Animemaniacs Magazine Online
   Номер #19
Автор: Lin
(lin@gmx.co.uk)

Английское название: SaiKano
Японское название: Saishuu Heiki Kanojo
Формат: ТВ сериал, 13 эпизодов
Режиссёр: Касе Ацука
Студия: Gonzo Digimation
Год выпуска: 02.07.2002-24.09.2002








Она - совершенное оружие.

    Вступление

    О "Сайкано" я слышал много и давно. И были это сугубо лестные отзывы, сдобренные, однако, вздохами о том, что у главных героев там все очень сумрачно и страшно, им ужасно плохо и вообще, "все круче, чем в Еве".
    Сравнение с "Евангелионом" - очень частое явление: "Ева" со временем стала своего рода эталоном, на который ориентируются производители сериалов и многочисленные фэны. Первые при этом штампуют безыдейные поделки одну за другой, последние - вдохновенно сравнивают и выясняют, "что круче". Действительно, к чему напрягаться? Ведь уже найден идеальный набор характеров, потому остается только вывести все психические отклонения и комплексы на первый план любым доступным способом - от постановки персонажа в нечеловеческие условия, до банальной любовной драмы - и показать, что из всей этой петрушки получится. Только вот ведь неувязка! На сцене раскрываются характеры, действие необходимо постольку поскольку, не в нем суть, но создатели, увлекшись декорациями и игрой, забывают самое главное - зачем тут, собственно, сцена и персонажи. И тогда у них получается незамысловатое выворачивание персонажей наизнанку просто ради самого выворачивания наизнанку. Когда авторы в погоне за эмоциями переходят рамки приличий, рождаются штуки вроде "Нуара" или "Сайкано". Не спорю, они по-своему интересны и, наверное, даже проникновенны, хотя бы теми же давящими эмоциями и общей безысходностью, но вот надуманность и нарочитость происходящего мною лично резко отторгается.

    "Сайкано" я считаю как раз той самой поделкой, в которую создатели не потрудились вложить душу, решив, что вполне обойдутся стандартным набором штампов. Единственное, в чем они отошли от шаблона - сделали героев схематичными, упрощенными, да еще и однобокими, как флюс. История от этого стала ужасно слезливой, а уж любовная драма и развязка - так вообще впечатлили очень многих именно обилием эмоций в них.
    Но это же неправильно!
    Аниме лично мне нравится именно тем, что создатели чуть-чуть утрируют человеческие характеры, нарочито выпячивая какой-нибудь общеизвестный комплекс и по-всякому его обыгрывая, но оставляют при этом характер именно человеческим, узнаваемым. Однако, когда вместо персонажа мне подсовывают карикатуру, марионетку, чьи нитки по толщине и незаметности сравнимы разве что с якорными цепями, я сильно оскорбляюсь.
    Если мне прозрачно, почему персонаж поступает именно так-то и так-то, да еще при этом мне не нравится то, что он делает - я зеваю от скуки и на всякий случай засыпаю одним глазом.

    Персонаж первый - Судзи.

    "Эгоистичный кретин".
    Судзи - ходячий комплекс, кажется, он вобрал в себя все возможные и невозможные недостатки, чтобы с полной уверенностью считать себя полнейшим ничтожеством. Ничтожеством он себя между тем не считает. Это очень просто объясняется: в компании Тисе он чувствует себя крутым, у Тисе комплексов куда больше - чем не радость? А еще ее требуется опекать, что позволяет Су чувствовать себя Настоящим Мужчиной.
    Настоящий мужчина из Судзи, кстати, никакой - правильно его на каваи.ру фикусом обозвали: растение, не человек.
    Самое неприятное, что Су по сюжету вполне приспособленное к жизни социальное существо, которое, однако, не способно отвечать даже за себя, не то, что за других.
    Как так получается, я не понимаю!

    Персонаж второй - Тисе.

