АНИМЕ КЛАССИКА
Animemaniacs Magazine Online
Автор обзора: Кан Евгений (Genickus)
Email: genickus@rambler.ru
Формат: полнометражный фильм
Продолжительность: 135 мин
Режиссёр: Хаяо Миядзаки
Студия: Studio Ghibli
Год выпуска: 1997
> Mononoke Hime

Deprecated: Function ereg() is deprecated in /home/users/g/gerasimov/domains/animemagazine.ru/poll/include/class_mysql.php on line 23

Deprecated: Function ereg_replace() is deprecated in /home/users/g/gerasimov/domains/animemagazine.ru/poll/include/class_poll.php on line 114
АниМаг Рейтинг!
Смотреть НУЖНО!
Смотреть МОЖНО!
Смотреть СКУЧНО!
Смотреть ВРЕДНО!


Animemaniacs Magazine Online (2006) Аниме Классика. Mononoke Hime

Некоторые факты:

"Принцесса Мононоке" - в свое время стал самым дорогим фильмом за всю историю мировой анимации. На его создание было потрачено 2,4 миллиарда йен (около 20 миллионов долларов). Фильм полностью себя окупил и стал самым кассовым проектом за всю историю Японии.

В фильме активно используется компьютерная графика, более чем в 100 кадрах.

Первоначально, в 1980, Миядзаки собирался сделать "Принцессу чудищ" о том, как девушку заставил выйти замуж за Мононоке ее отец-феодал. Но проект реализован не был (вместо него вышел "Laputa: The Castle in the Sky" 1986). Однако, возвращаясь к "Принцессе", Миядзаки переделал сюжет.

На пресс-конференции, после завершения "Mononoke Hime", Миядзаки говорил: "я думаю, что этот фильм (Mononoke Hime) будет последним полнометражным аниме, которое я делаю". Через 4 года он снимает "Sen to Chihiro no Kamikakushi" (Унесенная призраками).

Действие фильма происходит в эпоху Муромати (1392-1573 или 1333-1467, в зависимости от автора периодизации), примерно во времена Войны Онинов (1467-1477). Миядзаки выбрал этот период, потому что именно тогда отношения в Японии между людьми и природой сильно изменились. В эпоху Муромати производство стали резко поднялось, и оно потребовало срубить огромное количество деревьев (для производства древесного угля). Это была эпоха смуты, но и эпоха свободы.



Принцесса Мононоке - пожалуй, самый известный на данное время фильм студии Гибли и Хаяо Миядзаки. После таких наименований, как "Laputa: The Castle in the sky", "My Neighbor Totoro", "Kiki's Delivery Service", которые стали настоящей классикой детского кино, Миядзаки постепенно стал переходить на более серьезные аниме. И одним из первых шагов стала "Принцесса Мононоке".

Некий обезумевший демон нападает на деревню, и Ашитака, молодой воин, ради ее спасения, убивает демона, который оказывается одним из кабанов клана Оккото. Но в бою ему передается проклятье. Он узнает, что скоро умрет, и чтобы выжить, ему необходимо найти Шиши Гами - Бога Леса, способного исцелять одних и отнимать жизни других.

