Animemaniacs Magazine Online
   Номер #21
Автор: Никиткин "Heskuld" Владислав
(heskuld@mail.ru)


Формат: полнометражный фильм
Продолжительность: 99 минут
Режиссер: Мамору Осии
Студия: Production I.G
Год выпуска: 2004









Ghost in the Shell 2: Innocence

АнимагРейтинг

Сюжет:                 5
Рисунок:            4,5
Персонажи:     4,5
Звук:                      5

Смотреть НУЖНО!
    2004 год наверняка оставит заметный след в истории анимации. Ведь в этом году выходят три долгожданных фильма, которые, без сомнения, повлияют на все дальнейшее развитие, как индустрии, так и вида искусства под названием "аниме". Эти проекты - Howl's Moving Castle, мэтра Хаяо Миядзаки, новая картина создателя классического Akira, Кацухиро Отомо - Steamboy и Ghost in the Shell 2: Innocence, вторая часть легендарного фильма Мамору Осии. О ней и пойдет речь.

    Призрак в "Доспехе"

    Ghost in the Shell не просто аниме. Это тот фильм, который открыл для многих западных зрителей японскую анимацию, в 1995 году повторив то, что сделал Akira в 1989. Знаковое произведение, одно из тех, что на долгие годы задали вектор развития анимации (и не только, вспомним признание создателей "Матрицы"). Удивительно красивый, умный и абсолютно недетский фильм произвел фурор во всем мире. Мастерски закрученный сюжет повествует о противостоянии во второй четверти XXI века сотрудников Девятого отдела Общественной безопасности и таинственного хакера, называющего себя Кукловод (Puppetmaster). Философский боевик поднимал проблемы, с которыми информационное общество может столкнуться в самом ближайшем времени. Замена органов киберимплантантами, подключение человека к глобальной сети через вживленный кибермозг и возможность полного взаимопроникновения сознаний. А также связанные с этим новые возможности для преступников и новые средства борьбы с ними. И проходящий через самую ткань картины риторический вопрос: где находится грань между человеком и машиной?
    При всем при том, Ghost in the Shell был скучноват. Десятиминутные медитативные созерцательные эпизоды с видами города, создавали атмосферу и помогали лучше погрузиться в мир будущего, так похожий на наш и, в то же время, совершенно иной, но безумно тормозили действие и неоправданно затягивали фильм.
    И вот, спустя девять лет, выходит продолжение легенды под названием Ghost in the Shell 2: Innocence. После долгих месяцев тщательнейшего изучения трейлеров, сбора информации в Интернете и терпеливого ожидания, заветные диски лежат на столе. А главный вопрос, который стучится внутри черепной коробки, - ну и как же оно?..

