АНИМЕ ИГРА
Animemaniacs Magazine Online
Автор обзора: Никиткин "Heskuld" Владислав
Email: heskuld@mail.ru
Полное название: Ghost in the Shell: Stand Alone Complex
Платформа: PS2
Разработчик: Bandai Co., Ltd.
Издатель: Bandai America, Inc.
> GitS: SAC
АниМаг Рейтинг!
Играть НУЖНО!
Играть МОЖНО!
Играть СКУЧНО!
Играть ВРЕДНО!


Animemaniacs Magazine Online (2005) Аниме игра. Ghost in the Shell: Stand Alone Complex


    В рунете спор о том, что можно считать аниме-игрой, а что нет, не утихает уже очень давно. Пуристы призывают давать приставку "аниме", только играм, сделанным по мотивам этого самого аниме, ортодоксы немного расширяют рамки, призывая считать аниме-играми все продукты игропрома с соответствующим дизайном. Либералы добавляют все японские игры с глубоким сюжетом и проработанными характерами персонажей.
    Так уж исторически сложилось, что редакция "Анимага" придерживается самых, что ни на есть свободных взглядов на понятие "аниме-игры"; во-первых, сюда мы относим все игры, разработанные в Японии (по аналогии: аниме - японская анимация, аниме-игра - японская игра), во-вторых, западные игры с анимешным дизайном. Так что не удивляйтесь, если на страницах журнала когда-нибудь засветятся Gran Turismo 4 или, скажем, Oni. Однако сегодня речь пойдет о самой, что ни на есть анимешной игре, анимешность которой трудно будет оспорить даже самым закостенелым пуристам, игре созданной по мотивам популярного и уважаемого телесериала - Ghost in the Shell: Stand Alone Complex.
    Жанр игры - 3D-person action/adventure с явным напором на первый. В роли Мотоко "Майора" Кусанаги (Motoko "Major" Kusanagi) игроку приходится много и быстро бегать, высоко прыгать, отчаянно драться, метко стрелять и решать простые головоломки, причем все это в фантастическо-киберпанковском антураже. Ничего не напоминает? Что-что? Кто сказал Oni? Правильно, пусть возьмет с полки пирожок. В старой псевдоанимешной игре от Bungie игроку приходилось заниматься тем же самым, в роли очень похожего на нынешнюю Мотоко персонажа - девушки Коноко. Причем, разработчики Oni и не пытались скрывать, что черпают вдохновение в Ghost in the Shell. Никогда не перестану удивляться хитросплетениям игровой индустрии. Но вернемся к нашим баранам.
    Все уровни абсолютно линейны, от вас требуется только дойти из точки A в точку B, отстреливая по дороге однообразных противников, в основном это дядьки с автоматами, хотя иногда попадаются роботы или даже танки, оснащенные AI. Чаще всего уровень разбит на несколько заданий, о которых вы узнаёте от начальства и товарищей, которые связываются с вами по сети (через кибермозг), после чего появляется стрелка, указывающая, в какую сторону и на какое расстояние бежать. Связь здесь односторонняя, то есть позвонить в ответ и поболтать с коллегами (как в Metal Gear Solid) вам не дадут. Уровни, по большей части, представляют собой либо узкие серые коридоры, либо нагромождения квадратных ящиков и опять-таки узкие серые коридоры, только под открытым небом. Примитивизм и кубизм процветают в GitS: SAC.
    Некоторые уровни вы проходите за Бато (Bato), напарника Мотоко. Разница между персонажами есть, но она не принципиальна (Бато помощнее, Мотоко попрыгучее). А один или два раза вам дадут поиграть за разумный танк Тахикому (Tachikoma), и это, пожалуй, самое веселое. Система управления GitS:SAC позаимствована из консольных шутеров от первого лица: аналоговые рукоятки отвечают за движение и выбор направления, шифты - за прыжки и атаки огнестрельным и холодным оружием (в том числе руками-ногами). Персонаж может одновременно носить по два вида основного (огнестрельного) оружия и сколько угодно второстепенного (туда, кстати, входят и различные виды гранат). Выбор большой, но, в принципе, пройти всю игру можно, используя только автомат, данный изначально.



