АВТОРСКИЙ УГОЛОК
Animemaniacs Magazine Online
Автор: Сергей Тимохин ака Gray
Email: s_timohin@mail.ru
> Грёзы несостоявшегося аниматора
Animemaniacs Magazine Online (2006) Авторский уголок. Грёзы несостоявшегося аниматора

Недавно я сидел и размышлял: откуда всё же взялось слово "анимация"? Где его корни? Русский аналог этого слова куда проще объяснить. "Мультипликация", произошедшая от слова "multiplicatio", которое можно перевести, как "умножение", знакома нам с детства. В данном случае имеется в виду приумножение картинок, из которых складывается мультфильм. А "анимация" откуда взялась? У меня было много версий, и всё же лезть в любимый Google было невыносимо лениво. Я решил для себя, что лучше всего трактовать происхождение этого термина может латинское слово "anima" - душа. Иными словами, анимация - это процесс, при котором художник вдыхает жизнь в свои рисунки. Он одушевляет их, и они начинают существовать сами по себе, уже без его помощи. В таком случае, слово "аниме" ближе всего к латинскому первоисточнику, следовательно, и души в нём гораздо больше. "Приятно" - отметил я про себя. Может быть, именно поэтому люди так тянутся к этому виду искусства? Нелепое объяснение, основанное на собственных размышлениях и догадках, навело меня на мысль о том, что немногие из вас, дорогие мои читатели, достаточно осведомлены об анимации, как таковой. Мы, по сути своей, потребители. Нас редко интересует процесс создания той или иной ленты. Мы увлечённо её смотрим, не задавая лишних вопросов. Оцениваем качество с умными выражениями лиц. Долго критикуем или хвалим, в зависимости от собственных предпочтений, используя высокопарные фразы. Но мы забываем о тех людях, которые стоят за созданием объекта нашего обсуждения. Возможно, будет упомянута пара фамилий из финальных титров, название студии, общее впечатление о фильме и пара-тройка особенно запомнившихся моментов. Но глубже никто копать не станет. Так как это ему попросту не нужно. Чтобы оценить анимацию не только в роли потребителя, вам нужно самому быть немножко аниматором. А чтобы стать аниматором - нужно всего лишь этого захотеть.

В детстве, в отличие от других детей, я мечтал стать вовсе не космонавтом, не супергероем из какого-нибудь западного фильма, не терминатором и не робокопом. Я мечтал рисовать мультфильмы. Да, именно так и было. Хотя, почему было? Я и сейчас об этом мечтаю. Хотя, обо всём по порядку…

Наскальные рисунки Что есть анимация? Анимация - процесс, напрямую связанный с инертностью нашего зрения. Когда картинки сменяют друг друга достаточно быстро, зрение не успевает замечать переходов между ними и мозг воспринимает всё, как единый неразрывный образ. Издревле люди пытались оживить изображение. Среди доисторических наскальных рисунков были найдены изображения зверей, у которых вместо четырёх ног было по восемь и более, что показывало данное животное в движении. В 1828 француз Пауль Рогет продемонстрировал общественности вращающийся диск, на одной стороне которого была птица, а на другой стороне - пустая клетка. Думаю, вы представляете себе, что будет, если этот диск очень быстро крутануть. Появились фотокамера и проектор. Потом был Стюарт Блактон со своей первой анимационной короткометражкой "Забавные выражения веселых лиц", появившейся в 1906 году. Представьте себе, что каждое выражение лица художник рисовал мелом на чёрной доске, фотографировал его, потом стирал и рисовал следующее. Очень печально, что эти произведения не дожили до наших дней. Японским же анимационным фильмом, созданным по такой же технологии, аккуратно упёртой с запада, был и остаётся "Новый альбом набросков" Симокавы Декотена. Он появился в 1917 году, и может смело присвоить себе звание "Первый аниме-фильм".

