јЌ»ћ≈ »√–ј
Animemaniacs Magazine Online
јвтор обзора: Ќикиткин "Heskuld" ¬ладислав
Email: heskuld@mail.ru
ѕолное название: Ghost in the Shell: Stand Alone Complex
ѕлатформа: PS2
–азработчик: Bandai Co., Ltd.
»здатель: Bandai America, Inc.
> GitS: SAC
–Р–љ–Є–Ь–∞–≥ –†–µ–є—В–Є–љ–≥!
–Ш–≥—А–∞—В—М –Э–£–Ц–Э–Ю!
–Ш–≥—А–∞—В—М –Ь–Ю–Ц–Э–Ю!
–Ш–≥—А–∞—В—М –°–Ъ–£–І–Э–Ю!
–Ш–≥—А–∞—В—М –Т–†–Х–Ф–Э–Ю!


Animemaniacs Magazine Online (2005) јниме игра. Ghost in the Shell: Stand Alone Complex


    ¬ рунете спор о том, что можно считать аниме-игрой, а что нет, не утихает уже очень давно. ѕуристы призывают давать приставку "аниме", только играм, сделанным по мотивам этого самого аниме, ортодоксы немного расшир€ют рамки, призыва€ считать аниме-играми все продукты игропрома с соответствующим дизайном. Ћибералы добавл€ют все €понские игры с глубоким сюжетом и проработанными характерами персонажей.
    “ак уж исторически сложилось, что редакци€ "јнимага" придерживаетс€ самых, что ни на есть свободных взгл€дов на пон€тие "аниме-игры"; во-первых, сюда мы относим все игры, разработанные в японии (по аналогии: аниме - €понска€ анимаци€, аниме-игра - €понска€ игра), во-вторых, западные игры с анимешным дизайном. “ак что не удивл€йтесь, если на страницах журнала когда-нибудь засвет€тс€ Gran Turismo 4 или, скажем, Oni. ќднако сегодн€ речь пойдет о самой, что ни на есть анимешной игре, анимешность которой трудно будет оспорить даже самым закостенелым пуристам, игре созданной по мотивам попул€рного и уважаемого телесериала - Ghost in the Shell: Stand Alone Complex.
    ∆анр игры - 3D-person action/adventure с €вным напором на первый. ¬ роли ћотоко "ћайора"  усанаги (Motoko "Major" Kusanagi) игроку приходитс€ много и быстро бегать, высоко прыгать, отча€нно дратьс€, метко стрел€ть и решать простые головоломки, причем все это в фантастическо-киберпанковском антураже. Ќичего не напоминает? „то-что?  то сказал Oni? ѕравильно, пусть возьмет с полки пирожок. ¬ старой псевдоанимешной игре от Bungie игроку приходилось заниматьс€ тем же самым, в роли очень похожего на нынешнюю ћотоко персонажа - девушки  оноко. ѕричем, разработчики Oni и не пытались скрывать, что черпают вдохновение в Ghost in the Shell. Ќикогда не перестану удивл€тьс€ хитросплетени€м игровой индустрии. Ќо вернемс€ к нашим баранам.
    ¬се уровни абсолютно линейны, от вас требуетс€ только дойти из точки A в точку B, отстрелива€ по дороге однообразных противников, в основном это д€дьки с автоматами, хот€ иногда попадаютс€ роботы или даже танки, оснащенные AI. „аще всего уровень разбит на несколько заданий, о которых вы узнаЄте от начальства и товарищей, которые св€зываютс€ с вами по сети (через кибермозг), после чего по€вл€етс€ стрелка, указывающа€, в какую сторону и на какое рассто€ние бежать. —в€зь здесь односторонн€€, то есть позвонить в ответ и поболтать с коллегами (как в Metal Gear Solid) вам не дадут. ”ровни, по большей части, представл€ют собой либо узкие серые коридоры, либо нагромождени€ квадратных €щиков и оп€ть-таки узкие серые коридоры, только под открытым небом. ѕримитивизм и кубизм процветают в GitS: SAC.
    Ќекоторые уровни вы проходите за Ѕато (Bato), напарника ћотоко. –азница между персонажами есть, но она не принципиальна (Ѕато помощнее, ћотоко попрыгучее). ј один или два раза вам дадут поиграть за разумный танк “ахикому (Tachikoma), и это, пожалуй, самое веселое. —истема управлени€ GitS:SAC позаимствована из консольных шутеров от первого лица: аналоговые руко€тки отвечают за движение и выбор направлени€, шифты - за прыжки и атаки огнестрельным и холодным оружием (в том числе руками-ногами). ѕерсонаж может одновременно носить по два вида основного (огнестрельного) оружи€ и сколько угодно второстепенного (туда, кстати, вход€т и различные виды гранат). ¬ыбор большой, но, в принципе, пройти всю игру можно, использу€ только автомат, данный изначально.