    Мотоко может, подпрыгнув, отталкиваться от стен, уворачиваться от выстрелов и лазить по вертикальным и горизонтальным лестницам. Все эти способности пригодятся для решения пространственных головоломок, большинство из которых сводится к тому, чтобы найти лестницу, по которой можно пролезть или точки, с которой можно запрыгнуть в нужное место. На дворе уже далеко не девяностые и такой подход, заставляющий вспомнить первые серии Tomb Raider или MDK, по меньшей мере, странен, ведь перед глазами есть, например, две части обновленного Prince of Persia. Функция уворота от пуль эффектна (Мотоко выполняет завораживающий кульбит), но не эффективна (враги все равно попадают), гораздо проще и быстрее перестрелять всех противников. Во время рукопашной вы просто стучите по кнопке атаки, а ваш персонаж проводит комбу, завершающий удар которой отправляет противника в глубокий нокаут, в этот момент включается slo-mo и камера эффектно показывает добивание с выгодного ракурса. Но здесь есть своя ложка дегтя: последний удар зачастую даже не касается врага (что особенно хорошо заметно в замедленном показе), во всяком случае, он не настолько силен, чтобы противник отлетел на несколько метров. Это создает ощущение кукольности происходящего, что вредит общему вполне серьезному настрою.
    Еще одна фишка GitS: SAC - возможность взламывать кибермозг противника. Впрочем, взлому поддаются далеко не все и не всегда, сначала нужно найти и убить определенного врага (что это именно тот самый нужный враг выясняется постфактум), после чего считать данные с его бренного тела. После этого у тех противников, которых можно хакнуть, над головами повисает синий треугольник. Сам процесс представляет собой мини-игру на реакцию и наблюдательность: вам надо совместить два движущихся кольца с засечками (иногда несколько раз) за отведенное время. В случае успеха, враг на некоторое время переходит под ваш контроль, и вы можете заставить его перестрелять товарищей (на уровнях, где есть снайперы - это единственный вариант) или нажать на нужную кнопку. Эта возможность несколько разнообразит игровой процесс, но возникает она редко, да и никакого смысла в этом, чаще всего, нет.
    Мультиплеер (есть здесь и такой) представляет собой deathmatch на split-screen для двух или четырех игроков с широким выбором персонажей и арен. Действо на удивление скучное и монотонное, которое хочется бросить уже через первые пятнадцать минут утомительной беготни по арене в поисках противника.
    Графика неплоха, а вот с анимацией настоящая беда. На первый взгляд персонажи двигаются совершенно естественно. Если нажать "вперед", то Бато или Мотоко вполне реалистично бегут вперед. Если нажать "вбок", то в сторону. Но если нажать "вперед", а затем немного "вбок" (то есть заставить героя бежать по диагонали), то анимация движения не изменится. В GitS:SAC нет промежуточной фазы между движением вперед и в сторону! А стоит отпустить рукоятку, и персонажи просто останавливаются. Так же просто и без затей они меняют направление движения на противоположное. Будто инерции не существует вовсе. После все того же "Принца" подобные архаизмы смотрятся не просто странно, а дико. Единственное, что не вызывает нареканий - анимация движений Тахикомы, но, во-первых, это танк, во-вторых, танк фантастический, так что тут и взятки гладки, но все равно грациозными движениями машины можно только любоваться.



    Фигурки персонажей смотрятся вполне прилично, но уровни, за редким исключением (например, битва с финальным боссом или эпизоды, где надо скрываться от лазерных прицелов снайперов, убивающих с первого выстрела), примитивны до ужаса, впрочем, это, скорее, вина дизайнеров. Дизайнеры вообще испортили все, до чего дотянулись. Неинтересны враги, хотя все равно гибнут в считанные секунды, так что бог с ними, но зачем, спрашивается, было менять костюм Мотоко из сериала на абсолютно закрытый? Видимо, исключительно из цензурных соображений, чтобы детишки, не дай бог, не увидели голые ляжки.
    Сюжетные ролики отнюдь не радуют. Во-первых, они все CG, которое так изуродовало некоторых персонажей (главную героиню, например), что смотреть без слез на них невозможно. Во-вторых, CG крайне низкого качества. Спрашивается, неужели нельзя было сделать анимешные заставки (как в старенькой стрелялке по GitS для PSOne) или хотя бы красивое CG?..
    Музыка совершенно не запоминается, но английская озвучка совсем недурна. Кстати, Мотоко озвучивает Мелисса Уильямсон (Melissa Williamson), также известная как Мэри Элизабет МакГлинн (Mary Elizabeth McGlynn), которая должна быть прекрасно знакома всем поклонниками серии Silent Hill, ведь именно она исполняет песни в SH3 и SH4.
    Сюжет в GitS: SAC действительно хорош. Это еще одна история из жизни Девятого отдела, вполне тянущая на отдельный эпизод сериала (а то и на парочку): запутанный политический детектив (конечно же, с реверансом в сторону фантастическо-киберпанковского антуража) с философским подтекстом. История, скучноватая в начале, очень быстро затягивает, дает возможность погрузиться во вселенную GitS: SAC, почувствовать себя ее частью, а это дорогого стоит. Полную аутентичность обеспечили сотрудники студии Production I.G (ответственной за создание сериала), наблюдавшие за разработкой.
    Итак, пришла пора сделать вывод. А вывод будет такой: средне. Нишевой продукт, направленный на поклонников сериала. Соответственно, для поклонников - must have, всем остальным можно GitS: SAC смело пропустить, на PS2 в жанре action/adventure есть куда более достойные игры.


Журнал основан в 2002 году. Использовать материалы можно только с разрешения авторов! @ Герасимов "Saotome" Алексей (master@shakhty.ru)