Animemaniacs Magazine Online
   #24
Animemaniacs Magazine Online (2005) Аниме игра
Автор: Никиткин "Heskuld" Владислав
(heskuld@mail.ru)


Разработчик: Square-Enix
Издатель: Square-Enix
Платформа: PlayStation 2









АнимагРейтинг

Сюжет:
Графика:
Персонажи:
Звук:

Играть НУЖНО!

    Писать об играх серии Final Fantasy - все равно, что рассказывать про фильмы Миядзаки. Приходится либо быть банальным и рассыпаться в заслуженных комплиментах очередному шедевру, либо придираться к мелочам, а то и вовсе грешить против истины.
    Итак, Final Fantasy X, игра, которая, наравне с Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty "продавала" молодую приставку PlayStation 2 задолго до своего выхода, просто великолепна! Выпустив FFX в 2001 году, SquareSoft опять подняла планку качества для игр жанра JRPG! Хит, который нельзя пропустить! Шедевр, достоинства которого неоспоримы, а недостатки субъективны!
    Все. Здесь вы смело можете бросать читать и бежать в магазин за игрой (если, по какому-то чудовищному недоразумению, ее еще не приобрели) или к своей PlayStation 2, чтобы еще раз окунуться в чудесный мир Spir'ы. Все остальное - несущественные детали. Но журналистский долг вынуждает меня говорить именно о них и быть максимально объективным и беспристрастным. Ну что ж…

    Сюжет в JRPG - это главное. Поэтому с него и начнем.