Александр Татарский Ой! Что это я в историю побрёл. Вернусь к себе любимому ^__^ Вернее, к моему знакомству с анимацией. Начиналось всё, как это ни странно, вовсе не с содранных у запада "Ну, погоди!" (если кто не в курсе: художнику-аниматору Котёночкину не давали покоя разборки американских Тома и Джерри), а с наших отечественных андеграундных короткометражек, которые делали художники-энтузиасты. В числе этих первопроходцев были Владислав Старевич - основоположник русской анимации, и Александр Татарский. Последнему человеку я очень многим обязан в плане наставления на путь истинный. Для тех, кто не в курсе, поясняю: Александр Татарский, практически в одиночку создал культовый, на мой искушённый взгляд, фильм "Крылья, ноги и хвосты". Его рукам принадлежат такие шедевры, как "Следствие ведут колобки", "Падал прошлогодний снег", "Пластилиновая ворона" и многие-многие другие не менее известные и любимые мультфильмы нашего детства. Падал прошлогодний снег Следствие ведут колобки Он же основал и по сей день возглавляет первую негосударственную российскую анимационную студию "Пилот". Этот человек на своих плечах вытянул анимацию в нашей стране из такой, извиняюсь, ж%пы, что ему стоило бы отгрохать неплохой памятник в центре столицы. В данный момент студия закончила работу над 15-серийным проектом "Гора самоцветов", где каждая серия представляет собой сказку народов бывшего СССР. Более того, каждая сказка выполнена в своём графическом стиле и технике анимации. Я остался очень доволен сериалом и посмотрел его с огромным удовольствием. Но! Что-то я часто ухожу в лирические отступления. Вернёмся к моему повествованию. Итак...

Именно тогда я и заинтересовался анимацией, как таковой. Начались судорожные поиски информации. Но куда там! Книгу о создании мультфильма в то время было не отыскать. Я радовался крошечным статьям в журналах, каким-то обрывкам информации, малюсеньким брошюркам, будто бы написанным на скорую руку на коленке в автобусе. Но сдаваться я не собирался, хотя мне было на тот момент всего лет восемь.

Уолт Дисней Потом для меня началась эпоха Диснея. Я уже был неплохо подкован в истории анимации, в технологиях её создания и особенностях производства, поэтому, появление на нашем телевидении "тупых американских сериалов" от анимационного гиганта с запада было для меня настоящим праздником. Как сейчас помню, как я ждал начала новой серии и впитывал глазами каждый кадр, каждый рисунок, каждую позу героев. Радовался и переживал вместе с ними. Выбирать в то время мне было не из чего, поэтому, я смотрел то, что показывали. Мдя. Девиз Диснея тех лет в отношении сериалов был и остаётся по сей день: "пипл хавает - мы делаем". Семья моя была бедной, и купить видеомагнитофон по тем временам было чем-то из разряда научной фантастики. Телевидение становилось едва ли не единственной возможностью контакта с анимацией для одержимого жаждой информации ребёнка.

Аниме тоже понемногу входило в мою жизнь. Вместе с другими мальчишками мы смотрели его на пиратских видеокассетах в качестве дописок к различным фильмам. Сами понимаете, что ничего достойного среди подобных записей мне не попадалось, следовательно, и заинтересованности в японской анимации у меня особой не возникало. Хотя, уже тогда я отметил про себя, что в их анимационных работах есть что-то такое, чего не позволяет себе больше ни одна страна. Они показывают всё очень откровенно и, в тоже время, с душой.

Наш сосед Тоторо Хаяо Миядзаки А потом был, если я не ошибаюсь, 91 или 92 год, когда по нашему телевидению показали "Мой сосед Тоторо". Что я могу сказать: это для меня было откровением свыше. Я заболел этой мохнатой зверюгой. Я мог с завязанными глазами секунд за пятнадцать нарисовать кота-автобуса и Тоторо с зонтиком в лапах. Хаяо Миядзаки открыл мне глаза на то, КАК нужно и можно делать качественные добрые мультфильмы (именно мультфильмы, ведь слова "аниме" в моём тогдашнем лексиконе ещё не было). С тех пор я со священным трепетом переключал каналы в надежде увидеть хоть что-то, похожее на мною увиденное, но ничего подобного там не было. Вокруг царил Дисней.

Прошли годы. Я стал одним из самых известных "анимешников" (как это принято сейчас называть, да и слово "отаку" я на дух не переношу) в своём родном городе Томске. У меня есть доступ практически к любому даже самому редкому аниме-фильму или сериалу. Я провожу аниме-показы на большом экране и читаю лекции по истории анимации. Выступаю по телевидению и по радио. Имею, к своему величайшему счастью, возможность работать бок о бок с известнейшими российскими журналистами в области анимации и кинематографа. Другие анимешники узнают меня на улице и здороваются, хотя некоторых я даже не помню. Но от этого я не чувствую себя полноценно счастливым и удовлетворённым. Мне не хватает самого главного. Я всё ещё мечтаю о том, что в один прекрасный день я стану аниматором. Пусть через много лет. Пусть не совсем так, как я это представлял себе в детстве. Но обязательно я вдохну жизнь в свои рисунки. А пока - я лишь несу в себе частичку знания для тех, кто не знает, что есть на свете столь удивительное явление, как "анимация".