    ћотоко может, подпрыгнув, отталкиватьс€ от стен, уворачиватьс€ от выстрелов и лазить по вертикальным и горизонтальным лестницам. ¬се эти способности пригод€тс€ дл€ решени€ пространственных головоломок, большинство из которых сводитс€ к тому, чтобы найти лестницу, по которой можно пролезть или точки, с которой можно запрыгнуть в нужное место. Ќа дворе уже далеко не дев€ностые и такой подход, заставл€ющий вспомнить первые серии Tomb Raider или MDK, по меньшей мере, странен, ведь перед глазами есть, например, две части обновленного Prince of Persia. ‘ункци€ уворота от пуль эффектна (ћотоко выполн€ет завораживающий кульбит), но не эффективна (враги все равно попадают), гораздо проще и быстрее перестрел€ть всех противников. ¬о врем€ рукопашной вы просто стучите по кнопке атаки, а ваш персонаж проводит комбу, завершающий удар которой отправл€ет противника в глубокий нокаут, в этот момент включаетс€ slo-mo и камера эффектно показывает добивание с выгодного ракурса. Ќо здесь есть сво€ ложка дегт€: последний удар зачастую даже не касаетс€ врага (что особенно хорошо заметно в замедленном показе), во вс€ком случае, он не настолько силен, чтобы противник отлетел на несколько метров. Ёто создает ощущение кукольности происход€щего, что вредит общему вполне серьезному настрою.
    ≈ще одна фишка GitS: SAC - возможность взламывать кибермозг противника. ¬прочем, взлому поддаютс€ далеко не все и не всегда, сначала нужно найти и убить определенного врага (что это именно тот самый нужный враг вы€сн€етс€ постфактум), после чего считать данные с его бренного тела. ѕосле этого у тех противников, которых можно хакнуть, над головами повисает синий треугольник. —ам процесс представл€ет собой мини-игру на реакцию и наблюдательность: вам надо совместить два движущихс€ кольца с засечками (иногда несколько раз) за отведенное врем€. ¬ случае успеха, враг на некоторое врем€ переходит под ваш контроль, и вы можете заставить его перестрел€ть товарищей (на уровн€х, где есть снайперы - это единственный вариант) или нажать на нужную кнопку. Ёта возможность несколько разнообразит игровой процесс, но возникает она редко, да и никакого смысла в этом, чаще всего, нет.
    ћультиплеер (есть здесь и такой) представл€ет собой deathmatch на split-screen дл€ двух или четырех игроков с широким выбором персонажей и арен. ƒейство на удивление скучное и монотонное, которое хочетс€ бросить уже через первые п€тнадцать минут утомительной беготни по арене в поисках противника.
    √рафика неплоха, а вот с анимацией насто€ща€ беда. Ќа первый взгл€д персонажи двигаютс€ совершенно естественно. ≈сли нажать "вперед", то Ѕато или ћотоко вполне реалистично бегут вперед. ≈сли нажать "вбок", то в сторону. Ќо если нажать "вперед", а затем немного "вбок" (то есть заставить геро€ бежать по диагонали), то анимаци€ движени€ не изменитс€. ¬ GitS:SAC нет промежуточной фазы между движением вперед и в сторону! ј стоит отпустить руко€тку, и персонажи просто останавливаютс€. “ак же просто и без затей они мен€ют направление движени€ на противоположное. Ѕудто инерции не существует вовсе. ѕосле все того же "ѕринца" подобные архаизмы смотр€тс€ не просто странно, а дико. ≈динственное, что не вызывает нареканий - анимаци€ движений “ахикомы, но, во-первых, это танк, во-вторых, танк фантастический, так что тут и вз€тки гладки, но все равно грациозными движени€ми машины можно только любоватьс€.



    ‘игурки персонажей смотр€тс€ вполне прилично, но уровни, за редким исключением (например, битва с финальным боссом или эпизоды, где надо скрыватьс€ от лазерных прицелов снайперов, убивающих с первого выстрела), примитивны до ужаса, впрочем, это, скорее, вина дизайнеров. ƒизайнеры вообще испортили все, до чего дот€нулись. Ќеинтересны враги, хот€ все равно гибнут в считанные секунды, так что бог с ними, но зачем, спрашиваетс€, было мен€ть костюм ћотоко из сериала на абсолютно закрытый? ¬идимо, исключительно из цензурных соображений, чтобы детишки, не дай бог, не увидели голые л€жки.
    —южетные ролики отнюдь не радуют. ¬о-первых, они все CG, которое так изуродовало некоторых персонажей (главную героиню, например), что смотреть без слез на них невозможно. ¬о-вторых, CG крайне низкого качества. —прашиваетс€, неужели нельз€ было сделать анимешные заставки (как в старенькой стрел€лке по GitS дл€ PSOne) или хот€ бы красивое CG?..
    ћузыка совершенно не запоминаетс€, но английска€ озвучка совсем недурна.  стати, ћотоко озвучивает ћелисса ”иль€мсон (Melissa Williamson), также известна€ как ћэри Ёлизабет ћак√линн (Mary Elizabeth McGlynn), котора€ должна быть прекрасно знакома всем поклонниками серии Silent Hill, ведь именно она исполн€ет песни в SH3 и SH4.
    —южет в GitS: SAC действительно хорош. Ёто еще одна истори€ из жизни ƒев€того отдела, вполне т€нуща€ на отдельный эпизод сериала (а то и на парочку): запутанный политический детектив (конечно же, с реверансом в сторону фантастическо-киберпанковского антуража) с философским подтекстом. »стори€, скучновата€ в начале, очень быстро зат€гивает, дает возможность погрузитьс€ во вселенную GitS: SAC, почувствовать себ€ ее частью, а это дорогого стоит. ѕолную аутентичность обеспечили сотрудники студии Production I.G (ответственной за создание сериала), наблюдавшие за разработкой.
    »так, пришла пора сделать вывод. ј вывод будет такой: средне. Ќишевой продукт, направленный на поклонников сериала. —оответственно, дл€ поклонников - must have, всем остальным можно GitS: SAC смело пропустить, на PS2 в жанре action/adventure есть куда более достойные игры.


∆урнал основан в 2002 году. »спользовать материалы можно только с разрешени€ авторов! @ √ерасимов "Saotome" јлексей (master@shakhty.ru)