    Жил да был в городе Zanarkand молодой парень по имени Tidus (впрочем, вы его можете назвать, как душе угодно). Был он силен, хорош собой и знаменит, ибо являлся восходящей звездой блицбольной (Blitzball - популярнейший спорт в мире FFX, нечто среднее между водным поло и гандболом) команды Zanarkand Abes. И только одно не давало ему спокойно наслаждаться жизнью - тень его отца Jecht'а, пропавшего без вести десять лет назад. Jecht был всеобщим любимцем, чуть ли ни национальным героем Zanarkand'а и лучшим блицболистом всех времен, которого Tidus никогда и ни в чем не мог превзойти. И за это Tidus своего отца ненавидел.
    В один прекрасный день, во время матча блицбольной лиги Zanarkand'а на город нападает огромное чудовище (эдакая Годзилла), во время нападения Tidus'а затягивает, как ему кажется, внутрь монстра, он теряет сознание, а очнувшись, обнаруживает себя в совершенно неизвестном ему мире. Пообщавшись с аборигенами, Tidus выясняет, что мир, где он находится, зовется Spira и вот уже тысячу лет его терроризирует чудовище, разрушившее Zanarkand. Местные жители зовут тварь Sin (Грех) и считают его появление карой за страшную ошибку, совершенную их предками тысячу лет назад. Sin появляется в разных местах по всей Spir'е, сметает города, топит корабли, приносит лишь смерть и разрушение. Единственные, кто могут одолеть его - маги-summoner'ы, совершившие (пережившие) Паломничество по храмам, находящимся в разных точках Spir'ы и заручившиеся там поддержкой могучих существ-aeon'ов. Когда суммонер побеждает Sin'а, на Spir'е наступает Покой (Calm). Но через несколько лет Sin возвращается, и так происходит снова и снова, на протяжении вот уже тысячи лет…
    Когда Tidus рассказывает местным, откуда он родом, все шарахаются от него и принимают за шутника или за сумасшедшего. Оказывается, Zanarkand, родной город Tidus'а, - это первое место, которое уничтожил Sin… тысячу лет назад. Сейчас на месте города лежат одни руины, которые и являются конечным пунктом Паломничества суммонеров. Вскоре Tidus знакомится с Yun'ой, девушкой только что ставшей суммонером и спешащей начать свое Паломничество. Tidus становится одним из ее Стражей (положенных каждому суммонеру по чину) и отправляется в путешествие по Spir'е, надеясь найти способ вернуться домой…
    Впереди героев ждет немало откровений и разочарований, схваток, всенепременное спасение мира от Sin'а (на этот раз навсегда), и, конечно же, любовь (Внимание! В Final Fantasy X нам наконец-то покажут поцелуй! Крупным планом!)… И удивительный, нехарактерный для игр серии финал (который, во многом, и сделал возможным появление продолжения - Final Fantasy X-2).
    Помимо Tidus'а в команду входят еще шесть персонажей. Прежде всего, это, конечно, Yuna. Семнадцатилетняя девушка-суммонер с глазами разных цветов. Ее отец - суммонер, одолевший Sin в прошлый раз, а мать - женщина расы Al-Bhed, которую не любят и побаиваются остальные народы Spir'ы, ведь Al-Bhed'ы изучают и используют древние машины, из-за которых, по преданию, и пришел в мир Sin. Добрая, отзывчивая, и в то же время храбрая и сильная духом Yuna, чувствуя ответственность перед всей Spir'ой и своим погибшим отцом, идет по его стопам, надеясь повторить его подвиг и принести Spir'е новый Покой. Моральную и боевую поддержку Yun'е оказывают ее Стражи, к которым присоединяется и Tidus. Между молодыми людьми завязывается дружба, постепенно перерастающая в любовь. Yuna - единственный персонаж, способный вызывать aeon'ов, также изначально она может лечить остальных героев с помощью белой магии.
    Auron - могучий немногословный воин-самурай, известный во всей Spir'е. Когда-то он был Стражем Brask'и, отца Yun'ы, и вместе с ним и еще одним Стражем совершил паломничество в руины Zanarkand'а. Это первый персонаж, который встретится Tidus'у еще в самом начале игры во время атаки Sin'а. Потом вы встретите его снова, уже на Spir'е. Auron - самый таинственный и самый интересный персонаж в игре, не раскрывающий всех своих секретов до самого конца. Пожалуй, сильнейший воин в команде, его катана доставит немало неприятных минут противникам.
    Wakka - капитан блицбольной команды острова Besaid и один из Стражей Юны. Немного наивный, но добрый здоровяк, тайно влюбленный в свою подругу детства Lulu. Wakka приверженец местного религиозного культа Yevon, который и запрещает пользоваться сложными механизмами и устраивает гонения на Al-Bhed. Истый верующий, Wakka тоже сильно недолюбливает Al-Bhed за наплевательское отношение к заветам Yevon (о происхождении Yun'ы ему ничего неизвестно). В качестве оружия Wakka использует блицбольный мяч, которым достает врагов с большого расстояния.
    Lulu - подруга детства Wakk'и, бывшая невеста его погибшего брата и еще один Страж Yun'ы. Lulu холодная, заносчивая и язвительная молодая женщина, она едва ли старше Yun'ы, но уже очень многое повидала и пережила. Ее стезя - черная магия (атакующие заклинания). Ее оружие - разные смешные зверушки из вселенной Final Fantasy вроде муглов, кактуаров или кайт ситов, которых она носит на руках.
    Kimahri - могучий воин звероподобной расы Ronso, обитающей у подножия горы Gagazet. Среди своих соплеменников двухметровый Kimahri считается чуть ли не карликом. В молодости, в одной из схваток с соплеменниками, он сломал свой рог (который растет на лбу у каждого Ronso), после чего, посчитав себя опозоренным, покинул свою родину. Kimahri охранял Yun'у с самого детства, это именно он привез ее на остров Besaid, где девочка и выросла. Излюбленным оружием этого гиганта, покрытого синим мехом, является копье, кроме того, Kimahri может выучивать некоторые способности встреченных монстров.
    Rikku - девушка из расы Al-Bhed и, как выяснится позже, двоюродная сестра Yun'ы, именно она первой нашла Tidus'а после его прибытия в Spir'у. Rikku - самый веселый, жизнерадостный, беззаботный и кавайный персонаж во всей игре (а возможно, и во всем сериале). При этом Rikku далеко не самый лучший боец. Ее основные способности - воровство и швыряние предметов в противников. Еще она умеет разбирать на запчасти врагов-роботов, а с ее появлением в команде у вас появляется возможность добавлять оружию и аксессуарам дополнительные свойства.