Анимация в блокноте В детстве многие из вас наверняка проделывали такую штуку: на каждой странице блокнота рисуется по фазе какого-либо движения, потом страницы блокнота быстро пролистываются и картинка оживает. Если вы хотя бы раз делали это - вас уже можно смело называть аниматором. Пусть это самый примитивный способ оживить картинки, но ведь не технология тут играет главную роль.

Будучи школьником, я дорвался до простенького компьютера двоюродного брата и впервые познакомился с программным обеспечением зарубежных аниматоров. Название "AutoDesk Animator" вряд ли вам что-то скажет, а для меня это было чем-то свыше. Я, высунув язык, старательно чертил мышом (не было тогда графических планшетов в нашей стране) фигурки персонажей своих первых короткометражных лент.

Помню и своё знакомство с трёхмерной графикой. Представьте себе "3D Studio" (тогда ещё слова MAX в названии не было) версии 1.2. Понимающие люди должны выпучить глаза. Да, я работал ещё с таким древним софтом. Когда минуту анимации рендеришь ("rendering" - рендеринг финальный математический просчёт трёхмерной анимации с окончательным выводом её в видео-файл) около месяца с перерывами на сон и школу. Зато потом смотришь этот минутный ролик, на который ты убил столько времени и тихо радуешься. Пусть через десять лет я буду до коликов смеяться над своими "произведениями", зато я сделал их своими собственными руками. Эти рисунки (или трёхмерные модели) ожили моими стараниями. Чувствуешь себя необычайно живым в такие моменты. Может быть, моё призвание именно в анимации? Или стоит забыть о своих детских мечтаниях? Кто знает ответ на этот вопрос?...

Честно говоря, я не считаю себя "анимешником". Ограничивать себя лишь одной гранью чего-то огромного и неизведанного до конца - глупо. Я - поклонник любой анимации (пусть аниме и моё профилирующее направление). Поклонник одушевления рисунка. Всего этого магического процесса. Начиная от общей идеи и написания сценария, заканчивая финальным монтажом, озвучкой и проверкой уровня качества с последующим релизом.

В моём городе нет анимационных студий. Есть очень талантливые аниматоры-одиночки, с которыми я поддерживаю дружеские и деловые отношения. Но этого недостаточно. Жителям столицы повезло куда больше, чем мне. Они могут приехать в студию "Пилот", к примеру, и попытаться пройти отбор на курсы аниматоров. Кто знает, может быть, прочитав эту статью, кто-то именно так и сделает. В таком случае я буду особенно счастлив: ведь потом этот человек оживит свои мысли, он одушевит свою мечту. Мечту, к которой я так долго стремлюсь и обязательно найду в ней своё маленькое Грэевское счастье.

Хочу выразить персональные благодарности:
    1) Своей любимой жене Светлане за то, что она всегда поддерживает меня в моих увлечениях и устремлениях.
    2) Томским аниме-старейшинам: Акуме, Акире, Кошу - вы мне очень помогли в своё время.
    3) Своей глубокоуважаемой тёте-художнице, которая привила мне любовь к живописи.
    4) Своему двоюродному брату, который уступал мне свой компьютер на целые недели.
    5) Уолтеру Элайосу (известному так же, как Уолт Дисней) за то, что он начал всё это и вывел на более или менее серьёзный уровень.
    6) Хаяо Миядзаки за то, что он продолжает сеять добро по сей день и радовать меня, да и многих других поклонников его творчества потрясающими аниме-шедеврами.
    7) Александру Татарскому за то, что он не даёт уже который год сдохнуть Российской Анимации (напишу с большой буквы, ибо очень уважаю наши мультфильмы).
    8) Юрию Норштейну за то, что он показал нам "Ёжика в тумане", который навсегда останется в наших сердцах.
    9) Туве Янссон за то, что во мне до сих пор жива мысль создать качественный полнометражный анимационный фильм по мотивам её потрясающих сказок.
    10) Вам, уважаемые наши читатели, за то, что вы регулярно заглядываете в наш журнал и интересуетесь миром японской анимации.
    11) И, конечно же, Алексу Саотоме (известному так же, как Алексей Герасимов) за то, что он делает такое замечательное дело и несёт знание в массы! Лёшка, спасибо тебе огромное! Мне очень приятно с тобой работать ^_^



Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (master@shakhty.ru)