Animemaniacs Magazine Online
   Номер №17
Автор статьи: Владислав "Heskuld" Никиткин
(heskuld@mail.ru)


Жанр: RPG/Adventure,
Платформы: PS one,
Издатель/разработчик: SquareSoft,
Год выпуска: 2000
Количество игроков: 1







Vagrant Story

  Существует не так много японских видеоигр, сделанных в стилистике конца европейского средневековья и начала Возрождения. А ведь это такая благодатная почва: мрачные замки, феодальные распри, дворцовые интриги, рыцарские ордена, крестовые походы, инквизиция… Навскидку могу вспомнить только серию Deception на PlayStation, Sword of Berserk на Dreamcast и виновницу этого разговора - Vagrant Story (PS) от Square. Да, во вселенной VS судьбы мира решаются не на полях сражений в эпических битвах, а в темных коридорах мрачных замков и за столами переговоров. Ну а магия здесь встречается немногим чаще, чем в нашем мире.

Рыцари, культисты и немного мистики

  Одной грозовой ночью, агент организации Рыцари Мира Валендии (VKP - Valendia Knights of Peace) (вроде нашей ФСБ) Эшли Райот (Ashley Riot) получает задание пробраться в замок влиятельного феодала, герцога Бардобра (Bardobra), захваченный последователями религиозного культа Мюлленкамп (Mullenkamp), и освободить заложников - семью и слуг герцога. В замке он сталкивается с таинственным предводителем культа Сиднеем Лосстаротом (Sydney Losstarot). Арбалетный болт, пущенный Эшли, пронзает его сердце. Но Сидней легко вынимает болт из смертельной раны и, велев своим сподвижникам ждать его в Lea Monde, городе-призраке, разрушенном землетрясением двадцать лет назад, выпрыгивает в окно, а на его место, пробив крышу, падает огромный дракон. Расправившись с опасной тварью, Эшли устремляется в погоню, ведь культисты похитили мальчика, единственного наследника герцога. Здесь кончается вступление и начинается действие.
  Итого у нас есть: крутой герой (в первом же ролике, на предложение напарницы подождать подкрепления, он отвечает: "Подкрепление? Я и есть подкрепление"), шикарный сюжет, изобилующий неожиданными поворотами и побочными линиями, неординарные и неоднозначные персонажи и открытый финал, намекающий, что это только начало истории.

Охота на ведьм

  Cложно загнать такую неординарную игру, как VS, в узкие жанровые рамки. Пожалуй, самым точным определением будет RPG/Adventure. Судите сами: все действие игры происходит на улицах и в подземельях Lea Monde, где Эшли предстоит бегать, прыгать, сражаться и решать простые головоломки, набор действий, более подходящий для аркады или адвенчуры, чем для вдумчивой RPG. Но хотя в VS нет очков опыта и уровней, зато присутствует стандартный набор характеристик, пусть и в несколько урезанном виде: сила, ловкость, интеллект, HP, MP. Увеличиваются они только при использовании специальных предметов или в определенных сюжетом местах.
  Каждая конечность обладает своей шкалой здоровья (как в Tobal), соответственно, если у героя ранены ноги, он не в состоянии бегать, без правой руки - хорошо сражаться и т.д. При встрече с врагом игрок может остановить игру, тогда вокруг героя возникает полусфера, обозначающая радиус поражения, и список попавших в нее конечностей противников. Обычно у врагов есть какое-то одно уязвимое место, а остальные хорошо защищены. Схватки напоминают бои из Parasite Eve (хотя здесь нет линейки ожидания хода), с полной свободой перемещения по комнате и возможностью бегства от противников в соседние помещения.
  Боевая система VS построена на применении Chain Abilities - связок приемов. В момент нанесения удара над головой Эшли на долю секунды появляется знак "!". Если за это время вы успеваете нажать одну из трех кнопок, то последует еще один удар, и так далее, пока не собьетесь. Со временем Эшли выучивает новые атаки (к концу игры получается довольно внушительный список), но "носить" одновременно может только три. Та же ситуация с защитными приемами (Defense Abilities): когда бьет враг, над головой у героя тоже появляется "!" и, если игрок успевает вовремя среагировать, Эшли проводит контратаку. Столь изящное решение превращает игрока из пассивного наблюдателя (как в большинстве JRPG) в активного участника сражения, а сами битвы все время держат в напряжении, заставляя судорожно стучать по кнопкам и тихо ругаться, когда связка прерывается на тридцатом ударе из-за судороги, что сводит большой палец.
  Темная сила Lea Monde пробуждает у Эшли способности к магии. Увы, заклинания, по большей части, бесполезны, хотя некоторые из них довольно оригинальны.
  Рассказывать об особенностях игрового процесса VS можно очень и очень долго: есть еще индикатор Risk, приемы Break Arts, возможность собирать собственное оружие из запчастей… Но журнал не резиновый, посему едем дальше.

