы. Тем не менее, такая тройная драма имеет сравнительное значение. Различия и схожесть элементов драматических отношений помогают зрителю оценить каждую из историй, разобраться в них. Так как все три истории различны, вкратце опишу каждую из них.



История первая. Куклы.
    Мацумото и Савако решили пожениться, но в последний момент Мацумото женится на дочери президента компании, в которой работает. Он выбрал карьеру, но, узнав, что Савако едва не покончила жизнь самоубийством и лишилась рассудка, решает остаться с ней. Мацумото связывает себя веревкой любви с Савако, дабы больше никогда не расставаться со своей истинной возлюбленной.
    С этой истории начинается и ею же заканчивается фильм. Основная ее часть, на первый взгляд, не говорит ни о чем конкретном. Сюжет, казалось бы, легко предугадать - обычные отношения, превращающиеся в скандалы и интриги. Но ни скандалов, ни интриг в фильме нет. Более того, осознание ситуации проходит у героев без помощи слов. Молчание способствует их пониманию и, в то же время, создает небольшую нагрузку на зрителя, заставляя его делать попытки понять героев и осмыслить их действия.
    История "Кукол" - самая сложная во всем фильме. Знакомясь с ней, нужно опираться только лишь на философскую логику, которая дается не всем. Помимо того, что история Мацумото и Савако сложнее двух других, в ней нет конкретного завершения. И что ждет героев впереди, счастье или страдание, остается неясным до конца.



История вторая. Якудза.
    Казалось бы, что может испортить взаимную любовь жениха и невесты? Ответ банален - деньги. Парень Фиро решает на время расстаться со своей любимой, чтобы вернуться к ней достойным человеком, достигшим высокого социального статуса. Рёко (невеста), в свою очередь, обещает ему, что будет ждать его в парке каждую субботу, пока он не вернется. По прошествии неизвестного количества лет парень становится боссом Якудзы, но забывает о своей девушке. Но она продолжает верить, что он придет и по-прежнему ждет его в парке каждую субботу.
    Романтично? Не совсем. Эта история показывает, насколько любовь может оказаться жестокой. Одни ее забывают, другие помнят всю жизнь. Однако для тех, кто вечно верит в любовь, жизнь бессмысленна. Они уже не живут, они просто существуют надеждой, что любимый выполнит обещанное.

История третья. Фанат.
    Харуна Ямагучи - поп-идол. Она молода, знаменита, популярна. У нее повсюду свои фанаты. Но среди этих фанатов есть человек, который не просто возносит своего поп-идола, но готов на все ради нее. Причем, это не пустые слова. Но автокатастрофа, в которую попадает Харуна, поворачивает ее жизнь. Она больше не хочет, чтобы фанаты видели ее такой. И лишь самый преданный из них готов пойти на все ради встречи со своим идолом.
    Можно ли назвать такой фанатизм любовью? Можно подумать, что это глупо, но тут скрывается свой смысл. Преданность истинного фаната бывает порой сильнее всякой любви. Эта история ярко доказывает этот факт.



Фильм довольно сложен для понимания. Тут необходимо прочувствовать буквально каждого героя, чтобы найти все ответы на вопросы о любви, которые поставлены здесь с необычной - философской точки зрения, а не с драматической, как многие зрители привыкли. Внутренних образов также хватает, что усложняет просмотр. Уникальное сочетание драматизма и мыслей о вечном создает умиротворенную атмосферу, не лишенную, впрочем, активных действий.
    По сюжету, все три истории связываются между собой очень слабо, более того - случайно. Поэтому может показаться, что вы смотрите три абсолютно разных фильма. Но по своей структуре они схожи - несчастная любовь лежит в основе каждой истории.

В самом начале фильма режиссер показывает кукольное представление. Во время просмотра фильма это представление очень быстро забывается, но в финале в кадре вновь появляются эти куклы. Смысл "кукольного" компонента довольно ясен - главные герои сами являются куклами. А если призадуматься, то вся наша жизнь - сплошное кукольное представление. Тогда очевиден вопрос - кто же играет нашими жизнями и судьбами? Имеет ли он сам чувства и эмоции, присущие человеку? Как видите, задумчивого зрителя философская логика фильма может завести очень далеко. Поэтому тут стоит ограничиваться лишь любовными рамками и не влезать в глобальные вопросы.

Финалы всех трех историй оставляют после себя неприятный осадок. Начинаешь понимать все реалии любви - она может привести человека не только к счастью, но и к страданию, даже уничтожению человеческой жизни. Любовь здесь не показана, как окрыляющее чувство, скорее - как уничтожающее. И это более приближено к реальности, нежели счастливые завершения всякого рода мыльных опер и западных мелодрам.

Итог: Фильм для истинных ценителей восточного кино. Внутренний смысл, неоднородный взгляд на философские вопросы, присутствие тонкой грани, отделяющей жестокую любовь от красивой романтики. Все это великолепным образом сочетается в трех поистине трагических историях, участники которых стали жертвами любви.



Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (master@shakhty.ru)