    Spir'а - мир теплый, мир тропиков, с пальмами, лианами, живописными водопадами и золотыми пляжами. Именно таков остров Besaid, откуда и начинается путешествие Yun'ы и Tidus'а. Конечно, потом на пути героев встретятся и снежные горы, и мрачные равнины, над которыми вечно висят грозовые тучи, и многовековые леса, но ассоциация уже закрепится. Как Final Fantasy VII ассоциируется, прежде всего, с мрачным Midgar'ом, так и при упоминании о Final Fantasy X в памяти всплывает тропический остров.

    Основы геймплея остались неизменны: мы путешествуем по миру, в городах и селах общаемся с NPC и закупаем оружие и медикаменты, вне городов - исследуем местность и сражаемся с монстрами, постепенно продвигаясь по сюжету. Это, да еще масса мини-игр (главная из которых - спортивный симулятор блицбола, пришедший на смену карточным играм из FFVIII и FFIX), высокое качество и "дух Final Fantasy", пожалуй, единственное, что осталось неизменным в Final Fantasy X. Изменилась даже форма подачи сюжета: первая половина истории - это рассказ Tidus'а, о своем путешествии в Zanarkand.
    Но первое что бросается в глаза - шикарная графика. Детализированные задние планы, великолепно анимированные модели персонажей, и да! Final Fantasy X - первая полностью трехмерная игра сериала! Правда, камерой управлять нельзя, но и необходимости такой не возникает, настолько хороша работа компьютерного оператора, всегда показывающего героев с самого удобного ракурса, и превращающая даже обычный проход по улице города в произведение операторского искусства. Другое важное нововведение - появление роликов на движке игры, которые едва ли уступают по зрелищности CG-роликам из Final Fantasy для PSOne. Но в этой бочке меда есть и маленькая капля дегтя. Модели персонажей-статистов слишком уж заметно уступают моделям главных героев. А последние, в свою очередь, также имеют по две модели: более детализированную и менее детализированную. Эти два момента слегка портят впечатления от в остальном визуально безупречной игры, впрочем, если особо не присматриваться, то на них можно и не обратить внимания.
    Звук в игре под стать графике. Вряд ли стоит в очередной раз петь дифирамбы таланту Нобоу Уемацу (Nobou Uematsu), бессменного композитора сериала, но все же отдельно стоит отметить Hymn of Fayth - красивейший хорал, часто звучащий в игре. Но на этот раз музыка является не единственным и даже не главным достоинством звукового оформления. Персонажи наконец-то научились говорить! Английская озвучка очень и очень хороша, голоса идеально подходят персонажам, разные акценты у различных рас вообще заслуживают бурных рукоплесканий. Однако и тут есть к чему придраться. В частности, движения губ персонажей часто не совпадают с произносимым текстом. Это особенность уже стала притчей во всех языцех. Однако отсутствие синхронизации имеет место быть лишь в роликах на движке, которых в игре великое множество, тогда как в CG-роликах она безупречна.
    CG-ролики - главная слава SquareSoft эпохи PSOne. И перейдя на новую платформу с Final Fantasy X, компания не ударила в грязь лицом. Роликов много, и они на голову превосходят все, что Square показывала нам до этого (включая даже фильм Final Fantasy: Spirits Within). Да и по сей день существует не так много игр, могущих соперничать с FFX по качеству CG, разве что ее же продолжение FFX-2, да прошлогодний хит Onimusha 3: Demon Siege от Capcom. При этом в первой таких роликов мало, а во второй восхищаться можно только вступительным CG, остальные, увы, выполнены на уровне "ниже среднего".

