АНИМЕ ОБЗОР
Animemaniacs Magazine Online
Автор обзора: lordserpent
Email: lordserpent@yandex.ru
Формат: полнометражный фильм
Режиссёр: Мамору Осии
Студия: Production I.G./Ashi Productions/F.A.I. International/Studio Egg/Studio Takuranke
Год выпуска: 1993
> Patlabor 2: The Movie
АниМаг Рейтинг!
Читать НУЖНО!
Читать МОЖНО!
Читать СКУЧНО!
Читать ВРЕДНО!


Animemaniacs Magazine Online (2005) Аниме Обзор. Patlabor 2: The Movie


    Этот фильм лично мне понравился гораздо больше, в первую очередь потому, что он стал более глубок и более серьёзен. Синохара и его сдвинутая подружка теперь находятся на периферии повествования (и появляются всего в паре сцен), первую же скрипку играют Гото и Нагумо - забавная инверсия, не правда ли? Причём именно госпожа Синобу, пожалуй, и является главной героиней: её образ теперь проработан куда более тщательно и тонко, хотя достигается это не обильными флэшбэками или сеансами психоанализа (ни того, ни другого там нет). Она - как, по идее, и все военные (и полицейские) - человек очень спокойный и сдержанный, и её чувства если и находят выражение, то не в словах, а в действиях, да и то не всегда. Старый товарищ по работе Гото так и остался человеком, который может ловить рыбу, кипятить чайник и арестовывать преступника с одинаково отсутствующим выражением лица, но его "соратница" при всём желании не может не проявлять чувств.



    В сравнении с первой частью фильм претерпел очень существенные изменения. О сюжете я расскажу немного, потому что вторая часть по сравнению с первой гораздо меньше на нём сконцентрирована. Сюжет стал гораздо более мрачным и в чём-то даже апокалипсическим: если в первом фильме герои пытались предотвратить приближающуюся катастрофу, то теперь она начинается у них (и у нас) на глазах. Они сами дали ей начаться. Нагумо с друзьями, наверное, единственные, кто мог бы помешать этому, ибо только они в достаточной мере понимали, что происходит (кстати, "Патлабор 2" - один из немногих известных мне фильмов, в котором героям известно больше, чем зрителям). Но она не хотела спасать мир, а хотела найти и призвать к ответу своего старого учителя и возлюбленного, который исчез три года назад. А пока она пытается разобраться в своих чувствах, начинается война.



    Собственно боёв в фильме показано всего ничего, но почти постоянно идёт какая-то прелюдия к ним: ездят танки, летают самолёты, агент осуществляет миссию по проникновению. Юмора теперь практически нет (а тот который есть - дурацкий и неуместный), Ветхий Завет тоже забыт: если какие-то отсылки к различным мировым религиям и присутствуют, то они запрятаны настолько глубоко, что я при всём желании не могу их обнаружить (зато появились куда менее типичные для режиссёра размышления о природе войны). Дизайн тоже претерпел некоторые изменения и стал более реалистичным, что можно рассматривать как недостаток (можно, впрочем, и не рассматривать). Стиль постановки - подчёркнуто реалистичный (в частности, традиционными аниме-приёмами вроде "несущегося" фона авторы пренебрегли), совмещения несовместимого больше нет, атмосфера теперь вполне типичная для Осии в его нынешнем, зрелом состоянии. Сюжет, интересный и запутанный, включающий в себя почти равноправное противостояние нескольких сторон, отступает перед неспешным (даже более неспешным, чем это обычно у режиссёра бывает) течением реки аудиовизуальных образов, порой имеющих достаточно опосредованное к нему отношение (в одном эпизоде даже появляется сакральная собака). Порой хочется забыть о сюжете (а потом пытаться понять, что же происходило) и просто любоваться панорамами ночного мегаполиса, колоннами танков, стаями белоснежных птиц, дирижаблями, что парят над подёрнутым голубой дымкой городом. Залитых солнцем трущоб и развешанного для просушки белья здесь мы уже не увидим, их место заняли серые, заброшенные промзоны (своеобразной эстетики тоже отнюдь не лишённые), мимо которых по поверхности почти столь же серой реки проплывает катер, а в небесах посреди облаков висит силуэт самолёта. Именно висит: он не движется. Не вполне понятно, какую цель преследует этот и некоторые другие артхаусные приёмы, но они завораживают, как завораживает и видеоряд.



    Графика, созданная великой и ужасной Production I.G (которая тогда ещё называлась IG Tatsunoko), усиленная редким и всегда удачным применением компьютеров, действительно эталонна. Немного я видел фильмов с лучшей анимацией, и немалую их часть снял всё тот же Мамору Осии; даже в американской анимации, оперирующей многократно большими бюджетами, редко можно увидеть такую красоту. Как было сказано выше, чувства героини в основном скрыты от посторонних глаз - но они отражены через образы, которые её окружают. Конечно, образы эти неоднозначны и допускают различные трактовки, но разве проникнуть в человеческую душу легко? Причём образы не просто графические, а именно аудиовизуальные, совмещающие изображение и музыку: Кендзи Кавай, похоже-таки преодолел творческий кризис и продемонстрировал, на что он способен на самом деле. На что он способен, в принципе, и так было понятно, но всё же восхитительная музыка идеально подходит к каждой сцене и очень усиливает производимый эффект.

    Конечно, "Патлабор 2" не идеален (роботы дурацкие, мотивы сил зла не вполне понятны, один персонаж - вообще пингвин какой-то). Но ничего идеального вообще быть не может, а из всех виденных мной "фильмов-про-роботов" этот - самый лучший.


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (master@shakhty.ru)