    "Боевой персокон".
    Тисе - классическая девочка-тормоз, эдакая боевая машина, механизм, пытающийся жить нормальной человеческой жизнью и дико стесняющийся своего тела.
    Идея далеко не новая и в чем-то по-своему славная.
    Была бы…
    Бездарная реализация выжгла все прекрасное.
    С одной стороны, Тисе не заботится о том, что ей необходимо убивать людей - она считает это своей потребностью и чуть ли не жертвой ставит ее на алтарь любви (жить - любить - быть человеком, так, примерно, она размышляет). А еще Тисе не заботит, что из-за ее бездействия люди мрут, что твои мухи, но то люди незнакомые, а потому фиг бы с ними, правильно?
    С другой стороны, Тисе не раз проливала мегалитры слез над тушками убиенных солдатиков - но только тех, которых знала лично.
    Явное противоречие, правда?
    Достаточно сильно раздражает то, что Тисе не может определиться с тем, как она относится к смертям окружающих ее людей. Она равнодушно обратит в пыль город, но буквально захлебнется слезами, когда начнет откидываться Тецу. А ведь двумя сериями раньше эта кукла с легким сердцем произнесла: "Это ничего, ведь ты все равно умрешь…" - как же так?
    Складывается впечатление, что либо персонаж не продуман до конца, либо в личности Тисе от серии к серии происходят настолько явные девиации, что ее кураторам из военки давно следовало бы тревогу забить и ликвидировать нестабильно функционирующий механизм как можно скорее - от греха подальше.
    К слову сказать, мне тут могут возразить, что тем самым показывается борьба человеческого начала в девочке с ее "оружейной" стороной бытия, раздвоение личности, так сказать… но от всего этого я отмахнусь не глядя, ибо предположения эти не выдерживают никакой критики.     Если собирались показать борьбу - то где она, борьба эта? Тисе стала активно проявлять агрессию в своей человеческой жизни? Нет. А должна была - обладание столь разрушительной мощью неизбежно сказалось бы на ее личности, будь она целостной. Или может ее человеческие слабости хоть как-то отразились на ее способности перевыполнять план по приготовлению фарша из врагов? Опять мимо. Тогда остается только раздвоение личности: Тисе-плакса и Тисе-Калашников. Берем и превращаем брюки в элегантные шорты, да?
    Фигу с маслом!
    Нет у нее четких переходов, зато присутствуют немотивированные изменения в характере: захотелось авторам, чтобы в этой серии Тисе вела себя вот так и никак больше, и будет она себя так вести, хоть ты тресни! Здравый смысл авторов явно не беспокоит…
    С эволюцией характера тоже промашка вышла: со временем Тисе становится только более жестокой, а вот умнее или мудрее или более адекватной - нет. Сама жесткость Тисе проявляется лишь в том, что к концу сериала сцены ее боевых вылетов показывают несколько чаще, чем в начале - война, знаете ли, набирает обороты.
    И последнее, в миру Тисе - вечно забитая и во всем виноватая жертва - от начала и до самого конца. По сюжету к этой аутичной плаксе неплохо относятся одноклассники, а вот у нас ее убили бы.
    Сразу.
    В настоящей Японии, между прочим, тоже.
    Воистину, наша эпоха - эпоха тошнотворных релаксирующих девАчек в аниме. Не сказал бы, что этот факт вызывает во мне щенячий восторг. Он вообще не вызывает восторга, между нами говоря, вот отторжение - запросто.

    Так или иначе, но вся история крутится именно вокруг этих двух персонажей (особенно первые семь с половиной серий), остальные же герои служат сугубо заготовительным целям - они будут красиво и с пафосом умирать: один за другим и все с большим и большим количеством красной солоноватой жидкости, отдающей железом.

    Итак, собственно, история.

    Живут в одном тихом японском военном городке, ходят в школу, любят себя и жизнь свою обыкновенные такие детки необыкновенной такой тупости. А потом у них начинается война и всем становится плохо. Очень плохо. Очень-очень плохо. И все умирают.
    Такой, примерно, там расклад.
    Лично я склонен делить сериал на три неравные весьма части: с первой серии по седьмую, с восьмой по десятую и с одиннадцатой до конца. Прежде чем приступить к разбору содержимого сей тошниловки, скажу несколько общих слов - в довесок ко всему, что наговорил до сих пор.

    Общие слова.

