Animemaniacs Magazine Online
   Номер #22
Автор: Никиткин "Heskuld" Владислав
(heskuld@mail.ru)

ВНИМАНИЕ КОНКУРС!

О задаче и условиях конкурса читайте тут...

ПРИЗЫ КОНКУРСА!


Magic Users Club (OVA - 6 сериq, русские титры / TV - 13 серий, русские титры) + все выпуски Анимага


Midori no Hibi (13 серий, русские титры) + все выпуски Анимага


Mahoromatic (12 серий, русские титры) + все выпуски Анимага

Survival Horror / Часть первая. Глава вторая.

Рассвет мертвецов

    А уже в январе 1998 года свет увидела сама Resident Evil 2. Игра разительно отличалась от оригинала, заметно улучшилось графическое исполнение и анимация, персонажи стали двигаться ни в пример реалистичней. И изменилась атмосфера. Теперь перед нами не отдаленный особняк далеко в горах, а целый город, зараженный вирусом, превращающим людей в зомби, не маленький инцидент, коснувшийся нескольких десятков людей и преодоленный усилиями пары героев, а настоящая катастрофа, с которой просто невозможно справиться столь малыми силами. Да новые герои, Клэр Редфилд (Claire Redfield), сестра Криса (герой RE), приехавшая к брату в Racoon City, и Леон Кеннеди (Leon S. Kennedy), новичок-полицейский, только-только начавший работать в полиции города, и не пытаются этого сделать. Теперь на первом плане не попытка разобраться в происходящем, а простое желание остаться в живых. Геймплейный акцент сместился с решения головоломок в сторону экшна. Нагнетание таинственности и ожидание беды уступило место постоянным отчаянным попыткам спастись от врагов, коих нам представят еще в первом ролике. Собственно игра начинается с того, что герой стоит на улице, а на него со всех сторон прут зомби, допустимое количество которых в пределах одного экрана сильно возросло. Потрясающие видеоролики, во многом создававшие атмосферу первой части, уступили место удивительно красивым и технологичным CG, работающим уже на новую атмосферу. Атмосферу крупномасштабной техногенной катастрофы. Полицейский участок со следами боя в каждой комнате вместо мрачного особняка. Настоящий гигантский подземный комплекс вместо небольшой лаборатории в подвале.


Resident Evil 2

    В игре появились по-настоящему страшные монстры, одним своим видом внушающие ужас. Сюжетная составляющая заметно усилилась и усложнилась. Герои теперь действуют одновременно и, пройдя сценарий за одного, вы сможете узнать, чем же в то же самое время занимался другой, пройдя второй сценарий.
    При всем при том, сама концепция и основы геймплея остались нетронутыми. Resident Evil 2 стала прорывом, но никак не революцией. Тем не менее, Capcom удалось снова повысить планку качества survival horror'ов. Не изменив в игре практически ничего, разработчики смогли на том же каркасе построить абсолютно новую атмосферу, благодаря которой, игра продолжала пугать не меньше, чем ее предшественница, но делала это немного иначе. И именно RE2 многие игроки до сих пор считают вершиной сериала.
    Выход RE 2 и ее успех заставил вновь активизироваться конкурентов.
    В июне 1998 года вышла игра под названием Dark Messiah (Hellnight в Европе [1]), пожалуй, самый недооцененный survival horror эпохи. Разработчиком игры выступила Atlus, а издателем Konami (которая спустя всего год выпустит легендарный Silent Hill). Обычный токийский клерк возвращается с работы на метро. Вдруг поезд терпит крушение, вокруг начинается паника, какие-то люди палят из пистолетов, откуда-то появляется демон и начинает убивать пассажиров. В итоге выживают лишь двое, успевшие сбежать в канализационные туннели: этот самый безымянный клерк, которому суждено стать вашим протагонистом, и девушка-школьница. Добро пожаловать в темный мир токийской подземки!
    Вся игра проходит от первого лица, клерк не вооружен, у него нет запаса здоровья, он не знает куда идти, и что делать, и за ним охотится демон. Единственно верное решение - бежать, но долго бегать мягкотелый клерк не в состоянии, он начинает задыхаться и останавливается и тогда… Из достоинств игры бросаются в глаза (и в уши) постоянное ощущение опасности (от монстра можно убежать, но ведь за следующим углом вас может поджидать еще один!) и отличные звуковые эффекты (звук шагов, капающая вода, дыхание чудовища за спиной). Единственный серьезный недостаток - довольно слабая графика, что, впрочем, можно и простить Hellnight, принимая во внимания ее неоспоримые достоинства. Оригинальная история, построенная на городских легендах (здесь есть и таинственный культ, и маньяк убийца, и бессмертные демоны), потрясающая атмосфера, неординарный геймплей, и отлично подобранные звуковые эффекты должны были обеспечить игре успех, но по какой-то таинственной причине этого не случилось. Возможно, постарался культ, проводящий свои ужасные ритуалы в лабиринтах токийской подземки?..
    В июле свет увидело продолжение Overblood. Разработчики сделали работу над ошибками, добавив в игру элементы RPG, однако до стандартов Resident Evil Overblood 2 все равно не дотягивает. Скромное количество полигонов, потраченных на персонажей, не самая удачная анимация и чрезмерная неторопливость игрового процесса сделали свое дело, сериал благополучно скончался.