    Невинность

    Innocence - прямое продолжение первого фильма (в отличие от сериала Ghost in the Shell: Stand Alone Complex, который предлагал альтернативную историю). Мотоко "Майор" Кусанаги, главная героиня Ghost in the Shell, объединила свое сознание с сознанием Кукловода, искусственного интеллекта, осознавшего себя как личность, и исчезла. А Девятый отдел остался, да и киберпреступники никуда не делись. И новый главный герой - Бато (Bato) продолжает работать в Отделе, часто вспоминая Майора. На этот раз Бато с напарником Тогусой (Togusa) расследуют убийства, совершенные андроидами-гейшами.
    Как и в прошлый раз, банальная, казалось бы, завязка приведет к неожиданному и шокирующему финалу. И форма снова оказывается едва ли не важнее содержания, сюжет зачастую отступает, выдвигая на первый план и заставляя любоваться способом его подачи. И что удивительно, на этом сходство с оригиналом и заканчивается!
    Хотя поначалу безошибочно угадывается стиль и дух Ghost in the Shell. Бато идет по грязному переулку, где его ждет сражение с андроидом-убийцей, который перед смертью (смертью ли? может ли умереть неживое?) повторяет шепотом лишь одно слово: "Помогите… помогите…". Это всего лишь пролог, который, как и в первом фильме, помогает почувствовать мир будущего, и сразу же делает намеки на фундаментальные перемены, произошедшие по воле режиссера в этом мире. Первая ласточка - странный, почти органического вида вертолет, парящий над совершенно, как позже выяснится, незнакомым городом. Но пока на это еще не обращаешь внимания, наслаждаясь безупречной красотой и потрясающей детализацией картинки, доказывающей всем неверующим, что CG в аниме имеет право на существование. Не обращаешь внимания, тем более что пролог заканчивается, и начинаются титры. Первые же кадры создания нового кибернетического тела под чарующие звуки японских хоралов, сочиненных композитором Кендзи Каваи (Kenji Kawai), заставляют вспомнить начало Ghost in the Shell и, вместе с тем, сравнивая, поразиться, как далеко шагнула технология анимации за девять лет.
    Пока перед нами все тот же "Призрак", но в новой оболочке. Вскоре появится и бывший полицейский Тогуса, переведенный в Девятый отдел по рекомендации "Майора" Кусанаги, нынешний напарник Бато; и мудрый начальник Отдела Синдзи Арамаки (Shinji Aramaki). В сборе все центральные персонажи прошлого фильма, кроме главных действующих лиц, самой Мотоко Кусанаги и Кукловода. Но это мелочи, пока и Бато сойдет… Но вот герои отправляются на расследование, а на улицах города вместо футуристических болидов из первого фильма - ретро-автомобили, стилизованные под модели 30-ых-40-вых годов XX века. Да и сам город сильно отличается от того, что был в Ghost in the Shell, над ним вечно висит густая красноватая дымка, не пропускающая лучей солнца, из-за чего здесь вечер сменяется ночью, которая снова переходит в вечер, минуя утро и день... Но это все цветочки, настоящее откровение наступает где-то на пятнадцатой минуте просмотра, когда кончается заигрывание со зрителями и поклонниками первого фильма: второстепенный персонаж, который появляется на экране всего на несколько минут небрежным будничным тоном роняет: "Мы просто хотели исследовать грань между человеком и машиной". Хотели… А чего же вы хотите исследовать теперь, Мамору-сан?
    В этой картине режиссер пошел дальше. Взаимоотношения и взаимопроникновение человека и машины, гипотетическая проблема, которая пока не стоит перед современным обществом, уступила место другой, более глобальной и общефилософской - отношению живого и неживого, человека и куклы, возможности преступления против куклы и равносильности его преступлению против человека. Да, перед нами отнюдь не Ghost in the Shell (это название даже не указано в титрах), перед нами нечто совершенно новое и непохожее ни на что виденное ранее, перед нами Innocence.