    "Сайкано" часто сравнивают с "Могилой Светлячков". Дескать потому, что и там и там показана хищная ухмылка войны - ан фас и ан профиль, соответственно. Некоторые посмели даже утверждать, что "Сайкано" круче в этом плане, нежели "Могила…" - вот ведь какое нахальство! Меж тем, вынужден констатировать, вранье это все бессовестное и вражеские происки: в "Сайкано" тема сия не раскрыта совершенно.
    Нет, она там, конечно, присутствует, но только в качестве декораций и повода для постановки отдельных сцен - не более того. Куда уж тут до "Могилы…" - в угол разве что стыдливо забиться да дыры в сюжете прикрыть дуростью какой-нибудь.
    О том, что "Сайкано" сравнивают с Евой по накалу страстей и прочим заморочкам, я уже писал выше и даже свое мнение по этому поводу высказывал, повторяться поэтому не стану. Отмечу только, что персонажи Евы мне представляются все-таки более живыми, нежели карикатуры "Сайкано".
    Ну и последнее: общеизвестно, что у "Сайкано" две концовки и зрителю предлагается остановиться на той, которая ему по душе: одна из них потупее и вроде как подразумевает хэппи-энд (хотя если вдуматься, там счастливый конец не может нарисоваться ни при каких обстоятельствах); другая же - вся в крови, страданиях и мрачности непереносимой - чушь, конечно, несусветная, зато как звучит! Уже один этот факт сам по себе должен бы настораживать: выдумки создателей редко хватает на одну сносную и не шибко затасканную концовку, а тут нам суют сразу две - очень это подозрительно, знаете ли. Но врать не стану, вторая концовка получилась. Не на "ура", конечно, но за финальный аккорд вполне сойдет.

    Обещанное "Сайкано" в трех частях.

    Часть первая.

    В первой части показана мирная жизнь школьников: они исправно посещают учебное заведение, тупят, выеживаются друг перед другом и делают вид что любят. Развлекаются в меру сил своих, способностей и ограниченной фантазии.
    Война идет в неведомом "где-то-там" и даже мысли о том, что она может вторгнуться в размеренное, по коровьему тупое бытие детишек, никто не допускает. А если и появляются думы такие страшные - так гонят их взашей сразу же, дескать, что за бред, не может такого с нами быть! Это у детей-то военных в военном же городке, ага. Не дети, тепличные растения просто.
    Впрочем, справедливости ради следует отметить, что война вламывается в их жизнь не постучавшись в первой же серии - это ровным счетом ничего не меняет: от кормушки оторвались, глазом, кровью налитым, покосились на опустевшее соседнее стойло, жрем дальше, мысли гоним прочь.
    Так тоже бывает.
    На фоне такой вот безумной идиллии, показывают нам лавстори боевого персокона и эгоистичного кретина, и не просто показывают, утверждать берутся, что это вот и есть основная тема всего сериала! Лавстори, кстати говоря, товарищи создатели завернули просто-таки идиотскую, ибо ни она ему, ни он ей нафиг не нужны. По хорошему-то.
    Объяснюсь.
    Тисе нужна Судзи только для самоутверждения и поддержания реноме "парня", об этом очень хорошо говорит его манера с ней обращаться в первых сериях: словно бы одолжение делает тем, что терпит ее присутствие. Судзи же был выбран Тисе в качестве объекта для "любви", видимо, только потому, что он единственный, кто не посылал ее регулярно к чертям; стоически сносил ее тормозизм и "был мил". Мил он, кстати, был со всеми - просто чтобы в торец лишний раз не получать, наверное. При всем при этом они не дополняют друг друга, а пытаются стать сильнее - каждый за счет партнера, а это неправильно!
    Хотя не мне их судить, я думаю.
    Ну и вот. За первые семь серий персокон с кретином умудряются найти столько поводов для взаимных обид, что страшно делается не одному мне. Причем, они, вроде как, взаправду переживают, терзаются и даже совершают ужасающие акты самопожертвования, а уж сцены, в которых герои мучительно шагают через свое "Я", так вообще способны повергнуть слабых духом зрителей в непереходящий сплин. Признаюсь, сакральный смысл рассусоливания всего этого соплежуйства на семь скучнейших серий остался для меня загадкой из разряда Вселенских. Из первых серий, меж тем, получилась бы классическая мыльная опера: без амнезии обошлись, конечно, и даже перекрестных дочерей избежали как-то, но жилы на ровном месте дерут - дай Боже.
    Теоретически говоря, персонажи здесь ведут себя мирно и спокойно: забредут себе в эдакий тупичок из собственных комплексов и неспособности понять другого и сидят там тихонько, курят, плачут еще иногда - навзрыд и с причитаниями, не без этого, да. Ну и фиг бы с ними, беситься все равно не умеют - темпераментом не вышли, что ж теперь? Пускай сидят.
    Мне не жалко.

    Часть вторая.

