выпуск  № 8       (30 ноября 2002 года)

 

предыдущая страница страница № 7 следующая страница
AnimemaniacsMagazine - АнимеРевью
Seed
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАНЕЛЬ






Режиссер: Мамору Оси
Сценарий: Мамору Оси
Художник: Ёситака Омано

Angel’s Egg

Апокалиптический пейзаж или …

А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

В.В. Маяковский.

«С чего начать?».
     «Начни с начала».
     «Хорошо.
     Вначале было слово…».

Сначала я решил рассказать о том, что Angel’s Egg это история об умирающем мире. Но, пересмотрев его ещё раз, внимательнее, я понял, что это не так! Это не история об умирающем мире, нет. Это история о мире умершем, умершем так давно, что никто этого даже не помнит. Это история о девочке, нёсшей яйцо и о солдате, её сопровождавшем. Они, вероятно, одни из последних (если не последние) людей в этом мире. Но в центре внимания - не они. Авторы гораздо больше внимания уделяют миру, в котором они существуют. Его образы - вот герои, которые привлекают к себе большее внимание. О сюжете этого аниме рассказывать бесполезно - его просто нет. Весь фильм это картина, а не история. В картине есть главные персонажи, но они лишь часть чего-то большего. Являясь неотъемлемой частью фильма, они не занимают главенствующего положения, как то происходит в большинстве сценариев.

Миротворцы творят миры по-своему.

От людей остались только тени,
и лишь их обезумившие духи,
с беззвучным криком боли и негодования
метались над заражённой планетой.

Fallout

Говоря о том, что одним из главных действующих лиц является мир, в, котором находятся персонажи, я именно это и имею в виду (в буквальном смысле). За  первую половину фильма звучит лишь пара коротких фраз. 97% всего фильма отдано демонстрации пейзажей мира. Одна из примечательных его деталей - ночная жизнь. Ночью просыпается тень той жизни, что когда-то была в этом мире. Тени рыб плывут по стенам зданий города. Позже появляются призраки рыбаков. Сотни призраков, гоняющиеся за сотнями теней, вот все, что осталось здесь, ничего живого, лишь тени и призраки. Этот мир тёмен, он всегда тёмен, и в нём идет дождь. Хоть герои с самого начала и наблюдают закат, складывается впечатление, что ночь началась очень давно и не закончится уже никогда. Точно так же, начавшийся в середине фильма, дождь кажется бесконечным.

Всё ли мертво в этом статичном мире? Если да то, тогда бы его показ был бессмысленным без некоторых намёков. Angel’s egg - вещь очень разноплановая и сложная. Чтобы воспринять некоторые идеи необходимо понимание символов, использованных создателями. Они вводят символичных персонажей, используют образ яйца, и воду, просачивающуюся повсюду неспроста. Впрочем, это уже вам решать, какие символы вы увидите в тех или иных образах.

Вопросы с потерявшимися ответами.

Фильм привлекает своей необычностью. Он не повесть о деяниях, но развёрнутая панорама апокалипсиса. В действии всего два персонажа. Первый - девочка, несущая яйцо. Совсем маленькая девочка. Она очнулась ото сна, спрятала яйцо под одежду и пошла… Скорее всего, она сама не знала, куда и зачем она идет. Она шла по умирающему лесу и уже умершему городу, в мире, где всегда идёт дождь. Она шла навстречу неизвестности, которая является своеобразной основой в построении фильма. Второй герой - солдат. Странный солдат, носящий архаичный металлический крест. Повстречав девочку в городе, он просто последовал за ней. Человек, который сам загадка. Ежели говорить о тайне, то ею являются даже имена персонажей. «Кто ты?» -- спрашивает солдата девочка. И неизменно получает один и тот же ответ: «А кто ты?». Авторы не хотят ни на секунду нарушать таинства происходящего. Ведь всего один ответ может разрушить выстраиваемую ими тайну.

Интересными в данном аниме являются образы, использованные авторами. Яйцо всегда символизировало рождение и начало чего-то нового. Посмотрев фильм до конца, задаёшься вопросом: «А вдруг это вовсе не апокалипсис? Вдруг это тот самый момент? Момент перед рождением нового мира. Вдруг мы наблюдаем смену старого умершего мира, новым?» На это, должно быть, указывает и образ девочки, в момент смерти преображающейся и дающей жизнь, и образ солдата, статичного, безразличного и постоянно возвращающегося к той точке, с которой он начал. Жизнь в образе девочки пронеслась мимо него, а он остался, неизменным и, скорее всего, таким же мёртвым, как и окружающий его мир. Это один из тех вопросов, которые остаются без ответа. Каждый волен понимать эти образы так, как он сам хочет.

Angel’s Egg - аниме, задающее вопросы. Размышления о смысле и действительности существования в этом фильме присутствуют повсюду. Персонажи говорят между собой о вещах, понятных только им самим. Они задают очень много вопросов, но ни разу не получают ответов. Это важно, поскольку вопросы заданные ими, имеют глубокий философский подтекст. Что есть «Я»? Существую ли я на самом деле? Существует ли мир вокруг меня? А вдруг я, как и весь мир вокруг, являюсь не более, чем плодом своего собственного воображения? На эти вопросы пытается ответить не одно поколение мыслителей. Это вопросы, которые хоть раз задавал или задаст себе каждый из нас. Едва ли мы, когда-нибудь получим на них ответы, но вопросы эти будут существовать всегда.

Вызывает интерес
Ваш технический прогресс.
(Л. Филатов)

Графика фильма безупречна, что неудивительно, ведь дизайнером является Ёситака Амано (Vampire Hunter D). С первых же кадров графика напомнила мне о полотнах великих художников Сальвадора Дали и Иеронима Босха. Классический сюрреализм. Кроме того, присмотревшись к пейзажам, вспоминаешь Рериха и его картины гор в голубых тонах. Это своеобразие графического исполнения пейзажей придаёт картине магнетическое очарование. Загадочности и необычайности сего произведения мы обязаны Мамору Осии (Ghost in the Shell), который выступил, как в роли режиссёра, так и сценариста фильма. К сожалению, мне не удалось узнать имя композитора, но музыка вызвала ассоциации со звукорядом классического фильма «Космическая одиссея 2001 года» (снятый Стенли Кубриком по произведениям Артура Кларка). Именно там, впервые, сюрреалистические картины космоса и пейзажи сопровождались симфонической музыкой и хоровым пением, отражающими суть картины. Музыка - неотъемлемая часть, создающая настроение и наталкивающая на размышления. Сомнительно то, что её можно слушать, как отдельный саундтрек, но без неё не было бы той атмосферы и Angel’s Egg не был бы тем, чем он является.

Всё-таки это философское искусство.

Подводя итог, замечу, что Angel's Egg будет понятен далеко не всем. Это, как и многие другие произведения Мамору Осии, аниме для людей, которые думают. Аниме чрезвычайно сложное в своём восприятии. Не все люди, привыкшие видеть в фильмах сюжет и действие, смогут воспринять этот фильм. Это скорее набор мыслей и образов, то есть картина, а не история.
     Хотелось бы процитировать отрывок из одного обзора найденного в интернете (к сожалению, без указания авторства):

«Angel's Egg содержит: Художественные образы, медленный темп, тяжелые изображения, и прекрасную работу в анимации.
В итоге получаем: сюрреалистическое изображение девушки, яйца, и человека.
Ошеломляющий топологический чертеж».

предыдущая страница страница № 7 следующая страница
Журнал основан в 2002 году. @Aleks Saotome. Использовать материалы только с разрешения автора.  Коментарии / Вопросы?