С этого начинается путешествие главного героя фильма, Ашитаки. Несмотря на то, что по описанию аниме напоминает начало захватывающей приключенческой истории, таковым фильм не является. И вообще, в основе этого аниме заложены не приключения, а сложные социальные вопросы, касающиеся отношений между людьми, и вопросы взаимоотношения человека и природы. История, скорее, напоминает какой-то миф или легенду средневековья. Божества леса в виде Кабанов, Волков, Обезьян и Оленя. Девушка, считающая себя Волком, и люди, противостоящие этим божествам по тем или иным причинам, ведут войну между собой. Однако "Принцесса Мононоке" не так проста, как кажется. Несмотря на приключенческое начало и сказочную "оболочку", оно задает довольно сложные вопросы, но прямых ответов при этом дает крайне мало.
    Зритель воспринимает окружающую среду с точки зрения главного героя Ашитаки, принимая его стремление избежать войны. Сперва он (а вместе с тем и зритель) знакомится с Эбоши - женщиной, налаживающей мануфактурное производство. Она в свое время дала шанс даже тем людям, на которых наплевало общество. Она дала работу прокаженным, выкупила из борделей всех девушек, что смогла найти. Их крепость - своеобразный рай, где все работают, все равны, люди довольны своей жизнью. Вся работа сводится к производству огнестрельного оружия. За счет этого и существует этот рай. Однако здесь, как и в реальной жизни, не может быть все безупречно. Счастье одних дается страданиями других. И этими другими стали Божества Леса. Для производства металла необходим огонь, требующий дров. Вырубаемый людьми лес - место обитания Богов. Вместе с Ашитакой мы познаем и эту сторону противостояния. Волки, под руководством своего лидера, волчицы Моро, не собираются терпеть это, и главной их задачей становится убийство людей и их лидера, Эбоши. В этом противостоянии оказывается и Сан - Принцесса Мононоке ("мононоке" - разгневанный дух). Именно она - воплощение волка в человеческом теле. Душой Сан принадлежит Волкам, и готова сражаться за них, но телом она все-таки человек, а потому понимает Ашитаку, пытающегося уладить конфликт мирным путем.



Вот в чем состоит одно из главных противоречий этого аниме. Обе враждующие стороны правы. Зритель, вместе с героями, понимает обе стороны, и Волков и Людей. Он не может никого осуждать, каждый борется за собственное счастье. Но как решить проблему, не проливая крови? Какой компромисс можно найти? Вопросы, требующие ответа во все времена человеческой истории, и очень часто остающиеся без них...

В противостоянии Людей и Богов Миядзаки не делает акцента на стратегических планах, а описывает меняющиеся отношения между героями, освещая всю глубину этого непростого вопроса. Однако эти отношения, как таковые, не доводятся до конца, заставляя домысливать самую сложную часть, а именно - решение, зрителю. Но фильм состоит не только из поисков мирного решения между двумя непримиримыми, на первый взгляд, соперниками, но и из взаимоотношений Природы и Человека. При этом первый вопрос отходит на второй план. Конфликт, из-за которого началось противостояние, полностью забывается, вместо него главной целью становится Шиши Гами.
    Конфликтная ситуация между Людьми и Природой ярко проявляется в нарушении баланса Жизни и Смерти, который олицетворяет, как раз таки Шиши Гами. Но даже в такой сложной ситуации Ашитака остается верен себе - сделать все, чтобы избежать лишних жертв, в особенности жертвы Шиши Гами. Сан поддерживает его в спасении этого Божества, однако она продолжает сомневаться насчет мира с Эбоши.



Любой финал в подобном аниме был бы непредсказуемым. Миядзаки не стал усложнять смысловую нагрузку фильма и оставил их без ответов, доведя саму сюжетную линию до логического финала. Задуматься над ними или просто забыть - дело каждого зрителя. Они не врезаются в память, но для осмысления сложных человеческих отношений с природой полезно будет поразмыслить над их значением в фильме.

Итог: Аниме можно рекомендовать для просмотра всем более или менее серьезным зрителям. Главное, не делать акцента на многочисленных спецэффектах, начинающих появляться в аниме ближе к концу, а сосредоточить внимание на сложившейся непростой ситуации. Аниме показывает сложность социальных вопросов, граничащих с политикой, и освещает вопросы природного баланса, уравновешивающего Жизнь и Смерть. Но конкретных ответов оно не дает, более того, проблемы с лесом, Шиши-Гами и Ашитакой исчезают сами с собой. Миядзаки не стал усложнять их, тем самым постепенно превращая фильм из сложного политико-социального и полуфилософского в приключенческо-развлекательный.


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (master@shakhty.ru)