Parasite Eve

    А в сентябре появилась Parasite Eve. Если до этого в жанре survival horror с Capcom пытались конкурировать лишь небольшие и не слишком богатые компании, которые были не в состоянии тягаться с гигантом индустрии, то на этот раз новым и перспективным жанром заинтересовалась сама Squaresoft (серия Final Fantasy), более чем достойный конкурент. Как и следовало ожидать, Square переосмыслила каноны жанра и создала игру в своем ключе, а именно - скрестила survival horror и классическую JRPG. Благодаря грамотной рекламной политике, Parasite Eve стало одной из самых прибыльных игр, выпущенных Square за всю ее историю, при этом игра была далеко не так хороша, как хотелось бы. В рождество 1997 жительница Нью-Йорка, полицейский офицер Айа Бри (Aya Brea) отправилась в Карнеги Холл слушать оперу. Однако в этот раз ей не довелось приобщиться к прекрасному - прямо во время выступления начали самовозгораться сначала певцы на сцене, а затем и слушатели в зале. Наконец, в живых остались лишь Айа и певица, продолжающая исполнять свою партию, как будто ничего не произошло. Вдруг женщина приподнялась над полом и улетела за кулисы. Айа бросилась за ней. Запутанный сюжет рассказывает о секретных биологических опытах и их последствиях (нет, никакого вируса здесь нет) и является, пожалуй, самой сильной частью игры. Так же следует отметить традиционно хорошую графику, анимацию и потрясающие CG-ролики от Square. Собственно, на этом достоинства игры и заканчиваются. К недостаткам можно отнести безумно медленную скорость передвижения героини (даже кнопка бега не помогает), случайные встречи с врагами (как в Final Fantasy) и пошаговые бои. Два последних элемента на корню убивают весь ужас. Пока игра подгрузит очередную битву, уже вполне успеваешь морально подготовиться к встрече с врагами, а ожидание заполнения линейки готовности (система ATB, позаимствованная из той же FF) не прибавляет происходящему динамики и реализма. Как нестандартная JRPG Parasite Eve получает 7 из 10, как survival horror максимум 3.

***

    Я включил свет в ванной и зашел внутрь. Как и следовало ожидать, внутри никого не оказалось, для верности я покрутил головой, осматривая стены, покрытые черным кафелем, в котором можно было любоваться своим отражением, зеркальный потолок и большое зеркало, висящее над раковиной, прямо напротив входа. И что-то насторожило меня, но поначалу я не понял, что именно. В ванной летало несколько маленьких мушек, две-три, не больше. Они меня раздражали, я попробовал убить одну, когда она подлетела ближе, но та оказалось слишком верткой. Я вздохнул, подошел к зеркалу и всмотрелся в свое отражение. А оно всмотрелось в меня. Поймите меня правильно, в принципе, когда сталкиваешься с самим собой, смотрясь в зеркало, в этом нет ничего необычного, но сейчас все было иначе. С моего лица на меня смотрели совсем чужие глаза. Нет, не просто чужие, а чуждые, нечеловеческие.