Твой новый мир [1]

  Графика, по меркам PS, просто великолепна, у игрока есть возможность вращать камеру, масштабировать изображение (правда, только в двух вариантах - чуть ближе и чуть дальше) и осматриваться, переключившись на вид от первого лица. А ролики, выполненные на движке игры, позволяют почувствовать любовь, с которой разработчики подошли к созданию VS: прорисовка лиц персонажей (они даже обладают мимикой!), эффект "расплывчатости" изображения, естественность движений и отменная режиссура (не хуже, чем в Metal Gear Solid) заставляют забыть об угловатости фигурок и зернистости текстур. Рискну утверждать, что VS вполне может побороться за звание самой красивой игры для PS.
  А вот звуковое сопровождение разочаровывает. Не каждое ухо способно долго терпеть эту какофонию лязгов, да и предсмертные стоны противников звучат не слишком убедительно. Музыки в игре нет, что, однако, идет только на пользу атмосфере.
  Работники Square - известные мастера создания атмосферы, это может подтвердить каждый, кто хоть раз сталкивался с их продукцией, но здесь они превзошли самих себя. Vagrant Story - страшная игра, она пугает почище попсовой Parasite Eve и не меньше, чем классическая Resident Evil, но использует при этом совершенно иные методы. В RE страх - следствие беспомощности героев (мнимой ^_^), перед лицом врагов, природу которых они не понимают, а в VS ужас вызывают гротескные формы монстров, мрачные давящие стены подземелий, ощущение висящей над головой многотонной каменной массы… И все как в сказке - чем дальше, тем страшнее.
  Дизайн персонажей не уступает графическому оформлению. Самыми яркими являются, пожалуй, Сидней, таинственный и харизматичный, отдавший свои руки Тьме, а вместо них пользующийся металлическими протезами, и демонический кардинал Ромео Гильденштерн (Romeo Guildenstern). Дизайн уровней тоже на высоте: залитые солнечным светом улицы города, мрачные подземелья, величественная готическая архитектура Главного Собора. Единственное к чему можно придраться - это однообразие помещений в пределах одного уровня и однотипность головоломок (ящик A поставить на ящик B и столкнуть на них ящик C).
  Vagrant Story практически провалилась, не оправдав ожидания своих создателей. Причин тому может быть масса, но факт остается фактом - массовая аудитория игру не приняла. Но это не говорит о качестве самого произведения, ибо VS просто великолепна. Если бы не мелкие недоработки, мы получили бы шедевр калибра Metal Gear Solid и, возможно, стали бы свидетелями рождения нового игрового сериала.

  Резюме: Если и есть на PS игра, которую можно сравнить с Metal Gear Solid в плане сюжета, атмосферы, проработки персонажей и напряженности игрового процесса, то это Vagrant Story. Без пяти минут шедевр.!

[1] - Название песни группы "Ария" вперед вверх назад