    Мамору Осии заново создал мир недалекого будущего, мир Ghost in the Shell… нет, теперь уже мир Innocence. Суровый реализм, функциональность большинства приспособлений и правдоподобность политических реалий уступили место сюрреализму, гротеску и неразрешимым философским коллизиям. Созерцательные эпизоды никуда не делись, но стали чуть короче, и теперь, благодаря потрясающему визуальному исполнению, перестали казаться столь раздражающе затянутыми. Пейзажи города с высоты птичьего полета захватывают дух и поражают до глубины души: футуристические полуразрушенные постройки сменяются фантастическим готическим храмом, на крыше которого, совмещая несовместимое, красуются статуи химер и ангелов. А ему на смену, в свою очередь, приходит Чайна-таун, где вовсю идет праздник: по каналам плывут лодки, украшенные разноцветными гирляндами, на лодках стоят механические животные - слоны, обезьяны, драконы... По улицам бегают дети в масках, изображающих мифических чудищ, и собирают подарки от взрослых. Из Чайна-тауна герои попадают к готическо-барочной усадьбе, стоящей на берегу зеркального озера, за которым виднеются верхушки елок (озеро? деревья? откуда они в городе будущего?). А внутри усадьбы героев встречают застывшие фигуры людей, животных и птиц как будто сошедшие со страниц сказки о спящей красавице. Только вместо красавицы здесь живет чудовище.
    В Innocence полно ссылок на разнообразнейшие источники, персонажи постоянно цитируют произведения мировой литературы, начиная с Библии и заканчивая "Потерянным раем" Мильтона, не забывая и о японской поэзии. Удивительная смесь культур и времен! Удивительная и невероятная! Но литературой дело не ограничивается, опытный зритель сможет найти в фильме множество киноцитат и отсылок к другим картинам, в первую очередь, конечно, к предшественнику. "Если ты утонешь здесь, мы не сможем спасти тебя", - предостерегает плывущего с аквалангом Бато один из безымянных персонажей. "Я знал киборга, для которого дайвинг был хобби", - отвечает тот. Разборка с якудза в баре вообще напоминает эпизод какого-нибудь лихого американского боевика, вроде "Отчаянного", а тандем Бато - Тогуса: идущий напролом сорвиголова и осмотрительный, предпочитающий следовать инструкциям примерный семьянин, сильно смахивает на двоих напарников из "Смертельного оружия". Бато, живущий один со своей собакой в небольшой квартире в городских трущобах, вызывает ассоциации с детективами-неудачниками из гангстерских фильмов или с Blade Runner'ом Ридли Скотта, и это впечатление усиливает меланхоличный блюз, исполняемый за кадром приятным женским голосом. Вот так, парой легких штрихов, сверхсовременный киберпанк превращается в боевик, гангстерскую сагу, детективный триллер и обратно в киберпанк, продолжая оставаться чем-то абсолютно оригинальным и самобытным. Вот так делаются стилизации, вот так создается атмосфера! Браво, Мамору Осии, браво!
    Стоит ли говорить о безупречной анимации? Или о прекрасной музыке (удивительно красивая финальная песня Follow Me знакома многим еще по трейлерам)? Наверное, не стоит. Лучше скажем пару слов о средствах передвижения, которыми пользуются герои фильма. В Innocence создатели отказались от реалистичной техники GitS, теперь балом правит сюрреализм: странный летательный аппарат, нечто среднее между самолетом и вертолетом, в полете больше всего напоминает парящего орла, а удивительный батискаф имеет форму акулы и копирует ее движения под водой. Но эти невообразимые в нашей жизни агрегаты выглядят абсолютно естественно в новом мире Мамору Осии, как и уже упоминавшиеся ретро-автомобили.
    Говорить об Innocence можно очень и очень долго, материала хватило бы не на одну статью. Но мы, чтобы не входить за рамки рецензии, будем заканчивать. Этот фильм настолько глубок, столько идей заложено в нем, столько уровней скрывает он в себе, что, отсмотрев его один раз, невозможно полностью понять и оценить всю ту работу, которую проделали создатели. Это тот случай, когда все удовольствие от картины можно получить только при многократном просмотре, постепенно раскрывая ее, слой за слоем, уровень за уровнем, улавливая намеки и разгадывая символы, замечая новые детали и улыбаясь узнанным цитатам.
    Достойный своего великого предшественника и принципиально отличающийся от него, Innocence наверняка так же сильно повлияет на развитие аниме. Это, без сомнения, один из величайших анимационных фильмов последних лет, на который будут равняться следующие поколения аниматоров. И, наконец, просто потрясающе талантливая картина, выверенная от первого и до последнего кадра.

    Вердикт - новая классика. Шедевр. Смотреть. В обязательном порядке. Что бы там вам не говорили о прошедшем кинофестивале в Каннах.

    P.S. А вот английские фансабберы (The Hawks) подкачали, субтитры запаздывают, а часть реплик не переведена вообще. Так что привередливому зрителю посоветую дождаться DVD-релиза, а то и (чем черт не шутит) показа в кинотеатрах. На худой конец, более качественного фансаба.

вперед вверх назад