День мертвецов


Silent Hill

    А тем временем наступил 1999 год, поистине, поворотный для жанра. 2 февраля 1999 в США вышла игра, положившая начало серии, который было суждено отнять у Resident Evil титул лучшего survival horror-сериала. Silent Hill. Собственно, родоначальник великой серии был далеко не идеален. Некрасивая (хотя и полностью трехмерная) графика, откровенно плохая анимация (когда герой бежит, создается впечатление, что у него больные ноги), проблемы с управлением и схема построения игрового процесса полностью позаимствованная из Resident Evil не прибавляли игре очков. Однако у Silent Hill было то, ради чего и играют в игры-ужастики, та самая атмосфера. Игра пугала, как никакая другая. Свет фонарика, неожиданно выхватывающий из темноты очертания монстра, шум радио, предупреждающий о присутствии противника (одно из немногих нововведений SH), переходы в параллельный мир, мир кошмаров, когда уже исследованные локации преображаются до неузнаваемости… Разработчики из Konami взяли из первого Resident Evil ту таинственную, мистическую часть, от которой отказалась Capcom при создании продолжений, развили ее и тем самым создали новый поджанр, который позже назовут psyhological horror. Если в Resident Evil причиной страха и источником опасности были противники (а вернее ожидание их появления), а окружающий мир, человеческий мир, предназначенный для людей, скорее помогал и давал устойчивую опору для сознания; если в Clock Tower пугал монстр с ножницами, а окружающий мир хоть и не был дружественным, но опять-таки, был создан людьми и для людей, то в Silent Hill герой попадает в город, который враждебен ему сам по себе. Пятна запекшейся крови на полу и стенах, ржавчина, изуродованные человеческие (или нечеловеческие?) тела, свисающие с потолка, твердая почва, неожиданно превращающаяся в металлическую решетку при переходе в параллельный мир… Создается ощущение, что сам город наделен сознанием и злой волей, противостоящей герою, а как можно бороться, когда сама ткань реальности сопротивляется присутствию человека и пытается его уничтожить? Ужас извращенного враждебного мира, смешанный с безнадежным отчаяньем, невозможность отличить реальность от иллюзии, не оставляющие сознанию ни одного естественного элемента привычной реальности, за который можно было бы ухватиться, и позволяющие медленно сползать в пучины безумия. И это действительно страшно! Захватывающий сюжет, ведущий к одному из нескольких неизменно пессимистичных финалов, добавлял игре очков. При всем при этом, в игровой прессе SH был в среднем оценен на 7 из 10, что, в принципе, являлось объективной оценкой, в игровом и графическом плане игра уступала как первой, так и второй RE. Однако вокруг Silent Hill быстро сформировался круг преданных поклонников.
    В августе на только-только вышедшей консоли от Sega, первой консоли нового поколения, Dreamcast появился survival horror под названием Blue Stinger, разработанный Climax Graphics. Увы, игра получилась далеко не самой удачной и интересной, планировавшаяся как survival horror, она оказалась слишком яркой, чтобы пугать. Деньги, вываливающиеся из монстров, и возможность бесконечной докупки оружия, патронов и аптечек (роль которых здесь исполняли банки с содовой и разнообразная еда, продающаяся в автоматах) завершили дело - мы получили забавный action/adventure с хорошей графикой и (необоснованной) претензией на ужасность. Blue Stinger была больше похожа на дешевые нестрашные американские ужастики. Пусть эта игрушка и не относится напрямую к теме нашего разговора, мы посчитали необходимым упомянуть о ней как о предшественнике куда более интересного проекта.

Dino Crisis

    Еще одна игра жанра, имеющая некую историческую ценность - родоначальник первого сериала-бастарда Capcom, отпочковавшегося от Resident Evil. Dino Crisis или, как его окрестили журналисты и игроки, "Resident Evil с динозаврами" явно пытался сыграть на популярности гигантских рептилий вообще, и фильма Jurassic Park в частности. Но это как раз не удивительно. Удивительно другое - игра получилась более чем достойная и едва ли уступающая своему прародителю. Capcom снова провернула тот же трюк, что и в случае с Resident Evil 2, переосмыслив атмосферу первой игры. К другим достоинствам DC можно отнести потрясающую (по тем временам) абсолютно трехмерную графику и довольно интересный сюжет. А основным недостатком являлась глубокая вторичность Dino Crisis.
    Наконец, в ноябре 1999 года вышла долгожданная Resident Evil 3: Nemesis (Biohazard 3: Last Escape). Игра была хороша. Еще более улучшилась графика по сравнению с RE2, большая часть игры проходила на улицах зараженного Raccoon City, появилась возможность уворачиваться от вражеских атак, создавать свои виды боеприпасов. Теперь на протяжении игры за новой-старой героиней Jill Valentine охотился монстр Немезида, окончательно разделаться с которым можно было только в самом конце. В некоторых моментах от игроков требовалось быстро сделать какой-нибудь выбор, от которого зависел последующий сюжетный эпизод и/или получение какого-либо предмета. Вообще, игровой процесс еще более сместился в сторону экшна. Однако был у RE3 один существенный недостаток - атмосфера. Атмосфера присутствовала, правильная атмосфера ужаса, но… она практически ничем не отличалась от атмосферы RE2, та же техногенная катастрофа, то же желание выжить в этом кошмаре. Даже идея с преследующим игрока монстром досталась в наследство от предшественницы. Игра была очень и очень качественная, вылизанная практически до совершенства, выверенная до последней детали, пугающая… Однако не предлагающая никаких нововведений по части атмосферы, никаких новых ощущений. И в этом плане куда менее совершенный Silent Hill смотрелся выигрышней RE3. С третьей части началось загнивание сериала, медленное и не слишком заметное и по сей день, но все же загнивание.

***

    Я отскочил от зеркала, мое отражение повторило движение. Я подумал, что нехороший взгляд в зеркале мне только почудился, недосыпание и позднее время сделали свое дело. Тут я обратил внимание, что мушек в ванной заметно прибавилось. Более того, из-за вентилятора начали выползать тараканы, десятки тараканов. Меня передернуло, я решил сбегать на кухню за средством от насекомых, но тут мои ноги как будто приросли к полу. В зеркале я увидел, как стены, ванна, а затем и пол покрываются ржавчиной, трещинами, из которых сочится коричневая слизь, разложение со всех сторон бежит, набирая ход, стремясь прямо к моему отражению. На лбу у меня выступил пот, сердце казалось, остановилось, в глазах потемнело, но я нашел в себе силы посмотреть в сторону. С ванной было все нормально, ужасные метаморфозы происходили только с отражением. Не в силах сопротивляться, я снова посмотрел в зеркало...

ВТОРУЮ ЧАСТЬ ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ!


[1] - Как ни странно, в США игра не выходила.

вперед вверх назад