    …"завтра была война"…
    Если в предыдущих сериях Тисе уматывала на боевые вылеты и возвращалась обратно в школу, уклеенная лейкопластырем по уши, да изредка глючила наяву, то теперь она живет в гарнизоне и мочит врагов направо и налево аки заправский терминатор - да еще и добавки требует, к слову говоря.
    Ну а Су, соответственно, бегает задворками и старательно делает вид, что тоже снимается в этом аниме, но у него это получается как-то неубедительно.
    А еще тут есть перекрестная любоуфф - эдакий очаровательный свингерский четырехугольничек: Тисе в гарнизоне влюбляется в Тецу, а жена Тецу - Фуюми - оставшись на гражданке, методично совращает Судзи - но я про нее ничего рассказывать не стану. История эта представлена в "Сайкано" невнятно, куча возможностей и потенциально любопытных ходов была бездарно упущена, а то, что получилось, внимания не заслуживает совершенно.
    Именно со второй части (напомню, в моем понимании сериала) побочные персонажи начинают красиво и с пафосом дохнуть и занимаются этим увлекательнейшим делом вплоть по десятую серию.
    Вот чем действительно берет "Сайкано" - так это сценами смертей, когда от человека остается только его первобытный страх и жажда выжить любой ценой, когда нет уже никаких игровых условностей и необходимости носить маски - милейшая дама с кусанаги не приемлет, знаете ли, никаких масок вообще, не интересны они ей почему-то - и вот тогда оказывается вдруг, что… Не важно, в общем, что оказывается: с восьмой серии Сайкано стоит смотреть хотя бы ради этого самого шоу трупов - персонажи оживают в свои последние мгновения и как бы оправдывают все свое предыдущее существование. И оправдывают сполна: сцены красивы, выплескиваемые эмоции правдоподобны, правда порой гипертрофированны, но что поделать - законы жанра.
    С каждой смертью окружающих людей, персонажи словно бы "выпрямляются", втягивают свои горбы, отходят, наконец, от своего эгоистичного "я". Присутствуя рядом с умирающими друзьями, которые в последней своей наготе раскрывают, наконец, карты, персонажи понимают вдруг, что есть, оказывается, в этом мире что-то еще помимо их собственных желаний, их собственного мира и их собственного "мне" и "я хочу".
    Да, согласен, пройдя через последнюю мясокрутку 8-10 серий, главгерои становятся честнее, начинают проще относиться к себе и окружающим… но, простите, если им надо было для этого отправить в последний путь с десяток друзей, то я совершенно правильно обозвал их тупыми. В Японии проблема межличностных взаимоотношений стоит, видимо, очень остро.
    Либо это всего лишь попсовый подростковый комплекс, на котором "Сайкано" бесстыдно спекулирует.

    Часть третья. Короткая.

    Ну вот, а теперь война закончена, и Тисе больше не нужна, а без физического уничтожения разнообразных форм жизни ей делается крайне дурно - она должна тогда употреблять таблетки (белые и чуть продолговатые), чтобы не сходить с ума и не разносить все подряд по камушку. Но войны нет, убивать некого, таблеточки заканчиваются, а поскольку Тисе на них крепко сидит, то ей скоро наступит каюк… или всему миру с ее помощью наступит каюк - это уж как повезет.
    Ситуация осложняется тем, что Тисе и Судзи сбежали от всего мира (но не от тамошней военки) в медовый месяц и живут как нормальная пара молодоженов, шатаясь по всяким разным городам и пригородам: такое вот у них короткое счастье на двоих получилось - романтично-сопливое и приторное как сахарная вата.
    Чем все это закончится - вполне очевидно, что не добавляет сериалу интересности.
    Последняя - 13 - серия напоминает бред.
    Ничего о ней говорить не стану. Железяки из неба, кучка немотивированного хентая на снегу, багровые тучи, обещанный конец света, чудовищное цунами, Тисе орущая, что не справится сама, что все бесполезно, и Судзи уговаривающий ее все равно попробовать…
    А потом занавес.
    Красивый занавес, этого не отнять.
    Касательно графики и изобразительного ваще.

    Изобразительное ваще в "Сайкано" ужасно.
    Точка.
    Это такой специальный графический прием. Я знаю.
    Но.
    Оно.
    Ужасно.
    Прочих слов нет.

    Выводы.

    Мне не нравится "Сайкано" в первую очередь тем, что, на мой взгляд, проблемы в "Сайкано" слишком прозрачны: схематичные характеры попадают в классические тупики и производят там прогнозируемое шевеление и барахтанье, а это скучно, это бездарно и это не та пища для ума, которой лично мне хотелось бы.

Резюме.
  "В отстой". вперед вверх назад