    Сильные изменения претерпела и ролевая система. Чего хотя бы стоит отказ от уровней персонажей (в привычном для нас виде) или возможность игроков влиять на то, как дальше будет развиваться тот или иной герой. В десятой части сериала, всегда славившегося множеством мини-игр, даже прокачка персонажей превратилась в мини-игру (под названием Sphere Grid). Набрав определенное количество опыта, персонаж получает так называемый sphere level, т.е. право сделать ход на огромной карте, заполненной ячейками, многие из которых, будучи активированы, повышают один из параметров героя или позволяют выучить новую способность. Так как карта для всех персонажей общая, то начальное деление на классы оказывается условным и определяется лишь стартовой позицией, ничто не может помещать вам, например, обучить воина Auron'а магии, другое дело, что у большинства персонажей есть и уникальные способности... На карте довольно часто попадаются развилки, где можно выбрать направление движения, а следовательно, и направления развития героя, впрочем, потом вам никто не помешает вернуться и пройти по другому пути. Сферы для активации ячеек в Sphere Grid добываются в боях с монстрами, разные виды сфер необходимы для повышения разных характеристик и выучивания разных способностей.
    Из Final Fantasy X исчезла глобальная карта мира. Теперь вы перемещаетесь между городами через обычные локации, заполненные монстрами (случайные битвы никуда не делись), а во второй части игры, когда в ваше распоряжение поступает летучий корабль, перелеты осуществляются посредством выбора пункта назначения из списка.

    Разработчики наконец-то решились отказаться от боевой системы Active Time Battle, теперь все схватки проходят в пошаговом режиме. Причем, в одном бою может поучаствовать (и получить опыт) вся команда. Прямо во время битвы можно заменить одного из трех активных персонажей на другого, ожидающего за пределами экрана, причем на это действие даже не тратится ход. Благодаря этим двум простым нововведениям, в Final Fantasy X открываются новые возможности для тактического планирования (вот уж чем сериал никогда не славился).
    Но при всех нововведениях Final Fantasy остается Final Fantasy - красивой, интересной и несложной образцовой JRPG. У новичков не возникнет никаких проблем с освоением и прохождением, а старые поклонники сериала найдут массу характерных для FF элементов (персонажи с именами Cid, Biggs и Wedge, чокобо, муглы, кактуары и т.д.).

    Final Fantasy X, пожалуй, можно назвать лучшей игрой в серии. Выверенный, вылизанный, практически идеальный проект, все недостатки которого слишком незначительны, чтобы помешать получать от него удовольствие. А резюме будет следующим: Final Fantasy X - одна из лучших игр в истории, настоящий бриллиант в короне эксклюзивов PlayStation 2. Одной этой игры достаточно, чтобы заставить себя купить эту приставку, а для всех тех, кто и так является владельцем PS2, Final Fantasy X это must buy.

    Два года или двенадцать номеров назад в обзоре Final Fantasy IX я писал о конце эпохи PSOne и завершении трилогии FF для этой платформы. Но там где кончается одна эпоха, начинается другая. И Final Fantasy X ознаменовала начало эпохи PS2 и начало новой, уже четвертой трилогии Final Fantasy на новой платформе в рамках одного гигантского сериала. И хотя Final Fantasy XI и оказалась MMORPG, тем самым, как бы выпав из серии, вместо нее мы получили Final Fantasy X-2 - вторую полноценную FF на PS2. Сейчас все поклонники Final Fantasy с замиранием сердца ждут Final Fantasy XII, которая выйдет во второй половине 2005 года и, скорее всего, станет последней Final Fantasy на приставке от Sony. Но ведь конец одного - это всегда начало другого! А пока мы с вами будем продолжать играть в игры сериала (а они этого, без сомнения, заслуживают), бесконечная Фантазии никогда не станет действительно Последней!

вперед вверх назад